Цель: Закрепить правило правописания слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Задачи:
1. Развивать орфографическую зоркость, наблюдательность.
2. Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, использование элемента соревнования.
3. Пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о словах.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Наш сегодняшний урок пройдёт в форме соревнования. Для этого я разделила вас на команды. Каждая команда, отвечая на вопросы, будет получать жетоны. В конце урока мы определим команду-победительницу, которая получит специальный приз. В соревнованиях будут учитываться коллективная работа и поведение.
II. Чистописание.
1. Составление строчных прописных букв из элементов (каждая команда составляет по 4 буквы).
- Достаньте содержимое конвертов и определите, написание каких букв мы будем сегодня повторять.
- Какие буквы у вас получились?
(Вопрос задаётся поочерёдно каждой группе учащихся; в результате на доске и в тетрадях появляется запись)
Б – П В – Ф Г – К Д – Т Ж – Ш З – С
- Назовите все буквы, записанные на доске. Что их объединяет?
- Почему они называются "парными"?
2. Запись словарных слов, начинающихся с парных согласных.
- Вспомните словарные слова, начинающиеся с ваших букв, и запишите по 1 слову на каждую букву. Выделите ударение, подчеркните орфограмму.
(Проверка с использованием сигнальных карточек: одна команда отвечает – остальные контролируют)
III. Знакомство с новым словарным словом.
1. Чтение отрывка из произведения С.Я.Маршака "Багаж". Выделение нового словарного слова.
- Послушайте отрывок из стихотворения. Определите автора и название.
Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж…
Корзину, картину, картонку
И маленькую собачонку… (Багаж)
2. Работа с новым словарным словом.
- Прочитайте это слово орфографически. Откройте словари и запишите его. Выделите ударную гласную.
- Написание, какой буквы следует запомнить в этом слове?
- Какая орфограмма требует проверки? Как её проверить?
- Подберите проверочные слова.
- Назовите среди них однокоренные. Запишите. Выделите корень.
- Каким способом они образовались?
- Что такое "багаж"? (Упакованные вещи, которые берёт с собой пассажир в дорогу; вещи, предметы, отправляемые и перевозимые отдельно от пассажира)
- Каким синонимом вы воспользовались, чтобы дать определение этому слову? (Вещи)
- Как вы думаете, есть ли у этого слова ещё какое-нибудь лексическое значение?
- Прочитайте предложение.
Каждый человек должен ежедневно работать над собой, постоянно пополняя свой умственный багаж знаний.
- В каком значении употреблено слово "багаж" и что под ним подразумевается? (В переносном: сведения, знания в какой-либо области, которыми кто-либо обладает)
IV. Определение темы урока.
- Посмотрите внимательно на выполненное задание в чистописании, на новое словарное слово и определите тему, над которой мы будем сегодня работать.
V. Работа по теме.
1. Повторение теоретического материала.
- Обобщим всё сказанное о парных согласных по плану:
1. К парным согласным относятся …
2. Эти согласные следует проверять, когда они находятся …
3. Чтобы проверить парную согласную надо …
2. Устный словарный диктант с использованием вееров.
- Проведём разминку.
- Я буду называть слово, а вы должны определить, какую парную согласную в нём надо писать и по моей команде поднять соответствующую букву.
гриб |
хорош |
берег |
вниз |
мазь |
обувь |
скользкий |
шляпка |
резкий |
кепка |
гибкий |
сказка |
(Устно называются проверочные слова; за каждый правильный ответ – 1балл)
3. Работа с иллюстрацией. Игра "Кто больше?".
а) - Рассмотрите картинку. Найдите на ней как можно больше предметов, в названиях которых есть парный согласный. Запишите слова в тетрадь.
Паровоз, поезд, состав, насыпь, мост, столб, провод, дуб, изгородь, воз, лошадь, груз, стог, лист, травка.
Рисунок 1
- Назовите слова. Докажите их правописание.
- Какие ещё слова можно было подобрать?
- Что такое "изгородь"? "насыпь"? (Ограда из жердей или прутьев; искусственное возвышение из земли, сыпучих отходов производства)
- Подберите синоним к слову изгородь.
- Найдите среди записанных слов синонимы. (Поезд – состав)
б)
- Разберите все слова по составу.
- Назовите слова, состоящие только из корня.
- Назовите сложносоставное слово.
- Каким способом образованы остальные слова?
4. Найди ошибки в тексте.
а) Прочитайте текст.
В далёком прошлом смастерил человек воз и впряк в него лошать. Принёз человек на воз разную клать. Тащился воз по дороге. Полз, полз и увяс. На дороге-то то грясь, то ухап. Даже быг не вытянет. Придумали поставить воз на рельсы. Так появился первый поезд.
- Какие слова вам были непонятны? Что такое "кладь"? (Груз, поклажа. Воз – повозка с кладью, ухаб – яма на дороге)
- Найдите и исправьте неправильно написанные слова. Докажите.
- В каких словах парные согласные были написаны правильно? Докажите их правописание.
- О чём говорилось в тексте? Какое название можно ему дать?
б) Выпишите 2 предложение. Выполните синтаксический разбор (характеристика, главные члены предложения, словосочетания).
VI. Подведение итогов урока. Определение победителя.