Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Знакомство детей с прошлым, настоящим и будущим предметного мира целесообразней всего проводить в старшем дошкольном возрасте. Перед дошкольниками необходимо раскрыть удивительный, многообразный предметный мир. Дошкольники начинают понимать, как взрослый и время изменяют вещи; изменяются функции, детали, назначения предметов. Также в этом возрасте закладывается умение определять, анализировать свойства, качества материала, умение представлять их в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (строение, функционирование, назначение, существование во времени и пространстве). Таким образом, ребенок начинае искать и находить варианты раскрытия связей в системе “человек – предмет”. Показывая ребенку, как человек изменял предметы, воспитатель открывает перед ним перспективу: как еще можно изменить предмет, сделать его лучше, красивее, удобнее. Понимание того факта, что предметы создаются и преобразуются многими поколениями очень важно для социального и творческого развития детей и становления их мировидения. На наш взгляд, изложение исторического взгляда на предметный мир лучше всего проводить в форме игры – путешествия.

Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления об истории кораблестроения

Задачи:

  1. Научить детей понимать назначение кораблей (закрепить умение определять форму, части, размеры);
  2. познакомить детей с материалами, из котоорых построены корабли (дерево, металл, пластмасса и и.д);
  3. пополнить словарь: штиль, двигатель паровой, тепловой, ледокол;
  4. Развивать познавательный интерес.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Он с тобою и со мною
Шел лесными стежками.
Друг походный за спиною
На ремнях с застежками

– Что это? (рюкзак)

– Для чего нужен рюкзак? (для путешествий)

– На чем можно путешествовать?

– Хотите со мной отправиться в путешествие на корабле?

– Что возьмём с собой? (хорошее настроение, дружбу)

Дети строят корабль, выбирают штурмана, который поведёт корабль в прошлое коробля.

Дети плывут и поют песню “ По морям, по волнам”

Раздаётся гудок, корабль пристаёт к причалу, где встречает воспитатель– экскурсовод.

Воспитатель: Здраствуйте, ребята! Я хочу пригласить вас на выставку в музей.

– Как нужно себя вести на выставках? (тихо, внимательно слушать)

Подходим к картине.

Воспитатель: Очень давно, когда люди жили в пещерах,заметили, что упавшее в водубревно (дерево) не тонет, и стали они переплавляться с одного берега на другой. Но на одном (показываю) бревне невозможно перевезти добычу. Тогда они соединили несколько брёвен, перевязали тросником и получили плот. Но он по воде двигался медленно, и люди заметили, что бревно с заострённым концом плывёт быстрее, а если будет углубление, то бревно становится лёгким, можно сидеть-так удобнее.

Воспитатель: -как появилась лодка?

Рассматриваем лодки-какой они формы? Размеров?

– Много прошло времени, пока люди стали использовать силу ветра

– Значит, какие корабли появились? (парусные)

– Всегда ли бывает ветер? Нет, поэтому корабли стояли в ожидании ветра (штиль)

– Поэтому ученые изобрели паровой двигатель, так появились пароходы. Двигателт изобретали разные – тепловые, электрические, а потом и атомные.

– Как вы думаете, из чего строили корабли? (из дерева). Какие они? (деревянные). Из металла (металлические.)

– Самые прочные корабли – ледоколы.

Рассмотреть – теплоход, атомный, ледокол, атомную подводную лодку.

– Какие корабли вы знаете (пассажирские, туристические, грузовые, военные.)

Игра “собери картинку” (разрезные картинки водного транспорта)

Воспитатель: ребята вы сегодня узнали много про корабли, а теперь отгадайте загадки про них.

Под водою дом плывёт
Смелый в нём народ живёт
Даже под полярным льдом
Может плавать этот дом
(Подводная лодка)

Распрекрасный дворец
По морю плывет
Белеет на волнах
Гигант…
(Теплоход)

По волнам плывёт отважно
Не сбавляя быстрый ход
Лишьгудит машина важно
Что иакое?..
(Пароход)

Плывёт делый гусь
Брюхо деревянное
Крыло полотняное
(Яхта)

На морях, в реках и озёрах
Я плаваю, проворный и скорый
Среди военных кораблей
Известен легкостью своей
(Катер)

Сначала дерево свалили
Потом нутро ему долбили
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили
(Лодка)

Ни корабль, ни лодка
Ни вёсел, ни паруса
А плывёт –не тонет
(Плот)

От ветра он не прячется
А грудьпоставив катится
(Парусник)

Молодцы! А теперь отправляемся в обратный путь.