Урок "Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне"

Разделы: Начальная школа


Цель: Закрепить правило правописания слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Задачи:

1. Развивать орфографическую зоркость, наблюдательность.

2. Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, использование элемента соревнования.

3. Пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о словах.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Наш сегодняшний урок пройдёт в форме соревнования. Для этого я разделила вас на команды. Каждая команда, отвечая на вопросы, будет получать жетоны. В конце урока мы определим команду-победительницу, которая получит специальный приз. В соревнованиях будут учитываться коллективная работа и поведение.

II. Чистописание.

1. Составление строчных прописных букв из элементов (каждая команда составляет по 4 буквы).

- Достаньте содержимое конвертов и определите, написание каких букв мы будем сегодня повторять.

- Какие буквы у вас получились?

(Вопрос задаётся поочерёдно каждой группе учащихся; в результате на доске и в тетрадях появляется запись)

Б – П В – Ф Г – К Д – Т Ж – Ш З – С

- Назовите все буквы, записанные на доске. Что их объединяет?

- Почему они называются "парными"?

2. Запись словарных слов, начинающихся с парных согласных.

- Вспомните словарные слова, начинающиеся с ваших букв, и запишите по 1 слову на каждую букву. Выделите ударение, подчеркните орфограмму.

(Проверка с использованием сигнальных карточек: одна команда отвечает – остальные контролируют)

III. Знакомство с новым словарным словом.

1. Чтение отрывка из произведения С.Я.Маршака "Багаж". Выделение нового словарного слова.

- Послушайте отрывок из стихотворения. Определите автора и название.

Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж…
Корзину, картину, картонку
И маленькую собачонку… (Багаж)

2. Работа с новым словарным словом.

- Прочитайте это слово орфографически. Откройте словари и запишите его. Выделите ударную гласную.

- Написание, какой буквы следует запомнить в этом слове?

- Какая орфограмма требует проверки? Как её проверить?

- Подберите проверочные слова.

- Назовите среди них однокоренные. Запишите. Выделите корень.

- Каким способом они образовались?

- Что такое "багаж"? (Упакованные вещи, которые берёт с собой пассажир в дорогу; вещи, предметы, отправляемые и перевозимые отдельно от пассажира)

- Каким синонимом вы воспользовались, чтобы дать определение этому слову? (Вещи)

- Как вы думаете, есть ли у этого слова ещё какое-нибудь лексическое значение?

- Прочитайте предложение.

Каждый человек должен ежедневно работать над собой, постоянно пополняя свой умственный багаж знаний.

- В каком значении употреблено слово "багаж" и что под ним подразумевается? (В переносном: сведения, знания в какой-либо области, которыми кто-либо обладает)

IV. Определение темы урока.

- Посмотрите внимательно на выполненное задание в чистописании, на новое словарное слово и определите тему, над которой мы будем сегодня работать.

V. Работа по теме.

1. Повторение теоретического материала.

- Обобщим всё сказанное о парных согласных по плану:

1. К парным согласным относятся …

2. Эти согласные следует проверять, когда они находятся …

3. Чтобы проверить парную согласную надо …

2. Устный словарный диктант с использованием вееров.

- Проведём разминку.

- Я буду называть слово, а вы должны определить, какую парную согласную в нём надо писать и по моей команде поднять соответствующую букву.

гриб

хорош

берег

вниз

мазь

обувь

скользкий

шляпка

резкий

кепка

гибкий

сказка

(Устно называются проверочные слова; за каждый правильный ответ – 1балл)

3. Работа с иллюстрацией. Игра "Кто больше?".

а) - Рассмотрите картинку. Найдите на ней как можно больше предметов, в названиях которых есть парный согласный. Запишите слова в тетрадь.

Паровоз, поезд, состав, насыпь, мост, столб, провод, дуб, изгородь, воз, лошадь, груз, стог, лист, травка.

Рисунок 1

- Назовите слова. Докажите их правописание.

- Какие ещё слова можно было подобрать?

- Что такое "изгородь"? "насыпь"? (Ограда из жердей или прутьев; искусственное возвышение из земли, сыпучих отходов производства)

- Подберите синоним к слову изгородь.

- Найдите среди записанных слов синонимы. (Поезд – состав)

б)

- Разберите все слова по составу.

- Назовите слова, состоящие только из корня.

- Назовите сложносоставное слово.

- Каким способом образованы остальные слова?

4. Найди ошибки в тексте.

а) Прочитайте текст.

В далёком прошлом смастерил человек воз и впряк в него лошать. Принёз человек на воз разную клать. Тащился воз по дороге. Полз, полз и увяс. На дороге-то то грясь, то ухап. Даже быг не вытянет. Придумали поставить воз на рельсы. Так появился первый поезд.

- Какие слова вам были непонятны? Что такое "кладь"? (Груз, поклажа. Воз – повозка с кладью, ухаб – яма на дороге)

- Найдите и исправьте неправильно написанные слова. Докажите.

- В каких словах парные согласные были написаны правильно? Докажите их правописание.

- О чём говорилось в тексте? Какое название можно ему дать?

б) Выпишите 2 предложение. Выполните синтаксический разбор (характеристика, главные члены предложения, словосочетания).

VI. Подведение итогов урока. Определение победителя.