Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять словарный запас детей по теме "Весна";
- закреплять у детей умение составлять сложноподчинённые предложения;
- закреплять навыки звукобуквенного анализа и синтеза при обучении детей чтению с помощью разгадывания кроссворда;
- развивать связную речь при составлении рассказа "Весна" по картине (по цепочке);
- закреплять умения детей разбирать предложение и выкладывать его схему;
- закреплять навыки чтения и письма.
Коррекционно-развивающие:
- развивать словесно-логическое мышление;
- развивать слуховое восприятие;
- развивать зрительную память;
- развивать общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение слушать, реагировать на высказывание сверстников, соблюдать в беседе очередность, продолжить формирование умения работать группой;
- закреплять у ребят представление о взаимопомощи, доброте;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование:
- Незнайка (плоскостной, с одной стороны - грустный, с другой - весёлый);
- Дидактические игры "Назови приметы - разрезные картинки", "Весенние месяцы", "Небылицы";
- Конверт с заданиями; магнитофон с фонограммой "Пение птиц";
- Разрезная картинка "Весна", схема-описание для составления рассказа;
- Карточки со словами для составления предложения, красный маркер;
- Кассы для схем предложения (демонстрационная и индивидуальные);
- Кроссворд, карточки со словами отгадками и маркер;
- Фотография - ВЕСНА.
Ход занятия
Организационный момент:
Психогимнастика (кубик эмоций - <Рисунок1>):
Рис. 1
Ребята, какое у нас сейчас время года? (Весна)
Давайте покажем, как мы с вами радуемся весне (дети поднимают руки вверх и улыбаются).
Покажите, как вы рады солнцу (дети поднимают подбородок, наклоняя голову вправо-влево, прищуриваясь и улыбаясь).
А теперь покажите, как вы испугались дождя (дети, испуганно поднимают руки над головой полукругом и проходят на свои места).
Дидактическая игра "Назови приметы":
Логопед: К нам сегодня пришёл Незнайка с конвертом <Рисунок2>, он какой? (Грустный). Потому, что он не может отгадать, как называют "Зелёную фею природы". Давайте ему поможем, выполнив все задания (конверт с заданиями).
Рис. 2
1. Задание: Назовите весенние месяцы по порядку
(Март, апрель, май) - на доске выставляются картинки <Рисунок3>.
Рис. 3
Логопед: Сложите разрезную картинку (у каждого ребёнка разрезная картинка) и назовите, в каком месяце весны это бывает. Дети: "У меня на картинке - Выглянуло солнце и тает снег - это бывает в марте"; "У меня на картинке нарисованы цветущие кусты сирени - это бывает в мае" и т. д.
2. Задание: Игра "Кто больше?"
Логопед: Назовите признаки ("красивые" слова): к слову СОЛНЦЕ (какое?) (весеннее, тёплое, ласковое, доброе, лучистое и т.д.), к словам: НЕБО, ТРАВА, ПОДСНЕЖНИК.
Задание: игра "Небылицы". Составление сложноподчинённых предложений по сюжетной картине.
Сюрпризный момент: Под фонограмму "Пение птиц" "влетает" письмо от Зелёной Феи.
Логопед читает письмо:
Как посмели вы сюда прийти?
В моем лесу покой нарушить?
Хотите вы меня узнать?
И в лесу с Незнайкой поиграть?
Так вот, рассмотрите небылицы!
И расскажите, чего не бывает весной!
Логопед: Ой, ребята, посмотрите картина в лесу. Располагайтесь поудобнее на полянке (дети сидят на паласе), теперь рассмотрим картину, расскажем, чего не бывает весной. <Рисунок4>
Рис. 4
Дети отвечают по картине: Весной дети не загорают, потому что ещё прохладно. Весной нельзя слепить снеговика, потому что снег уже растаял и т. д.
Физкультминутка (магнитофон и фонограмма "Пение птиц")
"Весна"
К нам весна шагает Дети идут по кругу,
Быстрыми шагами. высоко поднимая колени.
И сугробы тают под её ногами. Приседают и садятся на корточки.
Чёрные проталины Наклоны к правой и левой
На полях видны. ногам, руки на поясе.
Видно очень тёплые Бег на носочках по кругу.
ноги у весны.
Задание: Составление рассказа по разрезной картинке "Весна" (развитие связной речи)
На доске расположены картинки с нарушением местоположения <Рисунок5>.
Рис. 5
Детям даётся задание расположить их правильно и составить рассказ <Рисунок6>.
Рис. 6
Дети по цепочке составляют рассказ по картине, опираясь на схему-описание "Времена года" Т.А. Ткаченко: "Наступила весна. Выглянуло ласковое, тёплое солнышко и стало пригревать землю. Снег начал таять и побежали весёлые, говорливые ручейки. По небу поплыли облака, из которых пошёл дождь. После дождя на земле появилась первая зелёная трава и первые весенние цветы подснежники, мать-мачеха. На деревьях набухли почки и распустились маленькие светло-зелёные листочки. Из тёплых стран прилетели грачи и стали вить гнёзда на деревьях. Ещё прилетели скворцы и поселились в скворечнике, который смастерили ребята. Маша и Рома надели лёгкую весеннюю одежду, обули резиновые сапожки и пошли гулять. На улице Маша любовалась первыми весенними цветами и проснувшейся красивой бабочкой, а Рома пускал в ручейках бумажные кораблики. Дети были рады весне".
Задание: игра "Выложи схему" Разбор предложения.
Логопед: Ребята, давайте поможем Незнайке выполнить следующее задание. Посмотрите на доску и составьте из этих слов предложение. Вспомните правила.
На доске прикреплены слова, из них дети составляют предложение. <Рисунок7>
Рис. 7
Дети расставляют слова по местам, вспоминают правила ("Начало предложения пишется с большой буквы", "В конце предложения ставится точка", "Жи, ши - пиши с буквой И"), исправляют ошибки. <Рисунок8>
Рис. 8
Логопед: Нужно выложить схему этого предложения. Дети выкладывают схему у себя на столах и на доске. <Рисунок9>
Рис. 9
Логопед: Мы уже почти у цели. Осталось последнее задание!
Задание: "Отгадай имя феи"
Разгадывание кроссворда (обучение грамоте) <Рисунок10>, <Рисунок11>
Рис. 10
Рис. 11
На доске прикреплён кроссворд. Дети берут маркер. Им дается задание отгадать загадки и вписать слова. Вместе с логопедом дети выполняют задание, разгадывают загадки-слова и читают ключевое слово, выделенное другим цветом (Весна).
Загадки:
1. На земле появилась первая: (трава).
2. Первый весенний цветок: (подснежник).
3. Растаял весь: (снег).
4. Светит ласковое: (солнце).
5. Первая птица, прилетевшая к нам: (грач).
Итог занятия:
Логопед: Вот мы с вами помогли Незнайке выполнить все задания. Ребята, вспомните, в какие игры мы играли?
Дети: Мы называли весенние месяцы, приметы весны. Мы подбирали "красивые" слова к словам - СОЛНЦЕ, НЕБО, ТРАВА, ПОДСНЕЖНИК. Играли в игру "Чего не бывает весной", складывали разрезную картинку и составляли по ней рассказ "Весна". Из слов составляли предложение, исправляли ошибки и выкладывали схему предложения. Разгадали кроссворд и прочитали отгадку.
Логопед: А теперь посмотрите на Незнайку) <Рисунок12>. Какой он стал? (весёлый). Он стал таким, потому что вы выполнили все задания правильно. Давайте позовём ЗЕЛЁНУЮ ФЕЮ - ВЕСНУ! Выставляется ВЕСНА <Рисунок13> и детям раздаются сюрпризы.
Рис. 12
Рис. 13
Список литературы.
- Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина "Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие" АЙРИС ПРЕСС,М.,2004.
- Н.В.Нищева "Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи" "ДЕТСТВО-ПРЕСС", С - П.,2003
- Т. А. Ткаченко Использование схем в составлении описательных рассказов - Дошкольное воспитание - 1990 - № 10 - с.16.