Праздник для первоклассников "Прощание с Азбукой"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  • систематизация и обобщение изученного материала;
  • развитие речи, памяти, творческого мышления младших школьников;
  • воспитание нравственно-эстетических чувств, интереса и любви к родному языку.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, костюмы (Петрушки, 2 инопланетян, Бабы-Яги, Кузи)

Ход мероприятия

Музыкальные дорожки.

Слайд 1.

Петрушка:

Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с Азбуки обложку, и закладок нет,
Все взволнованы немножко : В чем секрет?

Учитель:

Дочитали эту книгу школьники вчера.
А сегодня нам прощаться с Азбукой пора.

Ученик:

Почему мы наш учебник Азбукой зовем?
А другие называют книгу Букварем?

Учитель:

Книгу, что знакомит с буквой
Букварем назвали встарь,
В честь славянских "аз" и "буки"
Назван Азбукой Букварь.

Слайд 2.

Учитель:

Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и читать вы уже научились.
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай пройдут года и много, много дней.
Вам Азбука хорошим другом стала.
Мы этот праздник посвящаем ей!

Слайд 3. Резкий звук. Скрежет. Появляются инопланетяне.

1 инопланетянин: Куда э-то мы по-пали?

2 инопланетянин: Сейчас узнаем. (Достаёт звёздную карту, водит по ней пальцем)

Планета Земля. Описание планеты: на-се-ление мно-гочисленное, климат - умеренный, народ - дружелюбный.

1 инопланетянин: А где же на - се - ле -ни -е?

2 инопланетянин: Я слышу странные звуки, наверное, это и есть население. Давай настроим локаторы, чтобы мы смогли понять их речь.

1 инопланетянин: Главное, чтобы нас поняли и услышали. (шепотом, с испугом) Я слышал про землян от Нейровеликого Умняшки прошлого года, что эти существа имеют 2 уха и 1 рот, но совсем не для того, чтобы в 2 раза больше слушать, чем говорить. А совсем наоборот.

2 инопланетянин: Неужели!!! Разве так бывает? Говорить без умолку, а молчать лишь изредка совсем непоказатель высокого интеллекта?!

1 инопланетянин: Согласен, мой : друг, но вдруг именно здесь мы встретим именно то, что так долго ищем.

2 инопланетянин: Тихо, нас, кажется, заметили!

Петрушка: Ой, а это ещё кто? Монтаж что ли? (трогает каждого, прикасается к инопланетянам)

Да нет. Вроде настоящие. .. Вы кто такие?

1 инопланетянин: Мы жители созвездия Алокш. Поколение высокоразумных и мудрых гуманоидов.

2 инопланетянин: А вы кто такие?

Ученики: Мы здесь живём, учимся, веселимся. Мы - дети.

2 инопланетянин: Что такое дети? Автоматы?

Петрушка: Нет, дети - это маленькие люди.

1 инопланетянин: Как это маленькие? На вас в микроскоп смотреть надо что ли? Ха-Ха-Ха!!! И как это вы учитесь?

Петрушка: Мы изучаем буквы, читаем слова и предложения. А вы зачем прилетели?

2 инопланетянин: Мы летаем по разным галактикам, ищем самые лучшие разумы.

1 инопланетянин: Верховный совет Галактического объединения Созвездий КАРИАР приказал найти самые интересные и креативные идеи.

Петрушка: Тогда вы попали туда, куда надо. Оставайтесь и сами увидите.

1 инопланетянин: Вот это да!

2 инопланетянин: Как здорово!

Слайд 4.

Ученик 1.

Хороша сегодня школа, зал горит огнем!
Мы на праздник наш веселый всех друзей зовем.
Мы собрали пап и мам, но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем про свои успехи.

Ученик 2.

Мы в нарядах нынче новых и у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно изучили алфавит.
Букв сначала мы не знали, мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами, подружились сказки с нами.

Ученик 3.

Я с этой книжкой в первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил, я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать: "Умею я теперь читать!"

Ученик 4.

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить:
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну прочитай еще страницу!"
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!

Слайд 5. Вбегает Домовенок Кузя.

Кузя: Караул!!! Обокрали! Мой сундучок, мой волшебный сундучок! Непорядок! Какой непорядок!

Петрушка: Кузя, что случилось?

Кузя: Сундучок пропал, а в нем мои буквы чудесные, сказки волшебные. Как я теперь вечера длинные коротать буду? Ой-ой-ой! Непорядок! Какой непорядок!

Учитель: Ребята, домовенок Кузя волшебный сундучок потерял, никто не видел?! Дети (нет)

Кузя: Мой сундучок Баба- Яга украла. Ой-ой-ой! Как жить дальше?! Непорядок! Какой непорядок!

Учитель: Кузя, а почему ты решил, что это именно Баба- Яга?

Кузя: Мне кот-мурлыка об этом рассказал, а он в избушке живет, на краю сказочного леса. Он же мне и клубочек волшебный дал, чтобы я к вам, первоклашкам, в школу дорогу нашел. Помогите мне, ребята, сундучок у Бабы- Яги выманить. Там буквы мои чудесные, без них мне сказки не прочитать:

Учитель: Ребята, поможем домовёнку Кузе найти сундучок с чудесными буквами?! Дети (да)

Учитель: Для этого все буквы, которые забрала у Кузи Баба - Яга надо вспомнить, а если мы их вспомним, то они сами перебегут от Бабы-Яги к нам в школу. Нам это по силам? Мы сможем вспомнить все буквы Азбуки, которые изучили за эти полгода? Дети (да)

Петрушка: Тогда вперёд! Удачи, вам ребята!

Ученик:

Разбудите меня ночью в самой серединочке,
Расскажу вам алфавит без одной запиночки.
Буквы гласные мы любим, и все больше с каждым днем.
Их не просто мы читаем - эти буквы мы поем. Слайд 6.

Петрушка: На сцену приглашаются буквы: А, Б, В, Г, Д Слайд 7.

На сцену проходят дети с рисунками, читают стихи. Затем все вместе (и выступающие на сцене, и сидящие в зале) слушают, подпевают весёлые песенки о буквах: А, Б, В, Г, Д.

Ученики:

"А" начала алфавита, тем она и знаменита.
А узнать её легко: ноги ставит широко. Слайды 8-9.

Буква "Б" с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком. Слайды 10-11.

Перед нами буква "Г".
Стоит подобно кочерге. Слайды 12-13.

Палочка. Рядом 2 ровные душки.
Вот и готовы очки для лягушки. Слайды 14-15.

Видны за окнами дома и дети на дорожке,
А вот сама и буква "Д" на самоварных ножках. Слайды 16-17.

Петрушка: На сцену приглашаются буквы: Е и Ё. Слайды 18-19.

На сцену проходят дети с рисунками, читают стихи. Затем все вместе (и выступающие на сцене, и сидящие в зале) слушают, подпевают весёлые песенки о буквах: Е и Ё.

Ученик:

Е и Ё родные сёстры, различить сестёр непросто.
Но у буквы "Ё" 2 точки, словно к лесенке гвоздочки. Слайды 20-21.

Петрушка: На сцену приглашаются буквы: Ж, З, И, Й, К, Л.

На сцену проходят дети с рисунками, читают стихи. Затем все вместе (и выступающие на сцене, и сидящие в зале) слушают, подпевают весёлые песенки о буквах: Ж, З, И, Й, К, Л. Слайд 22.

Ученики:

Эта буква широка, и похожа на жука
И при этом словно жук, издает жужжащий звук. Слайды 23-24.

На эту букву посмотри - она совсем как цифра 3. Слайды 25-26.

На калитку посмотри: чем она не буква "И"?
Между двух простых досок одна легла наискосок. Слайд 27.

Букву "Й" зовут "и краткой". "Й" как "И" в твоей тетрадке,
Чтобы "Й" не путать с "И", сверху галочку пиши. Слайд 28.

Сигнальщик держит 2 флажка,
С флажками он как буква "К". Слайды 29-30.

Алфавит продолжит наш буква "Л"-
Лесной шалаш Слайды 31-32.

Петрушка: На сцену приглашаются буквы: М, Н, О, П, Р, С. Слайды 33-34.

На сцену проходят дети с рисунками, читают стихи. Затем все вместе (и выступающие на сцене, и сидящие в зале) слушают, подпевают весёлые песенки о буквах: М, Н, О, П, Р, С.

Ученики:

Взявшись за руки, мы встали.
И на "М" похожи стали. Слайды 35-36.

На букве "Н" я как на лесенке.
Сижу и распеваю песенки. Слайды 37-38.

В этой букве нет угла. Оттого она кругла.
До того она кругла. Покатиться бы могла. Слайды 39-40.

Влез на букву озорник.
Он решил, что "П" - турник. Слайд 41.

"Дрожу от страха до сих пор".- Воскликнуло полено.
Похожа буква на топор, расколет непременно. Слайды 42-43.

Полумесяц в небе темном
Буквой "С" повис над домом. Слайды 44-45.

Петрушка:

- На сцену приглашаются буквы: Т, У, Ф, Х, Ц. Слайды 46-47.

На сцену проходят дети с рисунками, читают стихи. Затем все вместе (и выступающие на сцене, и сидящие в зале) слушают, подпевают весёлые песенки о буквах: Т, У, Ф, Х, Ц.

Ученики:

Буква "Т" стоит на крыше. Телевизор в доме том.
"Т" в антенну превратилась. И на крыше очутилась. Слайды 48-49.

Удобная буква, удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто. Слайды 50-51.

Всем известно без подсказки, буква "Ф" как ключ от сказки.
Никогда его у нас не отнимет Карабас. Слайды 52-53.

"Х" - забавная игрушка, деревянная вертушка.
Деревянная вертушка. Ветру вольная подружка. Слайды 54-55.

Буква "Ц" внизу крючок. Словно с краником бочок. Слайды 56-57.

Петрушка:

- На сцену приглашаются буквы: Ч, Ш, Щ. Слайды 58-59.

На сцену проходят дети с рисунками, читают стихи. Затем все вместе (и выступающие на сцене, и сидящие в зале) слушают, подпевают весёлые песенки о буквах: Ч, Ш, Щ.

Ученики:

Да! Вы правильно решили: "Ч" похожа на 4.
Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя. Слайды 60-61.

Посмотри на букву "Ш", буква очень хороша.
Потому что из неё можно сделать "Е" и "Ё" Слайды 62-63.

На расчёску "Щ" похожа:
3 зубца всего. Ну что же: Слайды 64-65.

Петрушка:

- На сцену приглашаются буквы: Ъ, Ы, Ь, Э, Ю. Слайды 66-67.

На сцену проходят дети с рисунками, читают стихи. Затем все вместе (и выступающие на сцене, и сидящие в зале) слушают, подпевают весёлые песенки о буквах: Ъ, Ы, Ь, Э, Ю.

Ученики:

Из ведра не просто так нам воды напиться.
Нужен ковшик "Ъ", чтобы не облиться. Слайды 68-69.

А бедняжка буква "Ы" ходит с палочкой. Увы! Слайд 70.

Буква "Р" перевернулась "Ь" обернулась. Слайд 71.

Это "Э" с открытым ртом и большущим языком. Слайд 72.

На арене укротитель - грозных тигров повелитель.
Он, как буква "Ю" с кольцом, к тиграм смело встал лицом. Слайд 73.

Учитель: Все буквы в алфавите стоят на своих местах. Какая буква первая? Слайд 74.

Дети: Буква а.

Учитель: А какая - последняя?

Дети: Буква я.

Учитель: Почему буква я последняя в алфавите?

Ученик: Слайд 75.

А эта буква оттого,
Считается последней,
Что ты себя же самого,
Не ставишь в ряд последний.
Не могут ждать у нас в стране
Почета, славы, чести,
Те, у которых "я" да "мне"
Стоят на первом месте.
Народ толково и не зря,
Расставил буквы букваря.

Петрушка: Вот и вам, ребята, ни в коем случае нельзя хвастаться. Слайд 76.

Баба-Яга: Это кто все мои буквы переманил к себе на праздник?! Это кто такой смелый? Слайд 77.

Домовёнок Кузя: Конечно я и ребята, мои друзья, первоклассники. А ты зачем украла мой волшебный сундучок? Непорядок! Так нельзя!

Баба-Яга: Яхонтовый мой?! Я ж хотела тебя вернуть. Чтоб ты в моей избушке на курьих ножках хозяином был, порядки наводил, меня богатой, красивой, умной сделал.

Учитель: Умными в школе становятся, когда все буквы выучат, и красиво писать научатся. А красивыми и богатыми становятся те, кто терпелив, старателен, аккуратен и дружелюбен.

Петрушка: Тебе это не грозит!

Домовёнок Кузя: Да! Да! Тебе это не грозит! Отдай мой волшебный сундучок!

Баба-Яга: Яхонтовый мой?! Я буквы уже выучила, а вот если вы меня, ребята, считать и писать научите, то отдам, волшебный сундучок. Так и быть! Но для начала ответьте на вопрос: Слайд 78.

Сколько букв в алфавите?

Дети: Тридцать три.

Баба-Яга: А теперь расскажите о них.

Ученик:

Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,
На одной живут странице, а повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат, славные сестрицы,
Очень просят всех ребят с ними подружиться!
Буквы наши опоздали - заигрались в прятки,
А теперь все буквы встали в азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети, - вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете тем, кто с ними не знаком. Слайд 79.

Баба-Яга: Хорошо. Про АЗБУКУ и буквы все знаете. А сколько цифр в математике? Слайд 80.

Дети: Десять.

Баба-Яга: А рассказать о цифрах стих слабо?! А то все буквы, да буквы. Такое впечатление, что ничего кроме них и не изучали.

Ученик: Слайд 81.

Вот лентяйка единица.
Не хочу я с ней водиться.
Не люблю и цифру 2.
Цифру 3 терплю едва.
Ай да умница 4.
Ну а всех любимей 5.
Вот всегда бы 5 - в тетрадь!

Домовенок: Пора, Баба-Яга, обещание свое выполнять, отдавай сундучок!

Баба-Яга: Да, ладно уж, не жалко. Только вы меня в школе оставьте, уму разуму, доброте, красоте научите.

Учитель: Вот и буквы вернулись к тебе Кузя. И сундучок твой волшебный Баба-Яга отдала, береги его.

Кузя: Спасибо, ребята, что смогли Бабу-Ягу обхитрить и спасти мой волшебный сундучок. Теперь чудесные буквы, составляя слова, смогут, как и прежде, читать мне сказки.

Петрушка: Вы тоже, ребята, на страницах Азбуки читали много рассказов и сказок. Проверим: хорошо ли вы их запомнили? Угадайте название сказки. Слайд 82.

  1. Я знал, что все так кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы кто-нибудь поселился. Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул. (сказка "Теремок")
  2. Всю жизнь боялась кошек. Вот и в этот раз пришла, мурлычет, скребется, мол, помоги. А чем я, маленькая мышка, могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна. (сказка "Репка")

Учитель: Не одну тетрадку исписали ребята за эти полгода. А как трудно было начинать! Как не слушались буквы! Слайд 83.

Ученик:

Выручайте, палочки. Палочки-выручалочки!
Становитесь по порядку в мою первую тетрадку.
За строку не вылезать! Спину ровненько держать!
Что же вы не слушаетесь? Что же плохо учитесь?
Что стоите как попало? Мне опять за вас попало!
Но не знал ведь наш учитель, и не знала даже мама,
Как было трудно научить, чтоб они стояли прямо!

Слайд 84.

1 инопланетянин: Дорогие Земляне! Именно вы - самые веселые и интересные. Потому что удивили и порадовали нас своими успехами.

2 инопланетянин: А нам надо вернуться и сообщить Нейровеликому Умняшке, что веселые и умные ребята учатся именно в вашей школе.

1 инопланетянин: Согласен, мой друг. Скорее, летим!

2 инопланетянин: До свидания, ребята!

1 инопланетянин: До новых встреч на страницах литературного чтения!

Петрушка: Теперь все буквы! Стройся на парад!

Слайд 85.

Ученик 1:

Буквы, слоги и загадки в доброй Азбуке живут.
По ступенькам, постепенно к миру знаний нас ведут.
Мы теперь читаем сами, знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке: "Спасибо!" Расставаться нам пора

Ученик 2:

Нам она свои страницы открывала,
Обучая, развлекая, веселя.
Знаний нужных нам дала немало!
И теперь мы - лучшие друзья!

Ученик 3:

Мы хотим сказать тебе "спасибо",
Мы тебя за все благодарим.
Говорим тебе мы: "До свидания!
Здравствуй!", - книге новой говорим.