Форма: медиа-урок.
Цели урока:
1) обучающая:
- проверить и закрепить умения расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами;
- проверить и закрепить знание теоретического материала по теме;
- повторить написание безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением в корне слова; чередующиеся гласные в корне слова;
- познакомить с написанием словарных слов: манёвр, маневрировать, реликвия;
2) развивающая:
- способствовать развитию внимания, наблюдательности, навыков орфографической и пунктуационной зоркости;
3) воспитательная:
- воспитывать интерес к изучению русского языка, осознать необходимость получения новых знаний.
Оборудование: компьютер.
Ход урока
I. Организация начала занятия.
- Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего урока “Обособленные члены предложения”. (Слайд 1). Презентация
Прочитайте девиз сегодняшнего урока. (Слайд 2). Как вы его понимаете? Объясните.
На уроке повторим и закрепим изученные знания по теме. В предложениях будут встречаться слова с безударной гласной в корне, проверяемой и не проверяемой ударением, слова с чередующимися гласными в корне. Повторим эти орфограммы.
II. Подготовка к основному этапу занятия. Знакомство с новыми словарными словами.
- Ребята, прочитайте задание на карточке.
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
1. Р..стовщик. предпол..жить,т..ропливый.
2. Отт..чить,напр..гаться, насл..ждаться.
3. Обн..мать, т..лант, ун..верситетский.
4. Тр..нслировать, г..сударство, с..чинение.
- Во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением, во 2 ряду.
- Хорошо. Выполняем 2 задание. Прочитайте его.
- В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква А?
1. Выр..щенный, к..сательная, к..снуться.
2. Р..стительность, изл..жение, г..рючий.
3. Неприк..саемые, ск..чок, предпол..гать.
4. Отл..жить, отр..стить, прир..щение.
Во всех словах на месте пропуска пишется буква А в 3 ряду.
- Замечательно. Выполняем 3 задание. Прочитайте задание.
- В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква О?
1. Р..весник, рез..люция, м..нолог.
2. Паф..с, декл..рация, выр..зить.
3. Вопл..тить, гор..льеф, г..лерея.
4. Вообр..жение, ид..ал, б..йдарка.
- Во всех словах на месте пропуска пишется буква О в 1 ряду. Это слова с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением. Написание этих слов нужно помнить.
- Хорошо. А сейчас напишем словарные слова в тетрадь, а Вика Ендовицкая на доске. Нужно определить слово по его лексическому значению.
Привилегия, приоритет, президент, президиум, ровесник, постановление, сверстник, реванш, искусство, постамент, регулировать, искусный, иллюминация, конференция, конгресс, деликатный.
- Мы сегодня познакомимся с написанием словарных слов. С ними нас познакомит Грачёва Яна.
1. Знакомство с написанием словарных слов и их лексическим значением.
МАНЁВР, МАНЕВРИРОВАТЬ, РЕЛИКВИЯ.
- Составим с одним из этих слов предложение, запишем в тетрадь и разберём по членам.
АВТОМОБИЛИСТ, СОВЕРШИВ УДАЧНЫЙ МАНЁВР, ОБОГНАЛ СВОЕГО СОПЕРНИКА.
- Вычлените из этого предложения словосочетания и определите способ связи:
- обогнал соперника, своего соперника, удачный манёвр, совершив манёвр, обогнал совершив.
- Ребята, внимательно посмотрите на предложение и объясните постановку запятых. (В этом предложении обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом)
2. Фронтальный опрос.
Класс отвечает на вопросы.
- Какие члены предложения называются обособленными?
- Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными. Например, Ветер, дувший с севера, усиливался.
- Расскажите, в каких случаях обособляются определения и приложения.
- Расскажите про некоторые особенности в обособлении приложений.
- В каком случае обособляется приложение с союзом КАК. (Если имеет оттенок причинности)
- Рассказать про обособленные обстоятельства.
- Молодцы. А сейчас прочитайте предложение. (Слайд 3)
Блестела на солнце невысохшая трава. Несмолкавшие удары грома разбудили детей.
- Перестройте предложения так, чтобы определения стали распространенными, обособленными. (Слайд 4)
Блестела на солнце трава, не высохшая после дождя.
Удары грома, не смолкавшие всю ночь, разбудили детей.
- Запишите предложения с обособленными членами
3. Работа с текстом.
Возьмите текст. Ваша задача – сделать данное описание более конкретным, введя в него обособленные определения и обстоятельства. Прочитайте текст.
Весна наступила в этом году ранняя, дружная и - как всегда в Полесье – неожиданная. Побежали по улицам ручейки, в лужах воды отразилось небо с облаками; с крыш посыпались капли. Воробьи кричали так громко и возбуждённо, что ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде слышалась тревога жизни.
лова для справок: сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух, с плывущими по нему белыми, громко звеня, стаями обсыпавшие придорожные вётлы, радостная, торопливая
- Прочитайте текст с обособленными определениями и обстоятельствами. Каким получился у вас текст? (Слайд 5)
(Более конкретным)
- Этот отрывок взят из повести А.И.Куприна “Олеся”. А сейчас я его прочитаю. Я думаю, вы увидите, как обогащают речь обособленные члены предложения.
4. Приступим к следующему заданию.
- В тестах, используемых при подготовке к ЕГЭ, задание 22 содержит материал, который мы повторяли на уроке. Вот перед вами это задание. (Слайд 6)
5. Самостоятельная работа по карточкам по вариантам.
Выписать на листочках номера тех предложений, в которых знаки поставлены правильно (1 вар.), неправильно (2 вар.)
- Бормочет, остывая самовар.
- Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне , уселся рядом.
- Тит остановился и, прислушиваясь к удаляющимся шагам, пошёл дальше.
- Данко бросился вперёд, высоко держа горящее сердце, и, освещая им путь людям.
- Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее.
- Привлечённые светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.
- Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.
- Батальон, не замеченный противником, зашёл в тыл и ворвался на вокзал.
- Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.
- Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.
1 вар. 2 3 6 8 10;
2 вар. 1 4 5 7 9.
6. Подведение итогов урока.
- Чему вы научились на уроке?
7. Рефлексия
- Ребята, оцените свою работу на уроке. Поднимите руку, кто бы из вас сегодня себе поставил “5”.
8. Информация о домашнем задании.
№338 (подготовить пересказ текста).