Конспект литературно-музыкальной гостиной "Песнь запечного сверчка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

- формировать у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста музыкальную культуру;

- познакомить с лучшими классическими произведениями великих композиторов;

- со звучанием симфонических оркестров и отдельных музыкальных инструментов (скрипка, флейта, фортепиано);

- развивать эмоциональную сферу и музыкальное мышление детей;

- побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности.

Инвентарь и оборудование:

  • театральные декорации: камин, кресло, елка, подарки под елкой;
  • кукла-Щелкунчик;
  • аудиозаписи с подбором музыкальных произведений;
  • музыкальные инструменты – скрипка, флейта, фортепиано;
  • театральные костюмы: Феи, Мышильды, Мари, Щелкунчика.

Ход урока

Дети под музыку Моцарта входят в зал и рассаживаются на стулья.

Ведущий. Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами будем говорить о классической музыке и великих композиторах ушедшего века.

Звучит симфония № 40 В. Моцарта (1 часть).

Тихо-тихо рядом сядем.
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном!
И раздвинулись вдруг стены, -
Вся земля видна вокруг:
Плывут звуки речкой пенной,
Тихо дремлет лес и луг...
Вдаль бегут лесные тропки,
Тают в дымке голубой ...
Это музыка торопит и
Зовет нас за собой!
Вслед за нею можем сразу
В дальний путь пуститься мы,
Побывать в гостях у сказок,
У весны среди зимы...
Тихо-тихо рядом сядем.
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном! (К. Ибряев)

Музыка Л. Мендельсона “Концерт для скрипки с оркестром” .

Ведущий. Однажды вечером, когда за окнами пела свою заунывную песню метель, а в доме, в такт ей, потрескивали дрова в печи, раздался такой долгий и странный звук, будто, это хрупкий луч луны замерз и сломался, стукнув в окно... Что бы это могло быть? Я встала, чтобы посмотреть и тут... Да это же сам запечный Сверчок со своей волшебной скрипочкой! Закинув на плечо полу бархатного плаща. Сверчок отвесил низкий поклон, поднял свою волшебную скрипочку, вскинул смычок и заиграл...

Исполняется музыкальное произведение па скрипке.

Ведущий. Поистине божественный инструмент. Это сейчас скрипка является главным инструментом симфонического оркестра. А раньше на нём играли бродячие музыканты на ярмарках и грациозную скрипку не пускали во дворцы. Но постепенно двери перед такой красавицей открыла вся Европа. Лучшими скрипичными мастерами были итальянцы: Амати, Гварнери, Страдивари. На инструментах, созданных руками этих выдающихся мастеров-волшебников, играли виртуозы-скрипачи всего мира.

Так вот, слушая скрипку запечного Сверчка, я подружилась с ним, и он поведал удивительные музыкальные тайны. А он их знает немало, поверьте. В свою очередь мне захотелось рассказать их вам.

Звучит симфония № 41 В. Моцарта.

Ведущий. Была полночь. Запечный сверчок заиграл старинную музыку, и как наяву, предстал перед моими глазами веселый мальчик с тоненькой шейкой, в серебряном паричке, похожий на вербную веточку по имени Вольфганг Амадей Моцарт. Он был еще ребенком, когда начал удивлять и поражать своими музыкальными способностями всю Европу. Моцарт стал маленьким принцем музыкальной страны. Побывав во многих городах, маленький Моцарт приехал в самый удивительный, самый сказочный город на свете - Париж! Как известно, парижане очень любят шутить, и о Моцарте они говорили так: “Такой младенец и, талантливее многих старых! Ну, разве это не забавно?” Париж восхищался мальчиком. А когда наступил Новый год и на колокольнях повисли серебряные нити, а в королевском дворце зажглись золотые свечи, Его Величество король Франции пригласил мальчика на новогодний ужин. Король спрашивал Моцарта: “Скажите, мой друг, что вы думаете о музыке?” На что Моцарт отвечал: “Музыка, Ваше Величество, это голос нашего сердца! Моцарт играл во дворце”.

В. Моцарт “Турецкое рондо” исполняется на фортепиано.

Ведущий. Под утро, когда Моцарт выходил из дворца, поклоны сопровождали его до самой улицы. Но и на улице люди снимали шляпы и с восхищением глядели на маленького музыканта. Новогодняя ночь была поистине сказочной! Вольфганг шел и от счастья тихо напевал. Но вдруг незатейливая мелодия внезапно оборвалась, Моцарт остановился. На набережной Сены, возле моста стоял нищий мальчуган и, кутаясь в лохмотья, протягивал к нему посиневшую от холода руку. Вольфганг стал торопливо шарить по карманам, хотя прекрасно знал, что не найдет там ни сантима. И тогда, решительно сдернув с себя бархатный пажеский плащ, дарованный королем, накинул его на плечи нищему мальчугану и бросился бежать.

Ему было нестерпимо стыдно! Что стоили его успехи, его великолепие, когда на свете столько горя! Много позже, вспоминая о Париже, о маленьком нищем на набережной Сены, Моцарт сочинил колыбельную песню — воплощение любви и нежности. В ней и радость, и грусть, печаль и надежда.

Звучит колыбельная песня В. Моцарта “Спи моя радость”.

Ведущий. Когда Сверчок замолчал, я ещё долго думала об этой удивительной истории. И теперь, когда слышу колыбельную песню Моцарта, мне одновременно печально и радостно на душе.

Звучит симфония № 4 (2 часть) Л.И. Чайковского.

Ведущий. Следующей музыкальной тайной Сверчка стала божественная музыка Петра Ильича Чайковского, самого любимого русского композитора. Его музыка пронизана любовью к природе, к людям, стремлением к добру. Он много писал для театральных подмостков. Его замечательная сказочная балетная музыка возвращает нас к памяти о том, что давно ушло. Слушая эту музыку, как наяву, предстает перед моими глазами прекрасное ведение, уносящее меня в чудесный новогодний вечер, когда во всех домах маленького немецкого городка шли веселые праздничные приготовления.

Появляется фея.

Фея. Здравствуйте, мои дорогие. Разрешите представиться. Я Фея новогодних сказок и историй. А заглянула к вам, потому что узнала эту елочку. Она была свидетелем самой замечательной новогодней сказки. Сказке о Щелкунчике и королеве мышей Мышильде. Хотите услышать и увидеть, что произошло в действительности? Тогда сядьте поудобнее: крибле-крабле-бумс.

Хореографическая композиция на увертюру П.И. Чайковского.

Фея. Все в доме готово к празднику. Но кто это тихонько пробирается в гостиную. Ах, да это Мари, дочь хозяев дома. Она очень любит подарки и волшебные сказки. Посмотрим, что будет дальше.

Мари. Мне весь день не разрешалось входить в гостиную, ведь здесь готовились к празднику. С самого утра здесь чем-то шуршали, постукивали, напевали. Ах, как чудесно. Какая великолепная елка. Интересно, какие подарки приготовили нам с братом. Я посмотрю немножко и сразу закрою коробки. (Мари рассматривает подарки). Ой, какие гордые и смелые гусары! Эти замечательные гусары для моего брата. А что в этой коробке? Здесь куклы. Великолепные куклы. Ах, как они красивы! Если бы все игрушки на свете могли оживать.

Фея. Ребята, поможем Мари осуществить ее мечту и оживим кукол.

Танец “Солдатиков” на музыку П.И. Чайковского (“Марш деревянных солдатиков” из “Детского альбома”).

Мари. Но здесь еще коробочка, посмотрим. Какая некрасивая кукла. Кто же обидел тебя, человечек. Кто тебя сделал таким? Просто какой-то Щелкунчик для разгрызания орехов. Но мне тебя очень жалко. А хочешь, я тебя убаюкаю.

Мари качает куклу под музыку В. А. Моцарта “Колыбельная”.

Фея. Мари уснула, но пора совершить главное чудо и оживить щелкунчика. Крибле-крабле-бумс!

Щелкунчик превращается в мальчика, подходит к Мари, гладит по голове.

Мари. Ой!

Щелкунчик. Мари, не бойся меня! Это я - Щелкунчик. Меня таким сделала злая королева мышей Мышильда. И мое уродство исчезнет только тогда, когда я смогу победить Мышильду в новогоднюю ночь.

Мари. Несчастный Щелкунчик. Мне тебя очень жаль. Не беспокойся ни о чем. Я тебя буду беречь, любить и никогда не заброшу в чулан. Полночь. Все спят. Только снежинки пушистые и мягкие продолжают падать на землю.

Вальс “Снежных хлопьев” П.И. Чайковского из балета “Щелкунчик”.

Щелкунчик. Тише, слышишь писк. Это идет сюда королева Мышильда. Она хочет меня погубить.

Вход Мышильды под музыку П.И. Чайковского из балета “Щелкунчик”.

Мышильда. Ну что, гадкий, уродливый Щелкунчик. Сейчас ты погибнешь в моих когтях.

Щелкунчик. Я вызываю тебя на бой, Мышильда.

Мышильда. Ха-ха-ха. Чем же ты будешь со мной сражаться, несчастное чудовище?

Мари. Щелкунчик, возьми скорее саблю.

Щелкунчик. Благодарю, Мари, (сражение Щелкунчика и Мышильды).

Мари. Ой, она сейчас уничтожит Щелкунчика! Ах, ты мерзкая мышь! Прочь, прочь отсюда! Вот тебе! (Бросает туфельку в Мышильду.)

Мышильда. Башмак! Больше всего на свете я боюсь башмаков!

Мари. Ну, так лови еще один.

Мышильда. Не надо! Ай! Какой ужас! Мерзкая девчонка! Я сдаюсь...

Щелкунчик подает туфельки Мари и превращается в принца.

Мари. Ой!

Щелкунчик. Мари, это же я твой Щелкунчик. Ты спасла меня, и чары развеялись.

Мари. Я очень рада за тебя.

Щелкунчик. Я хочу, чтобы ты тоже была счастлива. Я приглашаю тебя в моем королевстве, чтобы разделить со мной трон и корону.

Мари. Могу ли я отказать тебе, дорогой принц. Я согласна.

“Вальс цветов” музыка П.И. Чайковского из балета “Щелкунчик”.

Ведущий. Покидая эту сказочную страну П.И. Чайковского, я уверена, что Мари и Принц будут непременно счастливы. А вместе с ними и все, кто несет людям добро и любовь.

Звучит флейта К. Глюк “Мелодия”.

Ведущий. В один из вечеров мне показался странный звук скрипки запечного Сверчка. Когда я заглянула в его уголок, то увидела, что сверчок играет на другом инструменте. Это была флейта. И вот какую тайну он мне поведал. Древнегреческий бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан полюбил прекрасную Нимфу. Спасаясь, Нимфа обратилась к богу реки с мольбой спасти ее, и тот превратил ее в тростник. Пан сделал из этого тростника свирель, которая пела нежным голосом. Неправда ли, красивая легенда? Флейта обычно звучит в оркестрах, но для нее так же написаны сольные и камерные сочинения.

В. Моцарт “Менуэт” исполняется на флейте.

Ведущий. Действительно, как будто Нимфа поет свою нежную песню. Кстати о песне... Дети, а вы знаете, что естественный природный музыкальный инструмент - это певческий голос человека. Голос - это дар природы, однако, как любой талант он нуждается в развитии и совершенствовании. Чтобы стать настоящим виртуозом, певец должен научиться “играть” на своем природном инструменте. Такими виртуозами считаются оперные певцы. Одними из лучших являются итальянские вокальные исполнители. Неаполь, Венеция стали колыбелью итальянской оперы. А в Меттъоне стены театра Ла Скала слышали прославленных мастеров вокала: Карузо, Плачето Доминго, Лучано Поворотти, Джулио Тризи, Патти и других.

“Соренто” музыка E.Kypтuca, исполняет вокалист.

Ведущий. Это ли не совершенный музыкальный инструмент, когда позабыв обо всем на свете можно слушать и слушать пение, замирая от волнения и счастья.

Звучит вальс И. Штрауса “На прекрасном голубом Дунае”.

Ведущий. Последняя музыкальная тайна, которой я хочу с вами поделиться - танцующий снег. Да, да. Именно это я услышала в игре запечного Сверчка, и увидела ослепительно блистающие, старинные венские фонари. В праздничном ореоле их блеска весело кружились робкие снежинки. Так я очутилась в Вене, столице Австрии, услышав головокружительные и мечтательные вальсы Иоганна Штрауса. Сердце мое наполнилось радостью, чего и вам желаю при встрече с музыкальными произведениями короля вальсов И. Штрауса.

Танец на музыку И. Штрауса “Королевский вальс”.

Ведущий. Встреча в нашей литературно-музыкальной гостиной подошла к концу. Надеюсь, у вас, как и у меня останутся самые светлые воспоминания от встречи с прекрасной, божественной музыкой. А теперь пусть вальсы Штрауса закружат вас и вы забудете все тревоги и невзгоды и хоть на миг почувствуете себя блистательными дамами и галантными кавалерами, танцующей снежной страны. А запечный Сверчок сохранит эту тайну.

Звучит симфония № 40 (1 часть) В. Моцарта.