Концептуальное обоснование программы. Программа рассчитана на проведение дополнительных кружковых занятий в пятых классах общеобразовательной школы, два раза в неделю. Дополнительное образование в общеобразовательной школе является важным звеном системы непрерывного образования и старается создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Важной задачей школьного образования является формирование информационной культуры учащихся на основе гуманитарных, гуманистических и культурологических принципов и традиций. Решению этой задачи способствуют межпредметные связи, интеграция информатики с другими учебными предметами. Одна из важнейших задач состоит не только в обучении школьников предмету, но и в воспитании гармонично развитой личности, умеющей применять свои знания на практике в любой жизненной ситуации.
В связи с высокими темпами компьютеризации повседневной и профессиональной жизни человека назрела реальная потребность использования компьютера как инструмента для достижения конкретных целей, решения различного рода задач, проведения экспериментов, моделирования ситуаций, прогнозирования. Создание персонального компьютера породило новые информационные технологии, заметно повышающие качество усвоения информации, ускоряющие доступ к ней, позволяющие применять вычислительную технику в самых разных областях деятельности человека.
Чем шире у ребенка будет диапазон возможностей для пробы и применения творческого потенциала, тем больше вероятность найти свое любимое занятие, раскрыть свой талант, проявить себя как личность. Таким образом, обязательным условием воспитания одаренного ребенка является решение задачи наиболее полного общего развития учащихся, под которыми надо понимать развитие его ума, воли, чувств.
Поэтому на интегрированных занятиях такого типа целесообразно применять все возможности компьютера в полной мере. Именно на таких занятиях учащиеся имеют возможность получить глубокие и прочные знания, использовать информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события и явления. На интегрированном занятии имеется широкая возможность для синтеза знаний, формирования умений и использования их в разных отраслях, применения современных компьютерных технологий.
На занятиях кружка дети получат возможность не только расширить свои знания, овладеть новыми способами и приёмами, познакомиться с новыми художественными средствами, но и получить навыки, необходимые для работы в графическом редакторе Paint. Полученные знания, умения, навыки помогут ребенку расширить кругозор, интеллект, стать более творчески развитой личностью, воспитать вкус и интерес к искусству, определиться с профессиональным выбором.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роли искусства в жизни общества – главный смысловой стержень программы.
Программа построена с учётом любознательности и способностями овладевать определёнными теоретическими знаниями и практическими навыками, большое внимание уделяется развитию нестандартности мысли ученика, творческому поиску решения поставленной перед ним цели, самостоятельному выбору им форм и средств выполнения задания. При этом каждый ученик чувствует себя комфортно, т.к. имеет возможность выполнять задания, разнообразные по содержанию, типу, виду и форме.
Программа ориентирована на максимальную связь с такой темой, как “Декоративно-прикладное искусство”.
Активное освоение учащимися традиций народного искусства в его главных видах дает возможность развивать нравственные основы процесса становления и развития личности. Данная программа предоставляет право каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни. При этом в ней используется важнейшее свойство народной культуры – её живая, органическая системность, позволяющая сформировать личность с целостным, нераздробленным мировосприятием и миропониманием. Нравственное развитие детей - одно из самых важных задач воспитания вообще, т.к. понятие “нравственность” неразрывно связанно с понятием “духовность”. Идеальным средством для развития духовности является искусство. А наиболее полно познать искусство возможно только в процессе личной творческой деятельности. Отсюда главный принцип программы: развитие чувства прекрасного через процесс активного наблюдения и сотворчества, переживания различных сторон окружающего мира на основе собственной деятельности.
Цель и задачи курса подчинены становлению и развитию личности школьника на национальной основе. Формирование основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти. Раскрытие творческого потенциала учащихся средствами компьютерной графики, воспитание их информационной культуры. Для их реализации необходимо:
- содействовать проявлению целостного оптимистического мироощущения учащихся, созданию их собственными силами нравственно-эстетически полноценной среды общения с народным искусством во всем многообразии его видов;
- способствовать дальнейшему формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения через развитие ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны и мира, через умение видеть памятники истории и культуры в широком социально-историческом контексте;
- развивать сознание того, что самобытная традиционная культура каждого народа России - общее достояние нашего Отечества, их вклад в мировую культуру, наследие, достойное уважения и сохранения в веках;
- формировать представление об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуре;
- осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России для активизации познавательного интереса к отечественному искусству.
Основные задачи программы:
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого представления, пространственного мышления, эстетического вкуса;
- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
- развитие графическо-аналитического и синтетического геометрического мышления;
- развитие умения выбрать оптимальный метод для достижения результата, анализировать промежуточные и конечные результаты своей деятельности;
- освоение основ графической грамотности;
- освоение средств информационных технологий;
- знакомство с основными приемами эффективного использования информационных ресурсов; развитие самооценки и самоконтроля;
- развитие конструктивно-технического мышления и воображения;
Творческие задания.
Время, отводимое на проведение кружковых занятий по декоративно-прикладному искусству, распределяется следующим образом:
Виды занятий | Количество часов |
1. Рисование с натуры (по представлению, по памяти). | 3 |
2. Тематическое рисование. | 6 |
3.Декоративное рисование, изобразительные техники. | 50 |
4. Беседы об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве | 13 |
Итого | 72 |
Содержание программы
Содержание определяется созданием максимально успешных возможностей и условий для творческого и духовного развития ребёнка, сохранения атмосферы творчества, художественного познания, осознания ценности и неповторимости национальной культуры и развития художественных навыков. Интегрированные занятия — это особый тип занятий, на которых изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов. Особенность данных занятий состоит в том, что компьютер на них используется не только как средство обучения, а в первую очередь как объект изучения.
Интегрированные занятия такого типа можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения, возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств информационно-коммуникационных технологий.
Для учащихся такое занятие — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения (положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность).
В процессе обучения необходимо использовать: выставки работ учащихся, виртуальные экскурсии, встречи-беседы с народными умельцами, посещение выставок, различные практические занятия, коллективную работу над единым замыслом.
Содержание занятий
Рисование с натуры. Рисование с натуры отдельных предметов и в группе, составление декоративных натюрмортов. Передача в рисунке пропорций, конструктивного строения, пространственного расположения, объёма, световых отношений, цвета изображаемых предметов.
Примерные задания. Рисование с натуры (а также по памяти и по представлению) с передачей перспективного сокращения формы – отдельных предметов: декоративного кувшина, модели домика, гипсового орнамента, игрушки-птички, глиняной игрушки, деревянной посуды. “Красивая деревянная посуда”, “Народные глиняные игрушки”, “Хохломские ложки и миски”, “Синее чудо Гжели”.
Тематические композиции. Рисование на темы на основе наблюдений учащихся и предварительного выполнения набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя или по представлению и иллюстрирование произведений устного народного творчества. Раскрытие в рисунке на тему развития изображаемого сюжета, выразительная передача характерного, главного в сюжете, передача изобразительными средствами своего отношения к изображаемому сюжету. Свободное владение при рисовании на тему цветом, законами перспективы, композиции, закономерностями конструктивного строения предметов. Развитие зрительных представлений и воображения учащихся.
Примерные задания. Рисунки на темы: “Цветовой круг”, “Скоморохи”, “Пасхальный праздник”, “По дорогам русской народной сказки”, “Живописные украшения”, “Древнерусский город”, “Праздничные народные гуляния”, “Русский лес”, “Ярмарка”, “Народный праздник”, “Масленица”, “В гончарной мастерской”, “Девичий хоровод”.
Декоративное рисование. Совершенствование умения самостоятельно составлять эскизы декоративного оформления предметов быта (стилизация форм растительного и животного мира). Систематизация знаний о народном декоративно-прикладном искусстве. Развитие творческого воображения.
Ознакомление с русским народным костюмом. Социально-исторический аспект в характере народного костюма.
Примерные задания. Составление эскизов декоративного оформления различных изделий из декоративно переработанных форм растительного и животного мира, игрушечной матрёшки, глиняной игрушки. Составление праздничного узора в полосе, квадрате, круге.
“Считаем клеточки”, “Сочиняем орнамент”,
“Золотые травы России”, “Матрёшек пёстрый
хоровод”, “Чудо-писанки”, “Вальс цветов”,
“Украсим праздничное полотенце вышитыми
узорами”, “Сказочные фигурки”, “Гжельская
роспись”, “Мозаика”, “Украсим тарелочку”,
“Чудо-птица”, “В гостях у мастеров глиняной
игрушки”, “Травушка-муравушка”, “Городецкие
узоры”,
“Подбор узора”, “Гостья из Снежного царства”,
“Узор в полосе”, “Золотые узоры”,
“Декоративный цветок”.
Беседы. Основным содержанием бесед об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве являются: виды и жанры изобразительного искусства (живопись, графика);
произведения мастеров прославленных народных художественных промыслов и искусство родного края (резьба и роспись по дереву, керамика, глиняная и деревянная игрушка, художественные лаки).
Примерные беседы: “Секреты старого бабушкиного сундука”, “В мастерской художника”, “Волшебные линии графического редактора Paint”, “Воздействие цвета на человека”, “Красота в умелых руках”, “Чем знаменито Дымково?”, “Яркие нарядные узоры”, “Городецкий узор”, “Жостовские букеты”, “Синее чудо Гжели”, “Красота русского народного костюма”, “Весёлые матрёшки”.
Ознакомление с отдельными произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
И.Стожаров. Натюрморт с рябиной.
И.Хруцкий. Цветы и плоды.
И.Шишкин. Утро в сосновом бору.
А.Пластов. Колокольчики и ромашки.
В.Васнецов. Алёнушка.
В.Васнецов. Иван-царевич на сером волке.
В.Васнецов. Ковёр-самолёт.
И.Билибин. Иллюстрации к “Сказке о рыбаке и рыбке”, “Сказке о царе Салтане”.
Узоры на полотенце, платке, посуде, игрушках, Городецкая роспись, русская матрёшка, жостовские подносы, хохломские изделия, дымковская игрушка, декоративные ткани, вышивка. Национальные русские народные костюмы, народные орнаменты.
К концу окончания курса учащиеся должны:
знать:
- особенности симметричной и асимметричной композиции;
- простейшие композиционные приёмы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
- общие художественные приёмы устного и изобразительного фольклора на примерах народных промыслов;
- отличительные элементы орнамента в росписи дымковской глиняной игрушки, в росписи изделий из дерева Городецких и хохломских мастеров;
- иметь первоначальные представления о синтезе в народном искусстве, включающем создание художественной вещи, сказки, песни, танца;
- общие сведения о программе Microsoft Paint;
- значение слов: орнамент, симметрия, ритм, линейный орнамент, растительный, геометрический; графический редактор, панель инструментов, атрибуты изображений.
уметь:
- рисовать фигуры геометрического и растительного линейного орнамента с простейшим применением симметрии и ритма повтора;
- называть приёмы геометрического, растительного орнамента;
- решать художественно-творческие задачи на повтор, вариации, импровизацию по мотивам народного орнамента глиняной игрушки, росписи по дереву;
- рисовать кистью элементы геометрического орнамента (точки, круг, прямую и волнистую линии, клетки);
- рисовать кистью элементы растительного орнамента (листок, “розан”, травку, ягоды, тюльпановидный цветок);
- при анализе произведений народных мастеров находить (вычленять) главные отличительные элементы орнамента (по форме, цвету, ритму);
- в графическом редактором Paint скопировать и вставить фрагмент рисунка, нарисовать многоугольник, прямоугольник или квадрат, эллипс или круг; залить область или объект цветом, изменить палитру, создать прозрачный или непрозрачный объект, изменить цвет существующей линии, отразить или повернуть рисунок или объект, преобразовать цветной рисунок в черно-белый, вывести рисунок на печать.
Тематический план
Наименование темы | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | |
В мире изобразительного искусства (7 ч.) | |||
Введение. Принадлежности для рисования. Художественная мастерская. Изобразительные приемы. | 7 | 2 | 5 |
Цветоведение (7 ч.) | |||
Воздействие цвета на человека. | 1 | 1 | |
Цветовой круг. | 2 | 2 | |
Гармоничные сочетания цветов. | 4 | 4 | |
Декоративно-прикладное искусство. Рисование в графическом редакторе Paint. | |||
Орнамент. Природные мотивы | 2 | 1 | 1 |
Линии в орнаменте | 2 | 2 | |
Геометрический орнамент | 2 | 2 | |
Растительный орнамент | 2 | 2 | |
Построение орнамента в полосе | 2 | 2 | |
Расположение узора в квадрате. | 2 | 2 | |
Расположение узора в круге. | 2 | 2 | |
Сказка о декоративном искусстве | 4 | 1 | 3 |
“Ярмарка” | 2 | 1 | 1 |
“Мир волшебной Хохломы” | 5 | 1 | 4 |
“Городецкая роспись” | 4 | 1 | 3 |
“Жостовские букеты” | 4 | 1 | 3 |
“Синее чудо Гжели” | 4 | 1 | 3 |
“Народный русский костюм” | 7 | 1 | 6 |
“Старинный терем” | 2 | 2 | |
“Матрёшек пёстрый хоровод” | 6 | 1 | 5 |
“Волшебный мир сказки” | 3 | 1 | 2 |
“Чудо-писанки” | 2 | 2 | |
Создание декоративного панно. | 1 | 1 | |
Итого | 72 | 13 | 59 |
Основные направления программы
В процессе изучения курса систематизируются и расширяются представления детей о декоративно-прикладном искусстве (ДПИ).
В программе последовательно выстроены занятия ДПИ в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся, а также работа в графическом редакторе Paint.
Условия.
Для того чтобы занятия дали нужный результат, важно правильно организовать занятия, чередовать беседу с показом, рисование с беседой. Чётко ставить цели и задачи перед учениками. Нацеливать на выполнение работ последовательно и аккуратно. Проводить сравнительный анализ работ профессионального и народного искусства.
Дети знакомятся с видами узоров, узнают законы равновесия. Педагог помогает выполнить практические работы. Для облегчения отработки приёмов предлагаются шаблоны. После отработки приёмов росписи на шаблонах расписываются фигурки, предметы.
Проведение выставок. Работа с различными материалами.
Заданиями предусматривается работа с цветовой гаммой (основными и составными цветами, теплыми и холодными тонами). Задания рассчитаны на работу с различными материалами позволяющими моделировать подобные конструкции в виртуальном режиме.
Источники
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. - М.: 1984 г.
2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. - М.: 1993 г.
3. Алпатова И.А. Набойка: Русское декоративное искусство. – М.: 1962 г.
4. Барадулин В.А. и др. Основы художественного ремесла: В 2 ч. – М.: 1986 г.
5. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: 1983 г.
6. Ж.егалова С.К. Русская народная живопись. – М.: 1984 г.
7. Иванов Е.П. Русский народный лубок. – М.: Л.: 1937 г.
8. Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. – М.: 1963 г.
9. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. – М.:; 1974 г.
10.Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины. – М.: 1987 г.
11. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе – М.: 1998 г.
12. Юный художник. – М.: 1985–1993 гг.
13. Мастера Палеха. – М.: 1988 г.
14. Народные художественные промыслы. – М.: 1983 г.
15. Русская народная игрушка. – М.: 1988 г.
16. Художественная резьба и роспись по дереву. – М.: 1985 г.
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей
1. Афанасьев А.Н. Народ – художник: Миф. фольклор. М.: 1986 г.
2. Афанасьев А.Н. Русские народные сказки (любое издание).
3. Балашов Д.М., Красовская Ю.Е. Русские свадебные песни Белого моря. – Л.: 1969 г.
4. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова М.И. Русская свадьба. – М.: 1985 г.
5. Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре. – Л., 1988 г.
6. Бибко Н.С. Изучение сказок, помещенных в раздел “Устное народное творчество” // Начальная школа. – М.: 1987 г. № 5.
7. Брагинская Н.В. Календарь // Мифы народов мира – М.: 1980 г.
8. Виноградов Г.С. Детский народный календарь // Сибирская живая старина. – Иркутск, 1924 – вып. № 2.
9. Волшебное колечко // Вятские народные песенки, загадки, сказки, пословицы, собранные и обработанные Л. Дьяконовым. – Киров. 1992 г.
10. Голубиная книга: Русские народные духовные стихи. XI–XIX вв. – М.: 1991 г.
11. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. – М.: 1986 г.
12. Забелин М. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М.: 1980 г.
13. Игнатов В.И. Русские исторические песни: Хрестоматия. – М.: 1985 г.
14. Калевала: Карело-финский эпос / пер. Л.П. Бельского. Л.: 1984 г.
15. Капица О.И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. – Л.: 1928 г.
16. Кричинская Н.А. Предания Русского Севера. – СПб.: 1991 г.
17. Круглый год: Русский земледельческий календарь / Сост. А. Некрылова. – М.: 1991 г.
Технологическая карта (Приложение)