Классный час "Шаг в профильную школу: проблемы и решения"

Разделы: Классное руководство


Цель:

  • формирование навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки и сдачи экзаменов;
  • отработать стратегию и тактику поведения в период подготовки к экзаменам; повышать сопротивляемость к стрессам.

Задачи:

  • развитие уверенности в себе;
  • развитие навыков самоконтроля;
  • формирование навыка управления стрессом;
  • снятие эмоционального напряжения и страха перед экзаменами.

План мероприятия:

  1. Выступление классного руководителя о необходимости выбора профиля, как решающего шага в выборе будущей профессии и оказании помощи.
  2. Выступление заместителя директора по научно-методической работе о формировании профильных классов гимназии. Проведение анкетирования.
  3. Выступление классного руководителя о психологической готовности детей. Анализ анкетирования девятиклассников.
  4. Выступления учащихся по следующим вопросам:
    – режим и методика подготовки к экзамену;
    – способы правильного повторения материала;
    – наиболее оптимальное питание в период подготовки к экзамену;
    – мобилизация интеллектуальных возможностей: приемы и методы;
    – решение наиболее часто встречающихся на экзамене проблем;
    – правила поведения при сдаче экзамена в новой форме.
  5. Выступление выпускников гимназии прошлых лет.
  6. Информирование учащихся о проблемах и решениях на экзаменах. (раздача буклетов)

Ход мероприятия

1. Выступление классного руководителя о необходимости выбора профиля, как решающего шага в выборе будущей профессии и оказании помощи.

Учитель:

Дорогие девятиклассники, пройдёт совсем немного времени и перед вами станет вопрос в выборе профиля, который будет решающим в вашей будущей профессии. И об этом необходимо уже подумать сейчас. Трезво оцените свои желания и способности. Если вы серьёзно подойдёте к выбору, получите хорошее образование, будете специалистами высокой квалификации. Вы будете конкурентоспособны на рынке труда, и вам будет нестрашна безработица. Выбор профессии – очень серьёзный шаг. Пусть ваш выбор будет правильным. А мы постараемся вам помочь.

2. Выступление заместителя директора по научно-методической работе о формировании профильных классов гимназии. Слово предоставляется заместителю директора по научно-методической работе (обсуждение проблемы профолизации, анкетирование детей на выбор профиля).

3. Выступление классного руководителя о психологической готовности детей. Анализ анкетирования девятиклассников (Приложение 1.).

Учитель:

Немаловажную роль в выборе профиля играют экзамены. Каждый из вас должен выбрать те из них, которые определят вас в профильный класс.

Экзамены – (с лат. – испытания) это не просто “отбарабанил” и ушел. Это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету. (Приложение 2.)

Мы провели анкетирование на вашу готовность к сдаче экзаменов(Вопросы анкеты взяты из курса “Психолого-педагогическая подготовка школьников к сдаче выпускных экзаменов в традиционной форме и в форме ЕГЭ”) . На вопрос, хорошо ли вы представляете, как проходит экзамен только 35% ответили утвердительно. 67% считают, что не смогут правильно распределить время и силы во время экзамена. Наилучший способ выполнения заданий смогут выполнить только 35% опрошенных. 98% из вас считают, что результаты экзамена важны для вашего будущего. Волнуются, когда думают о предстоящем экзамене 58%. Только 30% знают, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку. Думают, что у выпускного экзамена есть свои преимущества половина опрошенных. (Приложение 2.)

Только 30% из вас думает, что может сдать экзамен на высокую оценку. Почти половина знает, как успокоиться в трудной ситуации. 60% из вас не понимает, какие качества могут помочь при сдаче экзамена. Половина опрошенных сможет справиться с тревогой на экзамене. Только 33% считают, что они достаточно много знают про выпускные экзамены. 81% опрошенных считают, что сдать экзамен им не под силам. (Приложение 2.)

Подсчет результатов и анализ их, показал, что многие плохо знакомы с процедурой проведения экзамена и не умеют справляться со стрессом, поэтому цель сегодняшнего классного часа преодолеть важный рубеж – сдать экзамены с легкостью. Для этого достаточно навести порядок в собственной голове, в организме и окружающем пространстве.

Учитель:

Согласитесь, что школа для многих из вас зона стресса. Stress (напряжение)-состояние повышенного нервного напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

Главная причина стресса при подготовке к экзамену – нехватка времени (цейтнот), поэтому, чтобы свести эту нехватку к минимуму, необходимо детально продумать режим и методику подготовки к экзамену. Об этом более подробно расскажет

Ученик 1. (см. слайды "как подготовиться к экзаменам") :

  1. Сначала подготовить место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.
  2. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-нибудь картинки в этих тонах.
  3. Составь план подготовки. Для начала определи, кто ты – “жаворонок” или “сова”, и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: немного позанимаюсь“, а какие именно разделы и темы будут пройдены.
  4. Начни с самого трудного – с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если трудно “раскачаться”, можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
  5. Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  6. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  7. Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
  8. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов.
  9. Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  10. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, ещё раз остановиться на самых трудных вопросах.

Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроя. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которую нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

Учитель:

Важна не только организация, но и в силу большого объема информации, система повторения материала. О том, как правильно повторять материал расскажет

Ученик 2. (Приложение 2. см. слайды "способы повторения" ):

Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью “от” и “до”. Можно даже порекомендовать писать шпаргалки в виде краткого , тезисного изложения материала. Но, увлекшись этим процессом, не забудьте, идя на экзамен, оставить продукты своего творчества дома.

Результат запоминания зависит от индивидуальных особенностей человека , а также от режима деятельности. У некоторых заучивание наиболее продуктивно в вечернее время, у других – утром. Наименее эффективно заучивание днём. Целесообразнее всего запоминать вечером и повторять на следующее утро. Обширный материал лучше делить на небольшие группы.

Запоминание зависит от особенностей темперамента и характера человека. Так, холерики быстро запоминают, но и забывают. А флегматики, наоборот, медленно запоминают, но помнят долго. Лучшие помощники памяти – дисциплинированность и организованность. Запоминание– это труд, и труд нелёгкий. Поэтому важным условием усвоения материала является настойчивость и упорство в работе, умение не останавливаться на полдороге, а добиваться полного и прочного запоминания.

Итак, вопросы организации и повторения решены. Но даже самая умная голова, это часть нашего организма, который также испытывает нагрузку. Какое питание наиболее оптимально в период подготовки к экзамену? Ученик3 просветит нас по данному вопросу. (Приложение 2. см. слайды "деятельность мозга и питание").

Ученик 3:

Там непрерывно работают свыше 100 миллиардов нервных клеток, причем каждая связана с еще 10000 других. И каждую секунду они одновременно обмениваются информацией и подают миллионы сигналов. Для того чтобы этот сложнейший механизм функционировал без сбоев, клеткам серого вещества мозга необходимо большое количество энергии. Мозг ежедневно забирает 20 процентов всей энергии, получаемой с пищей. Таким образом, то, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности нашего мозга.

Морковь особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозгу. Наш совет: перед зубрежкой съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом.

Ананас – любимый фрукт театральных и музыкальных звезд. Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждается в витамине С, который в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасах очень мало калорий (в 100 г всего 56). Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день.

Авокадо – источник анергии для кратковременной памяти (например, при составлении планов, расписаний, списков покупок и т.д.) за счет высокого содержания жирных кислот. Достаточно половины плода.

Капуста снимает нервозность, так как снижает активность щитовидной железы. Чтобы прошел “мандраж”, съешьте салат из капусты перед экзаменами, и вы спокойно к ним подготовитесь.

Лимон освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной дозы витамина С. Перед занятиями иностранным языком неплохо выпить стаканчик лимонного сока.

Черника – идеальный продукт для студентов. Способствует кровообращению мозга. Лучше всего есть свежие ягоды или варенье.

Известно, что от волнения у экзаменуемых часто повышается уровень гормона кортизола, который мешает работе памяти; очевидные факты вылетают из головы. Чтобы мобилизовать ваши интеллектуальные возможности существуют определенные приемы и методы, о которых расскажет

Ученик 4. (Приложение 2.):

Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов

  • Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или 30 минут после еды. Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. В сладкую газированную воду добавляют вещества, ускоряющие обезвоживание. Для того чтобы расщепить соки, тоже требуется вода. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.
  • Вторая проблема, с которой сталкиваются школьники, попавшие в стрессовую ситуацию, – это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них – правое(образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность активно решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизится к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое – соответственно правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обоих частей тела приводит к координации полушарий мозга.
  • Физические упражнения также влияют на гармонизацию работы левого и правого полушарий. Ознакомиться с ними вы можете на сайте нашей гимназии, на странице Психология: наука и искусство.

Иногда, на экзамене возникают разные ситуации, давайте посмотрим насколько вы готовы к ним.

Сейчас, ученик 5 и ученик 6 представят вам наиболее часто встречающиеся на экзаменах проблемы. Подумайте и скажите, как бы вы, повели себя в предложенной ситуации.

А потом , ученик 5 и ученик 6 скажут как психологи советуют поступать. (Дети отвечают (Приложение 2.) см. слайды " что делать?").

Давайте поговорим о том, как вести себя во время сдачи экзаменов в новой форме. О правилах поведения на экзамене расскажут ученик 7, ученик 8 и ученик 9 (Приложение 2. см. слайды "памятка для выпускников").

Ученик 7:

  • Экзаменационные материалы состоят из трёх частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания , которые ты в силах решить. Задания разрабатываются в соответствии с программой общеобразовательной школы и отвечают образовательному стандарту. Задания части С отвечают более высокому уровню сложности, но соответствуют школьной программе – они доступны для тебя!

Итак, позади период подготовки. Не пожалей двух-трёх минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Подыши, успокойся. Вот и хорошо!

Будь внимателен!!!

  • В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
  • Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква "а". Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.

Соблюдай правила поведения на экзамене!

  • Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения экзамена в аудитории.
  • Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или возникновения трудностей с текстопакетом.

Сосредоточься!

  • После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!
  • Совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Ученик 8:

Не бойся!

  • Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого!

  • Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Пропускай !

  • Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца!

Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ

Ученик 9:

Думай только о текущем задании!

  • Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект – забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать очки.

Исключай!

  • Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном – двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).

Запланируй два круга!

  • Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").

Угадывай!

  • Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность

Проверь!

  • Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

ПОМНИ:

– Ты имеешь право на подачу апелляции по процедуре проведения экзамена в форме ЕГЭ руководителю пункта проведения экзамена в день выполнения работы ,не выходя из пункта проведения экзамена;

– Ты имеешь право подать апелляцию в конфликтную комиссию в течении трёх дней после объявления результата экзамена.

Учитель:

Все вы знаете, что сегодня по всей стране проводится вечер встречи выпускников. И сегодня в нашей школе гости – это выпускники прошлых лет. Выпускники любезно согласились присутствовать на нашей встрече и поделиться своими впечатлениями о сдаче экзаменов, ответить на ваши вопросы. (Приложение 3.)

А сейчас давайте послушаем интервью выпускников, какие советы они предлагают для успешной сдачи экзаменов.

Мы для вас разработали буклет (Рисунок 1, Рисунок 2) “Как подготовится к экзамену”. Надеемся, что те рекомендации, которые мы предлагаем очень вам пригодятся.

Заканчивая наш сегодняшний разговор, хочется пожелать вам успешной сдачи вашего первого экзамена, но увы не последнего... Жизнь, каждый день будет преподносить вам новые экзамены и вы должны быть к ним готовы!