Тип урока: развитие.
Форма урока: нетрадиционная “Урок-путешествие”.
Цель занятия:
На образцах народного и композиторского творчества показать близость и особенность музыки кавказских народов: осетинского, кабардинского, дагестанского.
Ход урока
Вход учащихся в зал под песню Х.Плиева “Маленький джигит”.
Музыкальное приветствие.
- Под какую музыку вы вошли?
- Эта песня народная или композиторская? (Композиторская, но присутствуют народные интонации)
- Давайте, сегодня исполним эту, так полюбившуюся вам яркую радостную песню.
Исполнение песни.
Сегодня наш маленький джигит поможет нам совершить путешествие к нашим ближайшим соседям-народам Северного Кавказа. Кто из вас может их назвать?
На карте России Северный Кавказ имеет небольшую территорию. Но при этом вобрал в себя потрясающее величие горных вершин и щедрую красоту морских побережий, необъятную ширь степей и роскошную зелень лесов, еще не тронутых человеком.
Природа не пожалела фантазии, создавая этот чудесный край. Люди, живущие здесь испокон веков, сложили сотни песен и легенд на разных языках. Сколько в них народной мудрости, света и добра, искренней веры в силу человеческого духа (звучит “Симд”) и как красивы сами люди и их музыка.
Это удивительный танец…
Продолжите, пожалуйста, мою мысль… (Первый осетинский танец, его танцевали наши великие предки нарты…)
Перед вами ребята работа “Пир Нартов” А. Джанаева. Наш известный осетинский художник красочно и образно изобразил этот целый спектакль, который разворачивался, занимая все ущелье. Этот танец танцевали под Новый год вокруг зажженных костров. В этом танце участвовали только мужчины, главным образом от 30 до 45 летнего возраста, которые отличались силой и ловкостью. Количество людей в круге до 200 и более.
Участвовала вся округа. Посреди огромного живого круга, на кострах, в огромных котлах варилось мясо и пиво для угощения танцующих. Издавна у осетинского народа ценилось мужество, честь, достоинство и доблесть. Именно об этом и слагались первые осетинские песни. Как они назывались? Почему? (Это героические песни-кандаги (песни-прославления). Эти песни посвящались героям, в большинстве своем отдавшие жизнь за отечество. И не только реальным, но и мифическим героям-зуарам (божествам), например Фшати - Богу Охоты, покровителю зверей или Уастырджи - покровителю путников, молодежи, посредников между Богом и осетинским народом.
Примером этого является вот эта песня. О ком она? (Звучит героическая песня об Исса Плиеве)
Это песня об И. Плиеве - дважды герое Советского Союза, генерале армии. Скульпторы увековечили героя, создав ему бюст, стоящий перед Аграрным Университетом и памятник, стоящий на набережной реки Терек.
- А какая особенность исполнения этой песни? (Исполняется мужским хором, без музыкального сопровождения). Солист исполняет одну тему, а хор поддерживает его звучание, которое являлось своеобразным фундаментом этого музыкального творения, не повторяя мелодии солиста.
- Итак, путешествие начинается. Мы побываем в гостях у народов Северного Кавказа. (Звучит кабардинский танец)
- В гости к какому народу привел нас “Маленький джигит”? (Кабардинскому)
- Как вы считаете, эта музыка и танец имеют чисто внешние сходство с осетинским или близка интонационно? (Да много общего в движениях и интонациях)
И, кстати, это любимый танец осетин. Его часто исполняют на свадьбах и кувдах. Кабардинский народ нам очень близок как географически, так и исторически. Кабардинцы тоже считали себя детьми Нартов.
Ведущая: Кабардинцы называли себя адыгами и дали своей земле название Кавказ. Почему?
Каждую осень караваны диких гусей пролетали к югу над голубыми горам со складками льда и снега. Каждую весну они возвращались обратно.
- “Ка-а-а-у!” - протяжно кричали они под горами. А поскольку на земле кабардинцев “каз” означает “гусь”, то сложилось слово “кау-каз” - Кавказ.
Так стал называться весь огромный край, лежащий между Черным, Азовским и Каспийскими морями площадью - 440 тыс. км2.
Кафа - старинный кабардинский народный танец (род лезгинки), распространен в Кабарде, Адыгее, Осетии. Исполнялся несколькими парами в обрядах и праздниках.
Кабардинская поэтесса Инна Кошежева посвятила этому танцу свои стихи:
Ночь текла горячая как кофе.
По лесам текла как по усам…
Кабардинцы танцевали кафу,
Поднимая руки к небесам…
То звала, то шорохов пугалась,
То вдруг обжигала как огонь…
Ласково, как женщина смеялась
В танце кабардинская гармонь.
Кабардинский поэт Алим Кешоков писал: “Горцев принято сравнивать с орлами за их гордость, смелость, стремление к высоте”.
Наша ведущая была одета в кабардинский национальный костюм.
Путешествие продолжается.
Наш джигит ведет нас по горным тропам в гости к другому народу Северного Кавказа. Какому? (Смотрим фрагмент фильма о Дагестане. “Лезгинка”).
Ведущая:
Дагестан в дословном переводе означает “Страна гор”. Он простирается от седых Кавказских вершин до буйного Каспийского моря. В этом замечательном и своеобразном уголке нашей Родины проживает свыше 30 народностей.
В столице Дагестана Махачкале говорят так: “Кто гостем к нам пришел, другом уйдет”.
Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов писал так:
Горы возвышаются как хоры,
Затмевая песнями луну,
Но когда поедите к нам в горы,
Песню взять должны вы хоть одну”.
- Поделитесь впечатлениями о музыке Дагестана. Какие здесь проявляются свойства, какой характер музыки? (Танцевальность, интонационно очень близка к музыке осетинского и кабардинского народов)
- Какой знакомый танец напоминает эта музыка (“зилга-кафт”) - осетинский народный круговой танец.
Лезгинка – народный танец лезгин(прозвучала лезгинка).Это танец соревнование, демонстрирует ловкость, виртуозность, неутомимость танцовщиков. Исполняется как сольный мужской танец, так и в паре с женщиной.
У каждого народа Кавказа свои варианты лезгинки. Этот танец является визитной карточкой Кавказа.
Звучит “Девичий танец”.
Наше путешествие подходит к концу и я думаю, вы узнали родные интонации музыки нашего народа.
- В отличии от лезгинки, что вы можете сказать о характере этого танца. Назовите его (“Девичий танец”).
Это плавный, грациозный лирический танец. Ведь это танец девушек. А в Осетии девушка издавна должна была быть скромной, застенчивой, нежной.
- Назовите пожалуйста народы, в гостях у которых мы сегодня с вами познакомились на уроке ? (Кабардинцы и дагестанцы)
- Мы сказали, что эти народы близки не только географическим положением, но и своими традициями, музыкой, танцами.
- Какой танец стал своеобразным мостом дружбы между народами Кавказа (лезгинка).
- Какой край считается родиной лезгинки?
- А вы обратили внимание, как называется кабардинский танец? (Кафа)
- Какой осетинский танец он напоминает по звучанию?
- Кафа-кафт - танец. Что общего в этих словах?
Много общего у нас и в песнях ив народных музыкальных инструментах.
- Кстати, мы уже знаем как называется первый осетинский народный инструмент (дыуадыстынон фандыр), на котором играли первые сказители, прославляя Осетию и ее гордый народ. Именно об этом поется в замечательной песне “Песня высоких гор”.
- Назовите авторов песни? (Слова Гаджиева, музыка Бораева)
Эту песню мы исполняем для наших гостей (исполнение всей песни).
Эту прекрасную песню я хочу дополнить пожеланиями кабардинского поэта Алима Кешокова.
МОЕ ПОЖЕЛАНИЕ
Мир вам люди!
Пусть земля
С вековыми деревами
Не шатается под вами
Вроде палуб корабля
Мир вам люди!
Пусть снегов
Не грозит перерожденье
Выйти из повиновенья
Пробужденных берегов
Мир вам люди!
Пусть у вас
Жар в душе гнездится яро,
Но избегнет дом пожара
Даже в самый грозный час.
Я желаю вам добра
Доли, схожей с полной чашей
Чтобы было в жизни вашей
Завтра лучше, чем вчера.
Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что повторили?