Цель урока: охарактеризовать заключительный этап Великой французской революции, определить её историческое значение.
Задачи:
- выявить причины падения якобинской диктатуры; охарактеризовать политику Директории;
- дать оценку историческим личностям эпохи революции;
- развивать познавательные способности учащихся, умение анализировать текст, выделять главное, характеризовать причинно-следственные связи;
- воспитывать неприятие жестокости, насилия.
Методическое оснащение: компьютерная презентация, карта “Европа в 1794-1799 годах”, учебник, фрагменты исторических документов.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационная часть.
На сегодняшнем уроке мы завершим изучение Великой Французской революции. Выясним, что происходило во Франции после установления диктатуры якобинцев, и каким образом к власти пришёл Наполеон Бонапарт. Но чтобы перейти к новой теме, давайте вспомним основные события революции с 1789 года.
2. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос на основе презентации.
Используются слайды 3-7. Учащимся предлагается охарактеризовать события. Учитель корректирует ответы.
Слайд 3. 14 июля 1789 года – штурм Бастилии. На улицы Парижа вышли толпы народа. Они штурмом взяли знаменитую тюрьму Бастилию – символ королевской власти. В Бастилии было всего 7 узников, а при штурме погибло около 100 человек. Тюрьма была разрушена до основания, так начиналась революция.
Слайд 4. 26 августа 1789 года – принятие Декларации прав человека и гражданина. Декларация провозгласила основы правового государства.
Слайд 5. 21 января 1793 года король Людовик XVI был обезглавлен. Перед казнью он сказал: “Я умираю невиновным и прощаю своим врагам. Желаю, чтобы моя кровь пролилась на пользу французам и успокоила Божий гнев”.
Учитель. 2 июня 1793 года устанавливается диктатура якобинцев. Высшим законодательным органом является Конвент, которому подчиняются Комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности, работают суды – революционные трибуналы. Назовите лидеров якобинцев.
Слайд 6. Жан Поль Марат – один из самых радикально настроенных революционеров. Призывал к немедленным массовым убийствам. Оцените высказывание Марата: “ Ещё год назад 5 или 6 сотен отрубленных голов сделали бы вас счастливыми и свободными. Сегодня надо обезглавить 10 тысяч человек. Через несколько месяцев 100 тысяч человек. Вешайте, вешайте, мои дорогие друзья!” Убит Марат 25-летней дворянкой Шарлотой де Корде, которая мстила за смерть казнённых родственников.
Слайд 7. Максимильян Робеспьер. В родном городе слыл образцом добродетели: аккуратный, расчётливый, полный прогрессивных идей. Постарайтесь дать свою характеристику этому человеку на основе изображения.
Учитель. Робеспьер был невысокого роста, невзрачный, с беспокойным взглядом из-под очков. От него так и веяло болезненностью. Глаза серые, пустые, ничего не выражающие.
Рядом с изображением Робеспьера мы видим символ якобинского террора – гильотину -“народную бритву”. За несколько лет до революции её предложил в качестве орудия казни врач Гильотен, считавший, что нож, падающий с большой высоты, обезглавливает совершенно безболезненно.
3. Изучение темы.
План
I. Падение якобинской диктатуры 9 термидора 1794 года.
II. Политика Директории 1795-1799 годы.
III. Переворот 18 брюмера 1799 года.
IV. Значение Великой французской революции.
Перед объяснением первого вопроса учитель ставит задачу: “Определить причины падения диктатуры якобинцев”.
Установив диктатуру, якобинцы проводят политику террора, которая не знала границ. Террор с латинского – это страх, насилие. К сожалению, про террор, террористические акты мы знаем не понаслышке. Во многих странах, в том числе и в России, совершаются террористические акты, которые направлены на запугивание людей, создание паники. Якобинцы же с помощью террора пытались укрепить свою власть, они искали виноватых во всех бедах, которые потрясали Францию. По приказу Робеспьера были арестованы 23 жирондиста, которых приговорили к смертной казни. Перед казнью они пели “Марсельезу”, ту самую, которую пели патриотически настроенные французы, когда вступали в ряды Национальной гвардии, чтобы защитить страну от войск Пруссии и Австрии.
(Звучит “Марсельеза”, вначале громко, затем тише и замолкает).
С каждой минутой хор становился всё тише, падала новая голова. Наконец, замолк последний голос.
Комиссары – посланники Конвента, недрогнувшей рукой наводили порядок в городах Франции. В Лионе за 1 раз было расстреляно 210 человек. Когда считали трупы, обнаружили 2 лишних. Тут вспомнили, что 2 человека безуспешно пытались доказать, что они не приговорённые, а полицейские. Но их никто не слышал.
Слайд 8.
Среди самих якобинцев происходит раскол. Выделяются группы умеренных или ещё их называли “снисходительные” и группа “бешеных”.
Умеренных возглавлял Жорж Дантон. По образованию адвокат, блестящий оратор. Внешне выглядел так: высокий, крепкое телосложение, голос напоминал львиный рык. Умеренные выступают за отмену террора, за соглашение между разными партиями.
Во главе “бешеных” священник Жак Ру, Эбер. Почему же “бешеных” именно так называли? Каковы были их цели? Работаем с документом №1.
(“Бешеные выступали за отмену собственности, призывали народ к новому восстанию против умеренных).
По приказу Робеспьера руководители “бешеных” арестованы, их головы снесены “народной бритвой”. Робеспьер прилюдно обнимал Дантона и вопрошал “Знаете ли вы лучшего гражданина, чем он?”, но уже поползли слухи о том, что готовится арест и Дантона. Жена и друзья Дантона умоляли его бежать. Дантон удивлённо поднимал брови и говорил : “Куда бежать? Франция – самая свободная страна. Да разве можно унести Отечество на подошвах сапог?”
Ребята, объясните эту фразу.
Вскоре Дантон был арестован. На суде держался уверенно, гордо. На эшафоте произнёс фразу, обращаясь к палачу: “Покажи мою голову народу, она стоит того”.
После казни Дантона тяжёлый маховик террора продолжал раскручиваться. Продолжались аресты, казни, никто не был застрахован в том, что он останется жив.
Работа с документом 2. Какой вывод можно сделать из “Указа о подозрительных”?
После всех мнимых заговоров начинает назревать и настоящий. Как-то во время обеда Робеспьер снял камзол, а другой депутат обыскал его карманы и обнаружил список 40 человек, которых надо казнить. Депутат увидел и свою фамилию. Депутатам – якобинцам приходилось выбирать: действовать или умирать.
27 июля (9 термидора) 1794 года на заседании Конвента Робеспьер пытался зачитать списки новых обвиняемых. Но его заглушил шум депутатов. Робеспьер сел на одно пустующее место и произнёс: “Добродетельные люди, к вам обращаюсь я!” И тут кто-то заметил “Ты сел на место зарезанного тобой Дантона”. Робеспьер вскочил как ошпаренный. Его арестовали и объявили вне суда. Перед казнью он пытался покончить жизнь самоубийством. Не вышло, поранил себе нижнюю челюсть. Наутро 24 июля Робеспьера привели на эшафот. Нижняя челюсть Робеспьера была перевязана грязной тряпкой. Палач сорвал её, отдирая присохшую кровь от раны. Он опасался, что нож гильотины затупится о ткань. У Робеспьера вырвался ужасный крик боли, а через минуту – крик толпы: “Да здравствует Республика!”
Итак, ребята, почему же сравнительно легко и быстро произошло падение власти якобинцев?
В 1794 году власть принадлежала Конвенту, который проводил антиякобинские указы: отмена максимума на цены, “белый террор”. В 1795 году принимается Конституция, которая всю полноту власти передаёт Директории. Директория просуществовала с 1795 года по1799 год. Внутренняя политика была направлена на выражение интересов буржуазии и промышленников, остальные слои населения страдали, так, например, цены на товары первой необходимости выросли в 230 раз. Во внешней политике происходит перелом. Франция одерживает победы над своими врагами – Пруссией, Австрией.
Слайд 9. Учитель обращает внимание на активизацию наступления армии Франции.
В это время выделятся своими победами и авторитетом молодой генерал Наполеон Бонапарт.
Слайд 10.
Как-то один из заслуженных, уже пожилых генерал заметил: “Вы слишком молоды, чтобы командовать армией”. Наполеон тут же парировал: “Да, но на полях сражений быстро стареешь. А я направляюсь именно туда”.
Учитель предлагает выполнить небольшую самостоятельную работу – заполнить таблицу “Войны Директории” на основе текста учебника, страница 258-260. Работа проверяется - слайд 11.
В Египте из случайно попавших в руки газет Наполеон узнаёт, что во Франции сложная обстановка, падает авторитет Директории. Снарядив 2 фрегата и взяв 500 лучших солдат, Наполеон направляется во Францию. На Родине его встречают как победителя.
Слайд 12. Наполеону ничего не стоило совершить очередной переворот 18 брюмера (9 ноября) 1799 года. Власть бескровно передаётся от Директории 3 консулам. Через год Наполеон становится первым консулом, а в 1804 оду императором. Наполеон заключает “ Мы довели до конца роман революции. Теперь надо посмотреть, что в ней есть реального”.
Давайте и мы сделаем вывод: что же реального было в Великой французской революции. Какое она имела значение?
Используется метод “мозговой штурм”.
Вернёмся к нашему эпиграфу. Постарайтесь объяснить: “Революция пожирает своих детей”.
Учитель подводит детей к выводу, что революция расчистила дорогу для развития капитализма, провозгласила принципы свободы и равенства, которые признаются в современном мире. Но революция имела жестокие уроки, она показала, какой ценой решаются проблемы с помощью террора.
4. Закрепление. Задание по рядам “Кому принадлежит фраза”.
1. “Покажи мою голову народу, она стоит того!”. (Ж.Дантон)
2. “Солдаты, вы раздеты и плохо накормлены. Я поведу вас в самые плодородные равнины мира. Вы найдёте там почёт, славу и богатство”. (Наполеон)
3. “Я умираю невиновным и прощаю своим врагам”. (Людовик XVI)
4. “Сегодня надо обезглавить 10 тысяч человек, через несколько месяцев 100 тысяч человек. Вешайте, вешайте, мои дорогие друзья!”. (Ж.П.Марат).
Учитель подводит итоги урока, предлагает учащимся оценить урок на изображении мишени, используя 5 бальную систему.
Литература