Данное занятие является заключительным в системе работы по адаптации детей к детскому саду с участием родителей.
Я работаю в средней группе детского сада, которая открылась в этом учебном году, поэтому дети, которые пришли в группу, были четырехлетние и раньше детский сад не посещали. Для того, чтобы адаптация таких детей прошла успешно (а в этом возрасте есть своя специфика адаптации – дети привыкли общаться только с определенным кругом взрослых, не знают правил детского сада и т.д.), я провела определенную предварительную работу и как итог - данное занятие.
Результатом явилась успешная адаптация малышей в группе.
Цель: решение комплексных задач в системе обучения, развития и воспитания в целях успешной адаптации детей к детскому саду.
Задачи:
- гармонизация детско-родительских отношений средствами развития коммуникативных форм поведения путем совместного сочинения с детьми сказок и рисунков к этим сказкам;
- создание родителями речевой ситуации, необходимой для создания у детей желания к творческому фантазированию, развития воображения.
Развитие речи детей:
- словарная работа – бурый, золотая;
- вежливые слова;
- слова, знакомящие с культурно-гигиеническими навыками;
- классификация (овощи, фрукты);
- составление простых и сложных предложений;
- счет до 5.
Предварительная работа:
- дети совместно с родителями сочиняют сказки и рисуют рисунки (приложение).
Ресурсы:
- предметы личной гигиены,
- игрушки - зайчик и лисичка,
- муляжи овощей и фруктов,
- 2 корзинки,
- 2 шапочки для зайчиков,
- выставка работ.
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, вы все вместе с родителями дома сочиняли сказку о том, как медвежонок не хотел ходить в детский сад и нарисовали к сказке замечательные рисунки. И вот сейчас (смотрит на часы) к нам в гости придет такой медвежонок. Он тоже раньше капризничал в садике, потому что не знал, как надо утром готовиться в детский сад, но потом полюбил свой лесной сад “На лесной полянке”, свою группу, да так, что даже не хотел уходить домой, когда за ним вечером приходила его мама-медведица.
Звучит музыка, входит медвежонок (взрослый в костюме медведя).
Бурый:
- Здравствуйте, ребята!
Дети:
- Здравствуй, Бурый!
Бурый:
- А вы знаете, что означает мое имя “Бурый”? Бурый – это значит коричневый. А я ведь действительно коричневый – посмотрите на меня, ребята.
Воспитатель:
- А почему ты, Бурый, не пошел сегодня в детский сад? Или ты опять стал капризным, как и раньше?
Бурый:
- Нет, ребята, я никогда не пропускаю детский сад без причины. Это случается только тогда, когда я болею. А пришел я к вам не случайно – моя воспитатель Настасья Потаповна дала мне задание – посмотреть, как вам, деткам, живется в детском саду, дружная ли у вас группа, чему вы научились? А о том, что я увижу, расскажу в своем лесном садике “На лесной полянке”.
Воспитатель:
- Теперь ясно. Ребята, поможем Бурому справиться с его заданием?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Давайте, ребята, покажем, как интересно проходит день в садике.
Ребенок:
Наш детский сад встречает всех ребят с утра
Приветливыми, добрыми словами,
И радостно становится всем нам
От слов сердечных: “Здравствуйте, ребята”.
Воспитатель:
- Ребята, с каких волшебных слов начинается утро в нашем садике? (Здравствуйте, доброе утро)
Ответы детей.
Бурый:
- Молодцы, ребята. Обязательно нужно здороваться со взрослыми и детьми, когда приходишь в детский сад. Будьте воспитанными. А если я не буду здороваться, то моя мама не будет угощать меня вкусным медком. А ведь мы, медведи, так его любим! (Гладит себя по животу)
Рассматривает детей.
Бурый:
- Ребята, вы все такие красивые, аккуратные. Рубашки заправлены, пуговицы застегнуты, головки причесанные. Радостно смотреть на вас.
Воспитатель:
- Да и у тебя, миша, все в порядке – и рубашечка, и штанишки, и прическа.
Бурый:
- Мама меня поднимает утром пораньше, чтобы я успел умыться, зубы почистить, причесаться. А одежду, в которой я в садик пойду, выбираю с вечера. А мама мне ее почистит и погладит – видите, какой я опрятный и красивый.
А еще мне хочется прочитать вам отрывок из сказки о мальчике Грязнульке. Правда, я забыл, как эта сказка называется, но если вы знаете, то подскажете.
Рано утром на рассвете
Умываются мышата
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки, и башмаки. (“Мойдодыр”)
Ответы детей.
Воспитатель:
- Наши дети очень хорошо знают эту сказку, ведь с грязными, неопрятными детьми никто не хочет дружить.
Бурый:
- А вы знаете, дети, какие вещи помогают нам быть красивыми и чистыми?
Ответы детей.
Бурый:
- Тогда я буду вам показывать разные предметы, а вы мне скажете, как они называются и для чего нужны.
Достает из мешочка мыло, мочалку, зубную щетку, шампунь, расческу, носовой платок, стиральный порошок, утюг, нитки с иголкой, фломастеры, клей, оторванную пуговицу.
С подсказкой воспитателя дети строят высказывания по следующей схеме:
- это расческа. Она нужна для того, чтобы расчесывать волосы. Тогда вы не будете лохматыми, а станете опрятными;
- это мыло. Оно нужно для умывания. Тогда у вас будут чистые руки, лицо и тело и на них не будет микробов.
Бурый:
- Вы такие молодцы, ребята. Постарались. А сейчас поиграем в интересную игру про моих лесных друзей.
Игра “Зайчики и лисичка”
Дети встают в круг. Двое детей, стоящих в кругу, держат в руках игрушки – зайчика и лисичку. Когда играет музыка, дети передают игрушки по кругу, стараясь, чтобы зайчик оказался дальше от лисы. Когда лиса догоняет зайчика, игра заканчивается. (Повторить 2 раза)
Воспитатель:
- Спасибо тебе, Бурый, за интересную игру. Наши дети очень любят играть, заниматься физкультурой. Каждое утро мы делаем зарядку.
Бурый:
- И мы, зверята, каждое утро делаем зарядку, бегаем по лесной тропинке.
Воспитатель:
- А еще, Бурый, наши ребята умеют считать, цифры писать.
Бурый:
- Математика – очень занятное дело.
1-й ребенок:
Очень быстро наша Таня
Рыбок всех пересчитала.
Опечалилась она -
Золотая лишь одна.
Показывает цифру “1” и картинку с золотой рыбкой.
2-й ребенок:
Чтоб пирожное съесть.
Я за стол решила сесть.
Сосчитаем их сперва –
Сколько их? Конечно, два.
Показывает цифру “2” и картинку с двумя пирожными.
3-й ребенок:
У бабушки на кухне
Котята, посмотри.
Котят мы посчитаем,
Их оказалось три.
Показывает цифру “3” и картинку с тремя котятами.
4-й ребенок:
Собираем урожай.
Сколько фруктов – посчитай
Много разных фруктов в мире,
А мы выбрали “4”.
Показывает цифру “4” и картинку с апельсином, яблоком, грушей, бананом.
5-й ребенок:
Соберу цыпляток в кучку,
Одного беру я в ручку,
Начинаю их считать.
Получилось ровно пять.
Показывает цифру “5” и картинку с пятью цыплятами.
Бурый:
- Здорово. А мы в лесном детском саду только до трех научились считать.
Зато на прогулке у нас очень много дел – приходится от сухих осенних листьев дорожки расчищать. А в лесу их много, только расчистишь, а листочки опять падают, кружатся, ложатся на землю. Только расчистишь, а листочки опять падают, кружатся, ложатся на землю.
Воспитатель:
- Наши ребята тоже трудятся на участке – подметают, собирают листья. Они знают танец, который покажет, как танцуют свой последний танец осенние листочки.
Исполняется танец с листьями (у каждого ребенка по 2 листочка в руках).
Бурый:
-Да, очень красиво осенью в лесу. Недаром осень называют “золотой”. А почему, ребята?
Ответы детей.
Бурый:
- Но осень в лесу и хлопотно, урожай собрать нужно. Тут у нас случай был – зайчата все перепутали – овощи с фруктами собрали в одну корзину, а надо бы в две разные разложить. Вот шуму-то было! Проверю и вас, ребята, смогли бы вы помочь зайчатам разложить овощи и фрукты в разные корзины?
Воспитатель:
- Давайте сначала потренируемся. Где растут овощи?
Ответы детей.
Воспитатель:
- А фрукты?
Ответы детей.
Бурый:
- Приглашаю 5 девочек (они будут собирать фрукты) и 5 мальчиков (они будут собирать овощи). Правила такие – каждый ребенок должен добежать до стола и положить в корзинку овощ или фрукт, прибежать обратно и передать корзину и шапочку зайчика следующему ребенку.
На каждом столе одинаковый набор овощей – муляжи огурца, репы, сливы, лимона, лука, яблока, помидора, груши, моркови, апельсина. По окончании игры Бурый с воспитателем проверяют содержимое корзинок и подводят итоги игры.
Бурый:
- Ребята, я вижу, вы многому научились в детском саду. Молодцы! Группа у вас хорошая, дружная. Будет мне, что рассказать о вас в своем лесном садике “На лесной полянке”.
Воспитатель:
- Бурый, а у нас для тебя есть сюрприз.
Бурый:
- Ой, как интересно!
Воспитатель:
- Посмотри, здесь целая выставка рисунков и сказок про тебя, мишка. Наши ребята вместе с родителями фантазировали, сочиняли сказку и рисовали рисунки про тебя, когда ты еще был капризулькой и не хотел ходить в детский сад.
Бурый рассматривает рисунки.
Бурый:
- Спасибо вам, ребята, за ваши замечательные работы. Я уже не капризничаю в детском саду и посоветовал бы так себя вести и деткам, которые только собираются идти в детский садик. Можно я возьму ваши рисунки и сказки с собой, чтобы показать их лесным зверятам и нашим воспитателям?
Ответы детей.
Бурый:
- А когда я приду к вам в следующий раз, я принесу вам сказки свои, лесные. А вот вам угощение – сладкий пирог.
Приложение
Сказки и рисунки, сочиненные и
нарисованные родителями и детьми на тему
“Как медвежонок пришел в детский сад”
Анализ сказок показал, что детей и родителей волнуют следующие проблемы, с которыми может столкнуться ребенок в детском саду:
- ребенка будут обижать;
- заставлять есть кашу, которую малыш не любит;
- заставлять спать, а он не спит днем;
- он ни с кем не подружится (эта проблема проходит практически через все сказки);
- будет бояться выступать публично;
- не понравится воспитателю.
Даже в косвенной форме прозвучало пожелание – уж если манная каша, то с бананами
1. Сказка “Как медвежонок в лесной квартет попал”. (Лыткина Наташа, Миронова Алина и мамы)
Медвежонок не любил в детский сад на утренники ходить. Он боялся – а вдруг у него не получится стихотворение рассказать или танец станцевать – и все ребята будут над ним смеяться. От рождения медвежонок был косолапым и не имел музыкального слуха, ведь недаром поговорка есть “Медведь на ухо наступил”. Когда все зверята выступали, кто плясал, кто пел, кто на инструментах музыкальных играл, он сидел в лесной чаще и от скуки драл щепу на пеньке и орал во все медвежье горло.
Как-то задумались зверята: не хватает нам трубы в оркестре, а сил играть на трубе ни у кого нет. Подумали и решили позвать самого сильного, медвежонка, на репетицию. Он долго упирался, но наконец-то решился. Малыши долго репетировали, и вскоре медвежонок потихоньку тоже научился играть в оркестре.
Пред выступлением все зверята очень волновались, но когда оркестр заиграл, все успокоились, тем более все в зале их очень тепло принимали. Все у них получилось.
Лисичка плясала и пела, зайчик на барабане лапками стучал, волк бил в тарелки, а медведь играл на трубе. Вот такой получился квартет.
После этого успеха медвежонок первым бежит на все утренники и ничуть не боится ходить в садик.
2. Сказка “Как медвежонок нашел друга”. (Корчагина Саша и папа)
Жил-был медвежонок Вася. Жил он с мамой и папой. Медвежонок очень не любил ходить в детский сад. Когда мама его будила, он плакал, прятался под одеяло и кричал:
“Не хочу! Не хочу!”
Но однажды, когда он пришел в садик, он увидел, что в группе появился новый медвежонок Витя. Вася и Витя очень подружились. Они вместе рисовали, играли, лепили, раскрашивали, сидели рядом за столом, когда кушали и даже спали на соседних кроватках.
После того, как Вася нашел себе друга, он больше никогда не плакал, не капризничал и не кричал, а всегда с удовольствием бежал в детский сад.
3. Сказка “Про медвежонка Барни”. (Саркисян Стелла и мама)
Жил-был веселый медвежонок Барни. Настала пора идти ему в детский сад. Когда мама привела его в садик, он начал капризничать, кричать, не захотел садиться за стол завтракать и отказывался играть.
Воспитатель подарила ему игрушечного зайчика, пожалела и угостила сладким медом. Потом она предложила медвежонку поиграть с лисичкой, которая придумала очень интересную игру в кубики. Малыши договорились завтра встретиться, и уже на следующий день Барни побежал в группу с удовольствием.
4. Сказка “Как научиться дружить”. (Лихова Лиза и бабушка)
Жил-был медвежонок по имени Тишка. Он очень не хотел ходить в детский сад, т.к. ему было грустно одному играть в игрушки. И вот однажды он решил подружиться с бельчонком и лисенком. Сначала зверята играли в свои игры и не обращали никакого внимания на медвежонка. Тогда воспитатель Марья Потаповна посоветовала им взять в игру медвежонка.
- Иди к нам играть, - сказал бельчонок, - ты будешь нашим другом.
- Но посмотрите, – закричал лисенок, - он хочет с нами драться.
Медвежонок не слышал разговора зверят, он просто стоял и сжимал в кулачки свои лапки, так как сам думал о том, что звери хотят его обидеть.
Зверята закричали:
- Мы не хотим тебя обижать, мы хотим с тобой дружить, иди к нам, ты будешь наш новый друг.
Но медвежонок продолжал сжимать кулачки. Тогда все малыши разбежались, а Тишки стоял и плакал, а слезы текли на сжатые кулаки.
А потом медвежонок подумал и решил, что, наверное, зверята не зря его боятся, и разжал кулаки.
Малыши увидели это и взяли его в свою игру. Они стали вместе играть, петь, рисовать, танцевать. Тишка, играя с друзьями, думал:
- Я больше никогда не буду без причины сжимать свои кулаки. Хорошо, что я это сразу понял и исправился. Как же плохо быть драчуном!
Так Тишка нашел друзей и стал с удовольствием ходить в детский сад.
5. Сказка “Праздник в детском саду”. (Максимова Яна и мама)
Жил-был медвежонок. Он был очень капризны малышом. Однажды родители решили, что медвежонку нужно общаться со своими ровесниками, и повели его в детский сад, где было много интересных и веселых ребят. Но медвежонок в саду все время капризничал и не хотел туда ходить.
Как-то раз в саду был праздник осени. Медвежонок хорошо играл, танцевал и пел. За это его похвалили и угостили конфетами, сладостями и медом, которые медвежонок очень любил.
После этого медвежонок всегда ходил в садик с удовольствием и не капризничал.
6. Сказка “Однокий медвежонок”. (Бедствина Настя и папа)
Жил-был медвежонок. Он был одинокий, потому что у него не было друзей. Родители миши устроили его в детский сад. В сад он ходить не хотел, так как не любил рано вставать и спать днем. Сначала он плакал и кричал, но потом посмотрел, что все звери всегда веселые и спокойные, и решил, что он тоже не хуже других.
После этого наш медвежонок стал ходить в детский сад с удовольствием.
7. Сказка “Как медвежонок решил пойти в детский сад”. (Никитин Яша и мама)
В лесу на опушке леса жила семья медведей – мама, папа и сынок-медвежонок, который не хотел ходить в лесной детский сад. Все звери в лесу ходили в садик: и зайчики, и ежики, и белочки, и птички, и лисички и даже серые волчата.
Вот однажды после долгой зимней спячки медвежонок проснулся и увидел, что все его друзья пошли в детский сад, и ему не с кем играть. Тогда он решил посмотреть – что же такое этот детский сад и чем там занимаются малыши. Он подкрался к окошку садика и долго наблюдал, как воспитатель играет, рисует, читает и поет с его друзьями. А после занятий воспитатель угощала зверят сладостями, что особенно понравилось медвежонку.
После этого наш герой прибежал домой и стал проситься у мамы и папы, чтобы они отвели его в садик. Родители обрадовались, отвели медвежонка в садик, куда он стал ходить с огромным удовольствием.
oo
8. Сказка “Первый раз в детский сад”. (Гусев Тимур и дедушка)
Жил-был медвежонок. Звали его Косолапчик. Был он очень трусливым, боялся всего на свете. Пришло время идти ему в садик. Косолапчику очень не хотелось идти в сад, так как он не знал – как там? Поэтому он и упирался, и рычал, и кричал, когда попал в садик в первый раз. Когда он первый раз вошел в группу, то очень испугался, т.к. увидел много зверей, поэтому сразу спрятался за маму.
Когда мама ушла, к малышу подбежал волчонок Кусака и укусил медвежонка. Тот в слезы. Воспитатель Лиса Лизаветовна отругала волчонка и запретила ему кусать медвежонка и всех других зверят.
Звери сели завтракать. На завтрак была манная каша с бананами, которую все с удовольствием съели. Потом воспитатель с малышами организовали игру, потом рисование, а затем почитала интересную сказку “Два жадных медвежонка”.
Когда мама медведица пришла в садик за Косолапчиком, то увидела, что его никто не обижает, и он нашел в садике много друзей.
После этого медвежонку очень понравилось в детском саду, и он ходит туда с удовольствием.
9. Сказка “Как медвежонок Тимошка полюбил детский сад”. (Бледных Максим и мама)
Жил-был медвежонок, звали его Тимошка. Поначалу он не любил ходить в детский сад, так как надо было рано вставать, а Тимошка любил подольше поспать. Но потом он подружился с лесными зверями, которые ходили в садик, и стал привыкать ходить туда каждый день без капризов.
Там ему очень понравилось. Особенно полюбил он играть с детьми. Медвежонок рассказывал маме, что в детском саду звери играют, рисуют, танцуют, поют – весело живут.
Медвежонок очень рад, что мама отдала его в садик и теперь ходит туда с удовольствием.
10. Сказка “Топтыжка”. (Гнипьяк Кирилл и родители)
Жил-был медвежонок и звали его Топтыжка, так как он очень любил топать. У медвежонка была мама медведица и папа медведь. Решили как-то мама и папа отвести сынишку Топтыжку в детский сад. Позвали они его и говорят:
- Сыночек, ты у нас уже подрос, пора тебе идти в лесной детский сад.
А Топтыжка им ответил:
- Не хочу я идти в детский сад, я там никого не знаю.
- Ты там познакомишься с другими медвежатами, лисятами, бельчатами, волчатами и будешь там весело проводить время. В детском саду много всего интересного – вы будете там играть, рисовать, читать книжки, петь, танцевать, - сказала мама медведица.
Медвежонок подумал и сказал;
- Ладно, схожу один раз, посмотрю
Медвежонок сходил в детский сад и увидел, что все, о чем говорили ему мама и папа, правда. Он решил, что в детском саду лучше, чем он думал раньше, и стал с удовольствием туда ходить.
11. Сказка “Медвежонок по имени Снежок”. (Захаренко Влад и папа)
В далекой холодной Арктике жил маленький белый медвежонок по имени Снежок. Надо сказать, что он был очень капризным и ленивым медвежонком. Снежок целыми днями просиживал в своем снежном домике и ничто его не интересовало.
Он и слушать не хотел о детском садике, в который ходили все полярные звери, ведь там кормили манной кашей и заставляли спать поле обеда. Он даже не подозревал, что, кроме этого, в садике есть много интересных вещей, что там многому можно научиться и узнать много нового.
И вот однажды медвежонок сидел и смотрел в окно. Вдруг он увидел, что воспитатель детского садика, большая белая медведица, вышла на прогулку с белыми медвежатами, которые ходят в детский сад. Сначала они наблюдали, как на большой льдине плывут тюлень и ее маленький детеныш, потом катались с ледяной горки и весело играли в снежки. А потом белая медведица учила медвежат ловить рыбу. Всем было очень весело.
Снежок наблюдал и завидовал тем медвежатам, которые, следуя подсказкам воспитателя, вытягивали из моря одну рыбку за другой. Тогда медвежонок понял, что ходить в детский сад – это очень весело и интересно, а не пустая трата времени, как он думал раньше.
На следующий день мама и папа отвели Снежка в детский сад, куда он с удовольствием ходит до сих пор. Теперь он знает много интересных игр, умеет ловить рыбу и дружить с другими белыми медвежатами.
12. Сказка “Как Топтыжка пошел в детский сад”. (Наумов Даниил и мама)
Жил-был медвежонок, звали его Топтыжка. Когда ему исполнилось 3 года, мама решила, что ему пора в детский сад. Но когда она сообщила об этом малышу, он очень расстроился и долго плакал, потому что не знал – что его там ждет?
Мама объяснила ему, что в детском саду очень интересно: там много детей и есть воспитатель, который научит медвежонка рисовать, лепить, считать, играть. Но Топтыжка ей не поверил.
Когда пришло время идти в детский сад, мама утром разбудила малыша, но он долго капризничал, плакал и топал ногами.
Когда Топтыжка пришел в садик, то очень удивился, ведь он никогда не видел, чтобы в одном месте было так много детей. Мама оставила медвежонка в группе расстроенным, но когда она пришла за ним, чтобы отвести домой, она не узнала своего малыша: он резвился со всеми детьми и громко хохотал.
Когда они пришли домой, медвежонок с восторгом рассказывал о своем первом дне в детском саду, о том, как все вместе весело гуляли, играли, танцевали и пели.
С тех пор медвежонок Топтыжка с удовольствием ходит в детский сад, а вечером даже не хочет идти домой.
13. Сказка “Я люблю детский сад”. (Исмаилова Айсель и мама)
Жила-была семья медведей. У них был маленький медвежонок. Мама хотела отдать его в сад, а медвежонок не хотел. Мама отвела его в садик, малыш стал плакать.
Так он плакал несколько дней, а потом заметил, что в садике очень интересно – здесь много друзей и игрушек. Воспитатель никого не обижает и любит всех детей.
Потихоньку он познакомился и подружился со всеми зверятами в саду и стал ходить туда с удовольствием.