Повторительно-обобщающий урок для учащихся 7-х классов по теме "Россия при Петре Великом"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

1. Подвести итоги изучения жизни и деятельности Петра Первого.

2. Закрепить знания важнейших фактов данного периода.

3. Обобщение, систематизация изученного.

Задачи урока:

1. Образовательная.

Знать хронологию основных событий времён правления Петра Первого.

Называть преобразования в экономике, армии, государственном устройстве, церковном управлении, культуре и давать им оценку.

Работать с исторической картой.

2. Развивающая.

Находить в энциклопедиях, справочниках, учебнике факты о деятельности Петра Первого, понимать их значение, пользоваться дополнительной исторической литературой и современными компьютерными технологиями.

3. Воспитательная.

Воспитывать в детях интерес к изучению истории, любовь к Родному Отечеству, гордость и патриотизм.

Оборудование урока:

1. Историческая карта “Россия в 17 в. - 1760 гг.”.

2. Портрет Петра Первого.

3. Мультемидийная установка.

4. Раздаточный материал.

5. Иллюстрации основных тем и событий.

6. Картосхемы.

Методические рекомендации:

1. Урок разработан в игровой форме, как викторина.

2. Класс делится на 2 команды.

3. В конце урока - каждый ученик получает оценку.

ЗАДАНИЕ 1: РАЗМИНКА ДЛЯ УМА

Каждая команда отвечает на пять вопросов.

1. Как звали отца царя Петра? (Царь Алексей Михайлович)

2. Назовите дату Северной войны. (1700-1721 гг.)

3. Когда был основан г.Санкт-Петербург? (1703 г.)

4. Что такое “абсолютизм”? (Форма правления государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть).

5.Как называлась первая печатная газета? (“Ведомости”)

 

1. Как назывались потешные полки Петра? (Семёновский и Преображенский)

2. Назовите годы Великого посольства. (1697-1698 гг.)

3. Когда был подписан Ништадтский мир? (1721 г.)

4. Дайте определение “аристократии”. (Родовая знать)

5. Когда и где был открыт первый русский музей? (1714 г. Кунсткамера; СПб.)

За каждый правильный ответ - 1 балл.

 ЗАДАНИЕ 2: ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

На экране появляются портреты выдающихся политических деятелей и представителей культуры времён Петра Великого: А.Д.Меншиков, Б.П.Шереметев, Н.П.Репнин, П.И.Ягужинский, Ж.Леблон, Д.Трезини, Ф.Б.Растрелли, И.К.Коробов, М.Г.Земцов, И.Н.Никитин и другие.

Каждая команда выбирает портрет одного исторического лица и даёт краткую характеристику его деятельности.

За правильный ответ - 2 балла.

ЗАДАНИЕ 3: ТЕСТИРОВАНИЕ

Проверка основных знаний

На экране появляются вопросы с вариантами ответов, чья команда быстрее даст правильный ответ та и заработает дополнительный балл. За каждый правильный ответ - 1 балл.

1. Первая половина 18 в. в историю России вошла как:___

а) елизаветинское время;

б) петровская эпоха;

в) екатерининская эпоха.

2. Определите цели “Великого посольства”:___

а) поиск союзников в предстоящей войне против Швеции;

б) заключение мирного договора с Турцией;

в) обучение царя Петра за границей.

3. Укажите даты Северной войны:___

а) 1700-1721 гг.; в) 1699-1720 гг.;

б) 1709-1721 гг.; г) 1701-1721 гг.

4. Полтавская битва произошла:___

а) в 1705 г.; в) в 1707 г.;

б) в 1709 г.; г) в 1704 г.

5. Определите причины поражения русских войск под Нарвой:___

а) отсутствие командного состава;

б) небоеспособность русской армии;

в) отсутствие царя Петра во время осады.

6. В 1703 г. в ходе Северной войны царь Пётр основал город:___

а) Санкт-Петербург;

б) Архангельск;

в) Азов.

7.Союзником России в войне со Швецией была:___

а) Голландия;

б) Англия;

в) Речь Посполитая.

8. Россия в 18 в. становится империей. Первым императором был:___

а) Пётр Второй; б) Михаил Романов; в) Пётр Первый.

9. Укажите итоги Северной войны:___

а) Россия отвоевала выход в Балтийское море;

б) Россия лишилась части своей северной территории;

в) Россия получила выход в Чёрное море.

10.Петра Первого можно назвать:___

а) реформатором;

б) консерватором;

в) революционером.

11. Пётр Первый начал свою реформаторскую деятельность с реформ в области:___

а) просвещения;

б) военной;

в) промышленности.

12. В результате реформаторской деятельности Петра Первого в России оформилась:___

а) абсолютная монархия;

б) конституционная монархия;

в) имперская власть.

13. Отметьте проведённые Петром Первым преобразования в области экономики:___

а) развитие мануфактур;

б) ослабление крепостного гнёта;

в) расширение внутреннего рынка.

14. В области внешней торговли и отечественной промышленности правительство проводило политику меркантилизма. Меркантилизм - это:

а) политика активного вмешательства государства в хозяйственную жизнь страны;

б) невмешательство государства в хозяйственную жизнь страны;

в) преобладание ввоза товара над вывозом.

15.Значение реформ Петра Первого состояло в том, что___

а) были созданы регулярная армия и флот;

б) произошел рост мануфактурного производства;

в) получили развитие наука и образование;

г) верны все ответы.

16. Соотнесите события и даты:___

1. Открытие Академии наук.

2. Создание Кунсткамеры.

3. Введение празднования Нового года.

а) 1725 г.;

б) 1714 г.;

в) 1700 г.

17.Соотнесите название органов правления и чем они являлись:___

1. Сенат.

2. Земский собор.

3. Боярская дума.

а) совет бояр;

б) сословно-представительное учреждение;

в) высший государственный совет.

18.Ухудшение положения крестьян в начале 18 в.объясняется:___

а) возросшими государственными повинностями;

б) мобилизацией на строительство флота и Санкт-Петербурга;

в) приписыванием к мануфактурам;

г) верны все ответы.

19.Строительство Санкт-Петербурга началось с сооружения:___

а) Михайловского замка;

б) Петропавловской крепости;

в) Зимнего дворца.

20. “Вечным работником” назвал Петра Первого:___

а) А.С.Пушкин; б) А.Д.Меншиков; в) Н.М.Карамзин.

КЛЮЧ К ТЕСТУ:

1. б;         6. а;      11. б;     16. 1а; 2б; 3в;

2. а;         7. в;      12. а;     17. 1в; 2б; 3а;

3. а;         8. в;      13. а;     18. г;

4. б;         9. а;      14. а;     19. б;

5. б;         10. а;      15. г;    20. а.

ЗАДАНИЕ 4. КОНКУРС КАПИТАНОВ

Каждый капитан получает конверт с заданием, которое предполагаетработу с картой. За правильный ответ - 2 балла.

Конверт 1:

а) В хронологическом порядке покажите на карте места основных военных сражений Северной войны 1700-1721 гг.

б) Покажите на карте территорию, вошедшую в состав России по Ништадскому миру 1721 г.

Конверт 2:

а) Покажите на карте районы Астраханского восстания 1705-1706 гг.и восстания под предводительством К. А.Булавина - 1707-1709 гг.

б) Покажите на карте территорию, вошедшую в состав России в результате Азовских походов и закреплённую по

Константинопольскому миру 1700 г.

ЗАДАНИЕ 5: ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС

Заранее командам было предложено подготовить творческую работу дома и представить её на конкурсе. Это может быть инсценировка на тему эпохи времён Петра Первого, рисунок, стихотворение собственного сочинения.

Конкурс оценивается по 5 бальной системе.

Закончился повторительно-обобщающий урок-игра, подсчитаны баллы, все участники получают оценки за урок.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. А.А.Данилов. История России. Изд-во М.: “Просвещение”. 2010 г.

2. М.Н.Зуев. История России. Учеб-е пособие. Изд-во М.: “Сникс 21 век”. 2008 г.

3. И.Грабарь. Петербургская архитектура 18-19 вв. СПб.: “Лениздат”. 1994 г.

4. Энциклопедия. История России. Изд-во М.:   “Аванта+”. 1995 г.