Цели: познакомить с приемом нахождения расстояния между точками числового луча. Развивать навыки вычислительных действий; отрабатывать умение решать задачи с дробями; развивать логическое мышление.
Ход урока.
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
- Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке? (Умение сравнивать, мыслить, делать выводы, слушать)
Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех».
II. Актуализация знаний.
Начнем с разминки – устного счета.
1 гр. - решает примеры на карточке:
20 : 5 + 17 | (100 – 30) х 6 : 10 |
42 – 6 х 4 | 25 + 15 х 4 – 23 |
64 : 8 х 10 | (254 + 42 – 200) : 6 |
318 +490 : 70 | (1000 – 600) : 5 - 35 |
500 – 9 х 40 | (679 – 71 – 400) : 4 |
Все
Найдите неизвестное число из уравнения:
Х + 125 = 200 360 : Х = 8 Х : 30 = 60 Х х 7 = 15
- Что неизвестно? Как найти?
75, 45, 1800, 15/7
- Какое число лишнее? Почему?
- Выделите целую часть из дроби. (2 1/7)
- Найдите 6/9 числа 45.
- Найдите число, 1/2 которого равны 30.
- Найдите 5 % от числа 1800.
- В поле работало 180 человек. 6/9 работающих мужчины. Сколько мужчин работало в поле?
30, 60, 90, 120 ….
Продолжите ряд еще на два числа. (150, 180)
2. Работает весь класс.
Расположите эти числа на координатном луче. Дадим названия точкам с такими координатами : В(30), А(60), С(90), Д(120)
-Найдите цену деления шкалы (единичный отрезок – 10 е).
-Какую координату имеет начало луча. (0).
-Разместите точки В, А, С, Д на координатном луче.
- На сколько единиц удалена точка А от начала луча? Покажите это расстояние.
- Назовите координату точки, которая расположена правее всех точек. На сколько она удалена от начала луча. Покажите.
- Назовите координату точки, которая удалена на 90 е от начала луча.
- Назовите 2 числа, изображения которых на координатном луче находятся левее т.С(90)
- Правее точки В (30)
Вывод: Точки с большими координатами находятся на координатном луче ……(правее), а с меньшими координатами - …..(левее).
Физминутка для глаз.
III. Постановка учебной задачи.
- На каком расстоянии друг от друга находятся точки А и С. Как найти? (посчитать отрезки)
Точки В и С; Д и Е.
Предлагаю задание:
Винтик и Шпунтик идут по координатному лучу. Винтик находится в точке В(236), Шпунтик – в точке Ш(193) На каком расстоянии друг от друга находятся Винтик и Шпунтик?
- Что надо найти? Удобно ли изображать на числовом луче и пересчитывать отрезки?(нет большие числа)
- В чем возникло затруднение? (Не можем найти расстояние между точками)
- Сформулируйте учебную задачу (Научиться находить расстояние между точками числового луча с помощью вычислений. Как найти расстояние между точками с помощью вычислений? …)
- Тема урока:….Расстояние между точками числового луча.(открыть)
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
- Ваши предположения, что надо сделать чтобы ответить на вопрос задания.( +,-)
- Изобразим на схеме условия задания.
- Назовите координату Шпунтика, Винтика.
- Кто дальше удален? На сколько удален Винтик от начала ? Начертим отрезок в тетради Покажите на отрезке.
Покажите на схеме, где расположен Винтик? На каком расстоянии он удален от начала отрезка, подпишите.
- Что надо узнать? Что ищем? (часть) Как найти? 236-193 = 43 е
- Что обозначают числа 236, 197?
- Как найти расстояние между точками, сформулируйте правило?(Из большей координаты вычесть меньшую)
Построим модель нашего высказывания. Условно обозначим точки А(а) и В(в) .Как найти расстояние АВ? (АВ= в-а)
Сравним с правилом в учебнике.
- Как найти расстояние между точками числового луча с помощью вычислений? Прикрепить табличку (формулу)
Физминутка
V. Первичное закрепление.
Работаем в учебнике № 3 с. 65
Прочитайте задание.
Чему равен единичный отрезок?
Запишите координаты точек.( 1 ученик у доски )
Как найти расстояние между точками?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работаем в парах.
1 гр. №5 с. 66 Решение записать в тетрадь
2 гр. № 5( а, б) с 71
Проверка.
1гр В(25) П (60) ВП=60 – 25 = 35 е
КВ= 25 КП = 60 ВС= 90-25= 65 е ПС= 90 – 60=30
2 гр
А) 72 : 3 = 24 е М(144), Б (456) МБ = 456 – 144 = 312 е
Б) 26 : 2 = 13 е Ч (91), К (208) ЧГ = 208-91- 117е
Как найти расстояние между точками?
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Задача. Прочитайте самостоятельно. С карточки
Выехав со своей семьей из г. Мурманска в г. Санкт-Петербург на машине, Наташа вела наблюдения за дорогой. Она заметила, что на путь с 800 км по 1160 км они затратили 4 часа. За сколько часов они проедут этот же участок на обратном пути, если их скорость увеличилась на 30 км/ч?
О чем говорится в задаче?
Какие величины характеризуют движение объекта? S=V х t
Что надо узнать в задаче? По какой формуле? t=S: V
Можем ли ответить на вопрос задачи? Что узнаем сначала? Потом?
Где при решении задачи можно применить новые знания?
Составьте план решения.
Решение запишите самостоятельно.
Сверить с образцом (слайд)
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Какую задачу ставили?
Удалось решить поставленную задачу?
Что на уроке у вас хорошо получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Когда испытывали успех на уроке?
Домашнее задание:
1 гр с.72 № 10 (б) , № 14 (б) с. 68
2 гр. С. 72 № 10 (в), № 14 (б) с. 68, с.68 №15 *