Урок "Формы приветствия и расставания со старшими и сверстниками". 5-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 5


Цели урока:

образовательная: формирование умений обращаться к старшим и сверстникам, к знакомому и незнакомому человеку при встрече и расставании;

коррекционно-развивающая: коррекция социальных норм поведения, расширение, уточнение и активизация словарного запаса; коррекция мышления при знакомстве с фразеологизмами;

воспитательная: воспитание уважительного отношения к старшим и сверстникам, привитие навыков вежливости.

Тип урока: приобретение новых знаний.

Оборудование и наглядность: карточки со словами приветствия и прощания (Приложение 1), макет часов (игрушка), презентация “Волшебные слова” (Приложение 2).

Межпредметные связи: письмо и развитие речи – словарная работа (слова “здравствуйте”, “до свидания); математика – время суток.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть.

Учитель приветствует учащихся:

“Здравствуйте!”
Добрая ласковость слова
Стерлась на нет
В ежедневном привете,
“Здравствуйте!” -
Это же – будьте здоровы,
Это же – дольше живите на свете”.

2. Целеполагание и мотивация.

Сегодня на уроке мы будем учиться обращаться со словами приветствия и прощания к старшим и сверстникам, узнаем, какие существуют отличия в обращении, вы узнаете новые слова приветствия и расставания.

3. Актуализация.

- Скажите, пожалуйста, что значит – быть вежливым и приветливым человеком?

- Какие слова называются “волшебными”? Почему они так называются?

- Какие волшебные слова вы знаете?

4. Изучение нового материала.

4.1. Объяснение нового материала.

Приветствие – обычай, пришедший к нам с древних времен, с ним мы чаще всего встречаемся в повседневной жизни. Слова приветствия мы произносим по нескольку раз в день. С приветствия начинается любой разговор. Первое впечатление о человеке самое запоминающееся. Варианты приветствий: слова, жесты, мимика, рисунки. Слова приветствия часто сопровождаются соответственными случаю действиями – рукопожатием, поклоном, поцелуем руки женщины, снятием шляпы. Рыцари приветствовали друг друга на поединке, поднимая забрало шлема. Это жест сейчас применяют военные, отдавая честь при встрече. У представителей некоторых индейских племен в Америке было принято на всякий случай до тех пор сидеть на корточках, пока встреченный ими незнакомец не приблизится и не заметит их миролюбивую позу. Иногда они снимали обувь.

Русские, европейцы, американцы в качестве приветственного жеста обмениваются дружеским рукопожатием. Пожимающие друг другу правые руки показывают: в них нет оружия и их намерения чисты. Дружелюбные японцы кланяются одним из трех видов поклонов — самым низким, средним с углом примерно в 30 градусов или легким. Существует и особый праздник, посвященный приветствиям. Начиная с 1973-го, он отмечается ежегодно 21 ноября. Праздник изобрели братья-американцы Майкл и Брайан Маккормак. Достаточно поздороваться в этот день с 10 незнакомыми людьми — и ты его отметил.

Забывать о приветствии нельзя, ни при каких обстоятельствах, даже если встреча была случайной, даже если вы спешите или встретились на улице. Мужчина – приветствует женщину; младший – старшего по возрасту; входящий в комнату – присутствующих; уходящий прощается с остающимися.

Если вы увидели человека, которого хотите поприветствовать, не следует пробираться к нему через всю комнату или сквозь толпу, расталкивая остальных.

Рукопожатие обычно используют мужчины, при этом не нужно говорить слова приветствия. Мужчина не протягивает первым руку женщине для рукопожатия.

Слова приветствия нужно произносить четко и внятно, глядя при этом на того, кому они адресованы. Считается неприличным при приветствии отводить взгляд в сторону, рассматривать помещение и других гостей. Слова приветствия, как правило, сопровождаются улыбкой. Следует избегать излишне громких приветствий, жарких объятий и поцелуев. Невежливо стоять боком, а тем более спиной к тому, кто вас приветствует. Нужно повернуться к человеку и улыбнуться.

- Назовите, пожалуйста, какие слова приветствия и прощания вы знаете?

(Учащиеся отвечают на вопрос)

4.2. Сортировка карточек со словами приветствия и прощания на доске и запись их в тетрадях. Один-два учащийся у доски, остальные у себя на рабочих местах. Можно провести игру “Найди ошибку”, когда карточки специально переставляются из одной группы в другую.

Слова приветствия - общие формы приветствия:

- Здравствуйте (словарное слово - разбор слова, проговаривание).

- Добрый день (утро, вечер).

- Приветствую (вас).

- Разрешите вас приветствовать.

- Позвольте вас приветствовать.

- Рад вас приветствовать.

- Мое почтение.

- Нижайший поклон.

- Доброго здоровья.

Допустимые формы только для близких или родственников: привет, салют, здорово.

Слова прощания - общие формы приветствия:

- До свидания (словарное слово - разбор слова, проговаривание).

- До встречи.

- Прощайте.

- Всего хорошего (доброго).

- Счастливо.

- Разрешите попрощаться.

- Позвольте попрощаться.

- Разрешите откланяться.

- Позвольте откланяться.

Допустимые формы только для близких или родственников: пока, привет, чао.

4.3. Физкультминутка.

“Пальчики здороваются” [1].

Я здороваюсь везде -
Дома и на улице.
Даже “здравствуй” говорю
Я соседской курице.

5. Проверка усвоения нового материала.

5.1. А сейчас послушайте стихотворение Агнии Барто и скажите, какие слова приветствия и прощания употребляют герои стихотворения.

Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут… а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: “Добрый день!”
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае “здорово”
Он вместо “здравствуй” говорит.
А вместо слова “до свидания”
Не говорит он ничего
Иль заявляет на прощание:
“Ну, я пошел… Пока! Всего!”

(Дети отвечают на вопрос)

5.2. Просмотр презентации “Волшебные слова” (Приложение 2). Какие слова применялись в презентации, про которые мы не говорили? (Счастливого пути и т.д.)

- Существуют такие слова, которые могут иметь двоякое значение. Например, попутного ветра! Скатертью дорога! Ни пуха, ни пера!

Как вы думаете, что обозначают эти выражения?

Ни пуха, ни пера! (Удачной дороги)

Попутного ветра! (Удачной дороги - желали морякам, уходящим в дальнее плавание)

Скатертью дорога! (1 значение - Путь вам чистый, скатертью дорога, то есть счастливого пути. 2 значение – Убирайся вон, иди куда угодно, то есть пожелание избавиться от кого-то).

6. Упражнения в применении слов – решение этикетных задач [2].

- В выходной день Петя встретил свою учительницу, которая шла и о чем-то разговаривала с незнакомой Пете женщиной.

- Здравствуйте, Елена Леонидовна! – закричал Петя.

Учительница ответила на приветствие Пети, но при этом строго посмотрела на него.

- Как вы думаете, ребята, почему?

- Обязательно ли здороваться с незнакомыми людьми?

Ответ. Учительница своим строгим взглядом дала понять Пете, что он должен поприветствовать обеих женщин, а не только свою учительницу.

- Петя стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери.

- Витька, привет! – изо всех сил закричал Петя. – Где ты пропадал? Как дела?.. – пассажиры в недоумении пожимал плечами.

В чем ошибка Пети? Разве он невежливо поприветствовал друга?

Ответ. Пете не следовало кричать на весь автобус. Можно было просто поздороваться с приятелем кивком головы и улыбнуться.

На макете часов учитель ставит время суток “День”, “Вечер”, “Утро”, “Ночь”. Учащиеся должны назвать слова приветствия и прощания, соответствующие данному времени суток (инсценировка).

Утро. [1]

- Вы идете в школу. По дороге встречаете одноклассников. Как вы поздороваетесь с ним?

- Вы вошли в школу. Увидели учителя. Кто должен первым поздороваться? Как вы будете приветствовать учителя?

День.

- В школу пришли гости. Что вы им скажете при встрече?

Вечер.

- Мама и папа приходят с работы. Как вы будете их приветствовать? Какие слова помогут вам показать. Что вы рады их видеть?

7. Подведение итогов. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие слова приветствия и прощания вы знаете?

8. Домашнее задание.

Повторить слова приветствия и прощания, применять их на практике, оценивание.

Литература

  1. Л.М. Шипицына. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта. Санкт-Петербург, филиал издательства “Просвещение”, 2006 г.
  2. Уроки вежливости: комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Издательство “Ранок”, 2007 г. - 16 отдельных листов в папке. Лист 1.
  3. М.Дружинина. Презентация “Волшебные слова”, Viki.rdf.ru