Комментарий к уроку
Данный урок спроектирован и проведён для учителей математики в рамках единой методической темы "Формирование ключевых компетенций у учащихся в процессе обучения". Класс, в котором проведён этот урок, занимается по двухчасовой программе по учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений./Л. С. Атанасян и др./
В статье представлены развёрнутый конспект урока и карта формирования ключевых компетенций у учащихся на этом уроке. На предыдущем уроке учащиеся строили сечения параллелепипеда.
1. Конспект урока.
Цели урока: Формирование и развитие у учащихся пространственных представлений. Выработка навыков решения задач на построение сечений простейших многогранников (в частности, тетраэдра).
Оборудование: Проектор, экран, презентация РРТ, рабочий лист ученика (приложение 1), изображения куба на листах А4, фломастеры или маркеры.
Ход урока
Этапы урока, виды деятельности | Действия учителя | Деятельность учащихся |
0. Актуализация знаний Слайды 1, 2, 3 |
1).Называет тему урока. Слайд 1 3). Читает слова Эйнштейна - эпиграф к уроку. Слайд 2. 4). Знакомит учащихся с их рабочими листами. Слайд 3 Приложение 2. 6) Даёт установку ученикам на самооценку их Д. |
2)В форме беседы выясняют применение
умений строить сечения: изучение геометрии, ЕГЭ,
начертательная геометрия в ВУЗе, инженерная
графика, развитие пространственного
воображения. 5) Подписывают рабочие листы |
1. Целеполагание. Слайды 4, 5 |
1) Говорит о необходимости постановки
цели урока. Слайд 4. 3) Обобщает несколько названных целей учениками. Слайд 5. |
2) Исходя из всего сказанного, пишут свою цель урока, как желаемый конечный результат. |
2. Теоретическая основа. Слайды 6, 7, 8, 9, 10 |
1) Организует повторение изученной
теории, необходимой для построения сечений. На
предыдущем уроке ученики отбирали необходимые
теоретические факты. Слайды 6,7, 8,9,10. |
Отвечают на вопросы учителя устно по слайдам. |
3. Устная работа по готовым чертежам. Слайды 11, 12, 13, 14, 15. |
1) Называет критерии самооценки: 1балл-понимаю, 2 балла - участвую в беседе. 2) Организует устную работу Слайды 11, 12, 13, 14,15. |
3) Работают устно по слайдам. 4) Оценивают свою Д по критериям. |
4. Тестирование. Слайды 16, 17, 18, 19. | 1) Проводит тестирование. Слайды 16,17,18. 3) Организует проверку. Слайд 19. 5) Возвращается к сложным задачам по просьбе учащихся. |
2) Пишут код-ответ в рабочий лист.
Разрешается согласование в парах. 4) проверяют свои ответы. За каждый правильный ответ - 1 балл. |
5. Практикум. Коллективная работа. Слайды 20, 21, 22, 23. | 1) Называет критерии самооценки: 1 балл
- умеет решать задачи 20,21, 2 балла - умеет решать
все задачи, 3 балла - + участвует в объяснении. 2) Организует практикум. Сначала даёт возможность ученикам самим попробовать построить сечение. Следит за математической речью учащихся. |
4) Строят сечения. Объясняют построение
по шагам, опережая ход построения на слайде. 5) Делают оценку своей работы по критериям. |
6. Самостоятельная работа по вариантам. Слайды 24, 25 |
1) Организует самостоятельную работу. 3) Называет критерии самооценки: 3 балла - за первую задачу, 5 баллов - за вторую задачу. |
2) Работают самостоятельно. 4) проверяют свои решения по слайду 25 и оценивают их по критериям. |
7. Творческое домашнее задание. Слайд 26. | Комментирует домашнее задание. Слайд 26. | Записывают домашнее задание в дневник. |
8.Работа в группах "Составь задачу" Слайд 27 | 1) Объясняет задания группам. Слайд 27. 2) Называет критерии самооценки: 3-5 баллов в зависимости от своего вклада в решение. | 3) Руководители организуют работу в
группах. Задачу выполняют на листе А4 маркерами. 4) Проверяют задачи одна группа у другой. 5) Оценивают свою работу по критериям. |
9. Подведение итогов урока. Рефлексия. Слайд 28, 29 |
1) Называет критерии оценки "4" и "5".
Слайд 28. 3) Проводит рефлексию: в чём вы видите результат своей работы на уроке, что помогло вам его достичь. 5) Заканчивает урок китайской пословицей: не бойся, что не знаешь - бойся, что не учишься. Слайд 29. |
2) Ставят себе оценку за урок в рабочий
лист. Листы сдают учителю. 4) Ответы: стал лучше понимать задачи на построение сечений, научился строить сечения, особенно мне помогла на уроке презентация, групповая и коллективная работа и другие ответы. |
2. Карта "Формирование ключевых компетенций (по А. В. Хуторскому)" Приложение 2 на уроке геометрии в 10 классе по теме "Построение сечений пирамиды (тетраэдра)" Учитель математики Верзилова Нелли Ильинична
Виды деятельности | Цель | Результат |
1. Целеполагание | Учить ставить цель своей деятельности | Формирование учебно-познавательной и ценностно-смысловой компетенций |
2.Теоретическая основа | Учить умению отбора необходимой информации | Формирование информационной компетенции |
3. Устная работа с объяснениями на построение сечений | Формировать умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, развивать пространственное воображение | Формирование компетенций личного самосовершенствования, учебно-познавательной и коммуникативной |
4. Тест. Работа в паре | Активизировать умственную деятельность, развивать гибкость и точность мысли | Формирование компетенции личного самосовершенствования |
5. Практикум. Коллективная работа | Учить умению применения знаний на практике, грамотному объяснению построения сечений. Воспитывать культуру мышления | Формирование учебно-познавательной,
коммуникативной компетенций. Формирование компетенции личностного сомосовершенствования |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Учить учащихся, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать | Формирование социально-трудовой, учебно-познавательной компетенций |
7. Составление задачи по заданному условию. Работа в группах | Развивать такие мыслительные операции, как синтез и анализ, конструктивные умения. Учить умению участия в коллективном решении проблемы | Формирование учебно-познавательной и коммуникативной компетенций |
8. Творческое домашнее задание в форме презентации. Инструктаж | Реализовать творческий потенциал учащихся. Проверить усвоение материала урока. Развивать пространственное мышление. Развивать умения работать с компьютером | Формирование компетенций личного самосовершенствования, учебно-познавательной и информационной |
9. Подведение итогов работы на уроке. Самооценка | Учить умению оценки своей деятельности. Учить пониманию своей роли ученика | Формирование учебно-познавательной и социально-трудовой компетенций |