Цели:
Расширять словарный запас по лексической
теме. Активизировать в речи употребление
глаголов и образование их с помощью приставок.
а) Автоматизация звука (ч) в речи детей;
б) Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: Игрушки - гусеница, макет поляны и луга, контурное изображение бабочек (цветные карандаши).
Предварительная работа: Чтение произведений К.Чуковского “Муха-Цокотуха”; “Тараканище”; Басни “Стрекоза и Муравей”; наблюдения в природе; беседа о насекомых.
Ход занятия
I. В. Ребята, о чем мы с вами говорили на прошлой неделе? (О насекомых).
Вспомните, какие сказки о насекомых мы читали. (“Муха-Цокотуха”, “Тараканище”, “Стрекоза и Муравей”). Правильно, молодцы!
II. В. А сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в новую сказку, еще пока незнакомую для вас. Но чтобы наше путешествие было увлекательным и интересным вы должны мне помочь: отгадывать загадки, играть со словами, и рассказывать все, что вы знаете.
Итак, сказка начинается. (Звучит музыка леса). Воспитатель начинает рассказ.
III. В одном большом и красивом лесу росло высокое дерево. Оно тянуло свои ветви к теплому солнцу, а ласковый ветерок любил поиграть его листвой. И вот здесь под одним резным листочком жила (как вы думаете кто?) – гусеница Анюта. Она очень любила переползать с листочка на листочек, греться под теплыми лучами солнышка и мечтать… Но ее мечты постоянно прерывал дятел, который каждый день прилетал на это дерево и принимался за свою работу.
Давайте попросим наши языки поработать вместе с дятлом.
Артикуляционная гимнастика.
Дятел нам не только врач (упр. “Дятел)
Он маляр (упр. “ Маляр”)
Еще трубач (упр. “ Дудочка”)
В гости ходит он с желаньем
И всегда без опозданья
Отутюжит пиджачок (упр. “ Утюжок”)
И почистит колпачок (облизывание верхней губы 2-3 раза).
В. Ребята, скажите, почему дятла называют лесным врачом? Как он лечит дерево? (Он уничтожает вредных насекомых)
А еще недалеко у гусеницы Анюты живет сосед , который тоже уничтожает вредных насекомых. Отгадайте кто же это?
Загадка:
В темном уголке живет
Шёлковую нить плетёт
Он тайком сюда забрался
Строить новый дом собрался. (Паук)
В. Посмотрите, какие насекомые попались в паутину (муха, комар). А скажите эти насекомые полезные или вредные? Почему? (Они на своих лапках переносят микробов, которые вызывают разные болезни).
В. Ребята, наша гусеница Анюта что-то совсем загрустила. Как вы думаете, о чем она мечтает? (Что находится за тем цветком, кустом? Как хорошо было бы найти друзей)
Давайте пригласим Анюту прогуляться вместе с нами на луг, на полянку, поможем ей найти друзей. Пригласите ласково и нежно Анюту на прогулку (работа над интонационной стороной речи).
Как нужно гулять по лесу, по траве? (Осторожно, тихо, чтобы не спугнуть насекомых, не разрушить их дом). Итак, мы тихонечко пойдем по лесной тропинке. Присядем, понаблюдаем за ними. Ребята, а ведь гусеница Анюта незнакома с этими насекомыми. Давайте расскажем ей о них. Может она захочет дружить с ними (дети составляют описательный рассказ по плану (схеме) о каждом насекомом).
- Какие насекомые жужжат, пищат, молчат?
- Как передвигаются? (Ползают, прыгают, летают).
А сейчас мы немного поиграем. Подвижная игра “Стрекоза”.
Вот какая стрекоза (руки в стороны).
Очень круглые глаза (круговые движения кулачками у глаз)
Вертится как вертолёт (руки в стороны, круговые движения туловища)
Вправо, влево, назад, вперёд (руки на поясе, наклоны в разные стороны).
В. Ой, ребята, посмотрите, я что-то вижу под пенёчком. Там что-то светится, сверкает (показывает картинку сверчка). Что это за насекомое? (Сверчок). Правильно. А я знаю маленькое стихотворение про сверчка. Сверчок любит звук (ч), доставим ему радость.
Послушайте:
Жил за печкою сверчок,
Каблучками чок да чок,
Но сломался каблучок, и за печкою-молчок.
Какой звук чаще других слышится в этом стихотворении? (Звук ч). Правильно, но звук (ч ) встречается и во многих других словах. Я их буду называть, а вы должны добавлять звук (ч). Какие слова у вас получатся?
Мя-ч обру-ч
труба-ч
Кала-ч цирка-ч клюю-ч.
Повторить индивидуально: сверчок, пчела, бабочка.
В. Ребята, давайте познакомим Анюту с бабочками. Расскажем ей о них.
Рассказ ребёнка (по плану). Посмотрите вот на эту бабочку: какая она?
Эпитеты: большая, голубая, лёгкая, красивая, разноцветная.
Что бабочка делает:
Бабочка на полянку прилетела,
К цветочку подлетела,
Вокруг цветочка - облетела,
За цветочек - залетела,
И на цветочек села!
Посмотрите вот на этих бабочек, они почему то совсем не яркие и сидят неподвижно (обращает внимание детей на контуры бабочек). Поможем им, украсим им крылышки, и, может быть, они обрадуются и полетят. А гусеница Анюта отдохнет вот на этом листочке.
IV. Развитие мелкой моторики.
Дети украшают бусинами контуры бабочек.
В. Ну что закончили? А теперь посмотрите на своих бабочек и быстро, быстро поморгайте глазками и закройте их. (В это время В. Достает вместо гусеницы большую красивую бабочку)
V. Ребята, а откуда появилась эта большая красивая бабочка и где же наша Анюта? (Это гусеница Анюта превратилась в бабочку. Осуществилась ее мечта? Да. С кем она познакомилась? (С жуками, стрекозами и т.д). Кто ей больше всего понравился? (Бабочки). Почему? И гусеница Анюта тоже превратилась в бабочку. Эта бабочка покружилась над лугом, села на самый красивый цветок и подумала: “Как прекрасно жить на этом свете!”.
В. Ребята, а вам понравилась эта сказка?