Цели урока:
1. Подвести итоги изучения жизни и деятельности Петра Первого.
2. Закрепить знания важнейших фактов данного периода.
3. Обобщение, систематизация изученного.
Задачи урока:
1. Образовательная.
Знать хронологию основных событий времён правления Петра Первого.
Называть преобразования в экономике, армии, государственном устройстве, церковном управлении, культуре и давать им оценку.
Работать с исторической картой.
2. Развивающая.
Находить в энциклопедиях, справочниках, учебнике факты о деятельности Петра Первого, понимать их значение, пользоваться дополнительной исторической литературой и современными компьютерными технологиями.
3. Воспитательная.
Воспитывать в детях интерес к изучению истории, любовь к Родному Отечеству, гордость и патриотизм.
Оборудование урока:
1. Историческая карта “Россия в 17 в. - 1760 гг.”.
2. Портрет Петра Первого.
3. Мультемидийная установка.
4. Раздаточный материал.
5. Иллюстрации основных тем и событий.
6. Картосхемы.
Методические рекомендации:
1. Урок разработан в игровой форме, как викторина.
2. Класс делится на 2 команды.
3. В конце урока - каждый ученик получает оценку.
ЗАДАНИЕ 1: РАЗМИНКА ДЛЯ УМА
Каждая команда отвечает на пять вопросов.
1. Как звали отца царя Петра? (Царь Алексей Михайлович)
2. Назовите дату Северной войны. (1700-1721 гг.)
3. Когда был основан г.Санкт-Петербург? (1703 г.)
4. Что такое “абсолютизм”? (Форма правления государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть).
5.Как называлась первая печатная газета? (“Ведомости”)
1. Как назывались потешные полки Петра? (Семёновский и Преображенский)
2. Назовите годы Великого посольства. (1697-1698 гг.)
3. Когда был подписан Ништадтский мир? (1721 г.)
4. Дайте определение “аристократии”. (Родовая знать)
5. Когда и где был открыт первый русский музей? (1714 г. Кунсткамера; СПб.)
За каждый правильный ответ - 1 балл.
ЗАДАНИЕ 2: ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ
На экране появляются портреты выдающихся политических деятелей и представителей культуры времён Петра Великого: А.Д.Меншиков, Б.П.Шереметев, Н.П.Репнин, П.И.Ягужинский, Ж.Леблон, Д.Трезини, Ф.Б.Растрелли, И.К.Коробов, М.Г.Земцов, И.Н.Никитин и другие.
Каждая команда выбирает портрет одного исторического лица и даёт краткую характеристику его деятельности.
За правильный ответ - 2 балла.
ЗАДАНИЕ 3: ТЕСТИРОВАНИЕ
Проверка основных знаний
На экране появляются вопросы с вариантами ответов, чья команда быстрее даст правильный ответ та и заработает дополнительный балл. За каждый правильный ответ - 1 балл.
1. Первая половина 18 в. в историю России вошла как:___
а) елизаветинское время;
б) петровская эпоха;
в) екатерининская эпоха.
2. Определите цели “Великого посольства”:___
а) поиск союзников в предстоящей войне против Швеции;
б) заключение мирного договора с Турцией;
в) обучение царя Петра за границей.
3. Укажите даты Северной войны:___
а) 1700-1721 гг.; в) 1699-1720 гг.;
б) 1709-1721 гг.; г) 1701-1721 гг.
4. Полтавская битва произошла:___
а) в 1705 г.; в) в 1707 г.;
б) в 1709 г.; г) в 1704 г.
5. Определите причины поражения русских войск под Нарвой:___
а) отсутствие командного состава;
б) небоеспособность русской армии;
в) отсутствие царя Петра во время осады.
6. В 1703 г. в ходе Северной войны царь Пётр основал город:___
а) Санкт-Петербург;
б) Архангельск;
в) Азов.
7.Союзником России в войне со Швецией была:___
а) Голландия;
б) Англия;
в) Речь Посполитая.
8. Россия в 18 в. становится империей. Первым императором был:___
а) Пётр Второй; б) Михаил Романов; в) Пётр Первый.
9. Укажите итоги Северной войны:___
а) Россия отвоевала выход в Балтийское море;
б) Россия лишилась части своей северной территории;
в) Россия получила выход в Чёрное море.
10.Петра Первого можно назвать:___
а) реформатором;
б) консерватором;
в) революционером.
11. Пётр Первый начал свою реформаторскую деятельность с реформ в области:___
а) просвещения;
б) военной;
в) промышленности.
12. В результате реформаторской деятельности Петра Первого в России оформилась:___
а) абсолютная монархия;
б) конституционная монархия;
в) имперская власть.
13. Отметьте проведённые Петром Первым преобразования в области экономики:___
а) развитие мануфактур;
б) ослабление крепостного гнёта;
в) расширение внутреннего рынка.
14. В области внешней торговли и отечественной промышленности правительство проводило политику меркантилизма. Меркантилизм - это:
а) политика активного вмешательства государства в хозяйственную жизнь страны;
б) невмешательство государства в хозяйственную жизнь страны;
в) преобладание ввоза товара над вывозом.
15.Значение реформ Петра Первого состояло в том, что___
а) были созданы регулярная армия и флот;
б) произошел рост мануфактурного производства;
в) получили развитие наука и образование;
г) верны все ответы.
16. Соотнесите события и даты:___
1. Открытие Академии наук. 2. Создание Кунсткамеры. 3. Введение празднования Нового года. |
а) 1725 г.; б) 1714 г.; в) 1700 г. |
17.Соотнесите название органов правления и чем они являлись:___
1. Сенат. 2. Земский собор. 3. Боярская дума. |
а) совет бояр; б) сословно-представительное учреждение; в) высший государственный совет. |
18.Ухудшение положения крестьян в начале 18 в.объясняется:___
а) возросшими государственными повинностями;
б) мобилизацией на строительство флота и Санкт-Петербурга;
в) приписыванием к мануфактурам;
г) верны все ответы.
19.Строительство Санкт-Петербурга началось с сооружения:___
а) Михайловского замка;
б) Петропавловской крепости;
в) Зимнего дворца.
20. “Вечным работником” назвал Петра Первого:___
а) А.С.Пушкин; б) А.Д.Меншиков; в) Н.М.Карамзин.
КЛЮЧ К ТЕСТУ:
1. б; 6. а; 11. б; 16. 1а; 2б; 3в;
2. а; 7. в; 12. а; 17. 1в; 2б; 3а;
3. а; 8. в; 13. а; 18. г;
4. б; 9. а; 14. а; 19. б;
5. б; 10. а; 15. г; 20. а.
ЗАДАНИЕ 4. КОНКУРС КАПИТАНОВ
Каждый капитан получает конверт с заданием, которое предполагаетработу с картой. За правильный ответ - 2 балла.
Конверт 1:
а) В хронологическом порядке покажите на карте места основных военных сражений Северной войны 1700-1721 гг.
б) Покажите на карте территорию, вошедшую в состав России по Ништадскому миру 1721 г.
Конверт 2:
а) Покажите на карте районы Астраханского восстания 1705-1706 гг.и восстания под предводительством К. А.Булавина - 1707-1709 гг.
б) Покажите на карте территорию, вошедшую в состав России в результате Азовских походов и закреплённую по
Константинопольскому миру 1700 г.
ЗАДАНИЕ 5: ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС
Заранее командам было предложено подготовить творческую работу дома и представить её на конкурсе. Это может быть инсценировка на тему эпохи времён Петра Первого, рисунок, стихотворение собственного сочинения.
Конкурс оценивается по 5 бальной системе.
Закончился повторительно-обобщающий урок-игра, подсчитаны баллы, все участники получают оценки за урок.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. А.А.Данилов. История России. Изд-во М.: “Просвещение”. 2010 г.
2. М.Н.Зуев. История России. Учеб-е пособие. Изд-во М.: “Сникс 21 век”. 2008 г.
3. И.Грабарь. Петербургская архитектура 18-19 вв. СПб.: “Лениздат”. 1994 г.
4. Энциклопедия. История России. Изд-во М.: “Аванта+”. 1995 г.