Цели:
образовательные:
- дать общее представление о реке;
- формировать понятие о её частях (исток, устье, правый и левый берега, притоки);
- познакомить с особенностями рек, с характером их течения;
- познакомить с местными реками;
- экологией рек;
развивающие:
- на основе представлений и наблюдений учить делать выводы;
- показывать крупные реки мира на карте;
- направить обучающихся на исследовательскую деятельность;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе и прививать интерес к предмету.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Объявление темы урока.
- Ребята посмотрите, что это? (Ключ). Для чего этот предмет?
- А наш ключ может нам открыть дверь с новыми знаниями.
- Какое ещё значение может иметь слово “ключ”?
Ключ – это ещё и вытекающий из земли источник, родник. (Подберите синонимы к слову “ключ”)
Куда же девается вода, бьющая из-под земли? Что образуется в результате? Это нам и предстоит узнать.
- Вы догадались, какая сегодня тема урока?
“Реки” (слайд №1) (Презентация у автора)
Звучит отрывок песни “Течёт река Волга”.
Из далека … течет … конца и края нет…
3. Совместное открытие знаний.
1) Проблемная ситуация.
Какая же связь между родниками и реками?
Что бы ответить на этот вопрос, надо сначала выяснить,
куда потечёт вода из родника?
Давайте проведём небольшой опыт на макете, который вы приготовили дома.
Ребята, а как вы думаете, почему вода стекает вниз?
(Закон Всемирного тяготения). (слайд №3)
2) Знакомство с реками и их течением. (Работа с учебником)
Что же такое река и как называется её место рождения, прочитайте в учебнике на странице 60.
Что вы узнали? (Река - это постоянно текущая вода). (слайд №4)
- Почему в народе про реку придумали вот такую загадку:
Течет, течет -
Не вытечет,
Бежит, бежит -
Не выбежит.
(У реки всегда есть течение). (слайд №5)
- Какое бывает течение?
3) Части реки.
- А откуда начинается река? Как называется место рождение реки? (Исток). (слайд №6)
- Как вы думаете, а куда дальше течёт река?
- Место впадения реки в другой водоём – это устье.
Два братца
В воду глядятся,
Век не сойдутся. (Берега реки)
- Если плыть по течению реки, то слева будет левый берег, а справа – правый.
- На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают свою воду. Они называются притоками. Догадайтесь сами, какой приток правый, а какой – левый?
Работа в тетради стр. 33 №1.
4) Физминутка.
- Вы все летом любите купаться в реках?
Давайте представим, что мы сейчас будем нырять и плавать.
Что бы нырнуть, надо задержать как можно больше воздуха и потихоньку выпускать.
- Движения, имитирующие плавание по равнинной реке, затем по горной.
- Движения, имитирующие сплав на плотах по горной реке.
5) Работа с картой. Знакомство с крупными реками мира.
Чтобы всё о реках знать,
Надо карту уметь читать,
Быть внимательным,
И, конечно, рассуждать.
(слайд №7)
- В мире множество красивых рек, но некоторые из них знамениты не только своей красотой, но и размерами. Давайте познакомимся с некоторыми крупными реками мира.
- Откройте карту полушарий и определите, как на ней обозначены реки.
- Как правильно показать реку на карте? (От истока к устью)
- Найдите вместе с соседом по парте и покажите на карте: в Европе – Дунай, в Азии – Енисей, в Южной Америке – Амазонку.
6) Практическая работа с картой. (Кроссворд). (слайд №8)
Сейчас вам предстоит самим найти на карте реки и заполнить кроссворд.
1. Река в Европе.
2. Река в Африке.
3. Река в Азии.
4. Река в Северной Америки.
На карте все реки кажутся одинаковыми, а какие они в природе.
Давайте отправимся на небольшую экскурсию.
7) Выступление творческих групп. (слайд №9)
Первая группа “Краеведов”.
А это река вам знакома? (Нева)
Выступают дети с рассказом, почему эта река получила такое название.
(слайд №10)
Выступает группа “Экологов”.
Все реки от больших до малых надо беречь. Но, к сожалению люди это не всегда понимают.
Выступают дети с обращением о бережном отношении к рекам.
(слайд №11)
8. Итог урок.
А давайте попробуем нарисовать свою реку. Слушая музыку вам надо представить, какая может быть река. Покажите это с помощью цвета. (Дети работают у компьютеров)
- Что же у вас получилась? Почему именно такая у тебя река?
- Как определить, какой приток имеет наша река – правый или левый?
- Как вы определили?
Скажите, открыли ли мы для себя новые знания. (Ключ)
Что вам больше всего запомнилось, понравилось на уроке?
9. Домашнее задание.
Учебник стр.60- 63. В тетради стр. 33 № 1, 2.