Урок математики в 4-м классе по теме "Расстояние между точками числового луча"

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить с приемом нахождения расстояния между точками числового луча. Развивать навыки вычислительных действий; отрабатывать умение решать задачи с дробями; развивать логическое мышление.

Ход урока.

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

- Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке? (Умение сравнивать, мыслить, делать выводы, слушать)

Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех».

II. Актуализация знаний.

Начнем с разминки – устного счета.

1 гр. - решает примеры на карточке:

20 : 5 + 17 (100 – 30) х 6 : 10
42 – 6 х 4 25 + 15 х 4 – 23
64 : 8 х 10 (254 + 42 – 200) : 6
318 +490 : 70      (1000 – 600) : 5 - 35
500 – 9 х 40 (679 – 71 – 400) : 4

Все

Найдите неизвестное число из уравнения:

Х + 125 = 200 360 : Х = 8 Х : 30 = 60 Х х 7 = 15

- Что неизвестно? Как найти?

75, 45, 1800, 15/7

- Какое число лишнее? Почему?

- Выделите целую часть из дроби. (2 1/7)

- Найдите 6/9 числа 45.

- Найдите число, 1/2 которого равны 30.

- Найдите 5 % от числа 1800.

- В поле работало 180 человек. 6/9 работающих мужчины. Сколько мужчин работало в поле?

30, 60, 90, 120 ….

Продолжите ряд еще на два числа. (150, 180)

2. Работает весь класс.

Расположите эти числа на координатном луче. Дадим названия точкам с такими координатами : В(30), А(60), С(90), Д(120)

-Найдите цену деления шкалы (единичный отрезок – 10 е).

-Какую координату имеет начало луча. (0).

-Разместите точки В, А, С, Д на координатном луче.

- На сколько единиц удалена точка А от начала луча? Покажите это расстояние.

- Назовите координату точки, которая расположена правее всех точек. На сколько она удалена от начала луча. Покажите.

- Назовите координату точки, которая удалена на 90 е от начала луча.

- Назовите 2 числа, изображения которых на координатном луче находятся левее т.С(90)

- Правее точки В (30)

Вывод: Точки с большими координатами находятся на координатном луче ……(правее), а с меньшими координатами - …..(левее).

Физминутка для глаз.

III. Постановка учебной задачи.

- На каком расстоянии друг от друга находятся точки А и С. Как найти? (посчитать отрезки)

Точки В и С; Д и Е.

Предлагаю задание:

Винтик и Шпунтик идут по координатному лучу. Винтик находится в точке В(236), Шпунтик – в точке Ш(193) На каком расстоянии друг от друга находятся Винтик и Шпунтик?

- Что надо найти? Удобно ли изображать на числовом луче и пересчитывать отрезки?(нет большие числа)

- В чем возникло затруднение? (Не можем найти расстояние между точками)

- Сформулируйте учебную задачу (Научиться находить расстояние между точками числового луча с помощью вычислений. Как найти расстояние между точками с помощью вычислений? …)

- Тема урока:….Расстояние между точками числового луча.(открыть)

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

- Ваши предположения, что надо сделать чтобы ответить на вопрос задания.( +,-)

- Изобразим на схеме условия задания.

- Назовите координату Шпунтика, Винтика.

- Кто дальше удален? На сколько удален Винтик от начала ? Начертим отрезок в тетради Покажите на отрезке.

Покажите на схеме, где расположен Винтик? На каком расстоянии он удален от начала отрезка, подпишите.

- Что надо узнать? Что ищем? (часть) Как найти? 236-193 = 43 е

- Что обозначают числа 236, 197?

- Как найти расстояние между точками, сформулируйте правило?(Из большей координаты вычесть меньшую)

Построим модель нашего высказывания. Условно обозначим точки А(а) и В(в) .Как найти расстояние АВ? (АВ= в-а)

Сравним с правилом в учебнике.

- Как найти расстояние между точками числового луча с помощью вычислений? Прикрепить табличку (формулу)

Физминутка

V. Первичное закрепление.

Работаем в учебнике № 3 с. 65

Прочитайте задание.

Чему равен единичный отрезок?

Запишите координаты точек.( 1 ученик у доски )

Как найти расстояние между точками?

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работаем в парах.

1 гр. №5 с. 66 Решение записать в тетрадь

2 гр. № 5( а, б) с 71

Проверка.

1гр В(25) П (60) ВП=60 – 25 = 35 е

КВ= 25 КП = 60 ВС= 90-25= 65 е ПС= 90 – 60=30

2 гр

А) 72 : 3 = 24 е М(144), Б (456) МБ = 456 – 144 = 312 е

Б) 26 : 2 = 13 е Ч (91), К (208) ЧГ = 208-91- 117е

Как найти расстояние между точками?

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Задача. Прочитайте самостоятельно. С карточки

Выехав со своей семьей из г. Мурманска в г. Санкт-Петербург на машине, Наташа вела наблюдения за дорогой. Она заметила, что на путь с 800 км по 1160 км они затратили 4 часа. За сколько часов они проедут этот же участок на обратном пути, если их скорость увеличилась на 30 км/ч?

О чем говорится в задаче?

Какие величины характеризуют движение объекта? S=V х t

Что надо узнать в задаче? По какой формуле? t=S: V

Можем ли ответить на вопрос задачи? Что узнаем сначала? Потом?

Где при решении задачи можно применить новые знания?

Составьте план решения.

Решение запишите самостоятельно.

Сверить с образцом (слайд)

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Над чем ещё надо поработать?

Когда испытывали успех на уроке?

Домашнее задание:

1 гр с.72 № 10 (б) , № 14 (б) с. 68

2 гр. С. 72 № 10 (в), № 14 (б) с. 68, с.68 №15 *

Презентация.