Урок окружающего мира "Реки"

Разделы: Начальная школа


Цели:

образовательные:

- дать общее представление о реке;

- формировать понятие о её частях (исток, устье, правый и левый берега, притоки);

- познакомить с особенностями рек, с характером их течения;

- познакомить с местными реками;

- экологией рек;

развивающие:

- на основе представлений и наблюдений учить делать выводы;

- показывать крупные реки мира на карте;

- направить обучающихся на исследовательскую деятельность;

воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе и прививать интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

2. Объявление темы урока.

- Ребята посмотрите, что это? (Ключ). Для чего этот предмет?

- А наш ключ может нам открыть дверь с новыми знаниями.

- Какое ещё значение может иметь слово “ключ”?

Ключ – это ещё и вытекающий из земли источник, родник. (Подберите синонимы к слову “ключ”)

Куда же девается вода, бьющая из-под земли? Что образуется в результате? Это нам и предстоит узнать.

- Вы догадались, какая сегодня тема урока?

“Реки” (слайд №1) (Презентация у автора)

Звучит отрывок песни “Течёт река Волга”.

Из далека … течет … конца и края нет…

3. Совместное открытие знаний.

1) Проблемная ситуация.

Какая же связь между родниками и реками?

Что бы ответить на этот вопрос, надо сначала выяснить,

куда потечёт вода из родника?

Давайте проведём небольшой опыт на макете, который вы приготовили дома.

Ребята, а как вы думаете, почему вода стекает вниз?

(Закон Всемирного тяготения). (слайд №3)

2) Знакомство с реками и их течением. (Работа с учебником)

Что же такое река и как называется её место рождения, прочитайте в учебнике на странице 60.

Что вы узнали? (Река - это постоянно текущая вода). (слайд №4)

- Почему в народе про реку придумали вот такую загадку:

Течет, течет - 
Не вытечет, 
Бежит, бежит - 
Не выбежит. 

(У реки всегда есть течение). (слайд №5)

- Какое бывает течение?

3) Части реки.

- А откуда начинается река? Как называется место рождение реки? (Исток). (слайд №6)

- Как вы думаете, а куда дальше течёт река?

- Место впадения реки в другой водоём – это устье.

Два братца 
В воду глядятся,
Век не сойдутся. (Берега реки)

- Если плыть по течению реки, то слева будет левый берег, а справа – правый.

- На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают свою воду. Они называются притоками. Догадайтесь сами, какой приток правый, а какой – левый?

Работа в тетради стр. 33 №1.

4) Физминутка.

- Вы все летом любите купаться в реках?

Давайте представим, что мы сейчас будем нырять и плавать.

Что бы нырнуть, надо задержать как можно больше воздуха и потихоньку выпускать.

- Движения, имитирующие плавание по равнинной реке, затем по горной.

- Движения, имитирующие сплав на плотах по горной реке.

5) Работа с картой. Знакомство с крупными реками мира.

Чтобы всё о реках знать,
Надо карту уметь читать,
Быть внимательным,
И, конечно, рассуждать.

(слайд №7)

- В мире множество красивых рек, но некоторые из них знамениты не только своей красотой, но и размерами. Давайте познакомимся с некоторыми крупными реками мира.

- Откройте карту полушарий и определите, как на ней обозначены реки.

- Как правильно показать реку на карте? (От истока к устью)

- Найдите вместе с соседом по парте и покажите на карте: в Европе – Дунай, в Азии – Енисей, в Южной Америке – Амазонку.

6) Практическая работа с картой. (Кроссворд). (слайд №8)

Сейчас вам предстоит самим найти на карте реки и заполнить кроссворд.

1. Река в Европе.
2. Река в Африке.
3. Река в Азии.
4. Река в Северной Америки.

На карте все реки кажутся одинаковыми, а какие они в природе.

Давайте отправимся на небольшую экскурсию.

7) Выступление творческих групп. (слайд №9)

Первая группа “Краеведов”.

А это река вам знакома? (Нева)

Выступают дети с рассказом, почему эта река получила такое название.

(слайд №10)

Выступает группа “Экологов”.

Все реки от больших до малых надо беречь. Но, к сожалению люди это не всегда понимают.

Выступают дети с обращением о бережном отношении к рекам.

(слайд №11)

8. Итог урок.

А давайте попробуем нарисовать свою реку. Слушая музыку вам надо представить, какая может быть река. Покажите это с помощью цвета. (Дети работают у компьютеров)

- Что же у вас получилась? Почему именно такая у тебя река?

- Как определить, какой приток имеет наша река – правый или левый?

- Как вы определили?

Скажите, открыли ли мы для себя новые знания. (Ключ)

Что вам больше всего запомнилось, понравилось на уроке?

9. Домашнее задание.

Учебник стр.60- 63. В тетради стр. 33 № 1, 2.