Цели и задачи:
- закреплять, расширять и углублять знания учащихся по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру;
- расширять кругозор, побуждать к познанию нового;
- развивать мышление, память, воображение;
- воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: афиша, карточки с названием команд, карточки (синие, красные) для жеребьёвки команд, сундучок с предметами: яблоко, репка, горох, стрела, оловянный солдатик, золотой ключик; презентация с заданиями для каждой команды, видео-ролик
Ход заседания
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас состоится заседание клуба "Колесо знаний". Ученики 2-х классов будут состязаться в умении логически мыслить, применять смекалку и свои знания полученные на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира.
Чтоб на славу нам сегодня отдохнуть,
Начинаем занимательный наш путь!
Ждет забава - не дождется храбрецов,
Вызываю добровольцев - удальцов
- Представление команд (капитаны команд сразу занимают свои места, остальные дети берут со стола карточку, на которой цвет игрового поля)
- Жеребьёвка
- Какие предметы в начальной школе учат писать, считать, читать, видеть вокруг себя? (математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир).
- Капитаны команд выстраивают слова в алфавитном порядке :литературное чтение, математика. окружающий мир, русский язык.
Пусть каждый смело вступит в бой,
В азарт соревнования.
Успех придёт не сам собой,
Помогут ваши знания.
Конкурс капитанов (отвечают 2 минуты, количество правильных ответов соответствует баллам и началу заданий команде)
1 команда
- Чего на клумбе больше - цветов или тюльпанов? (цветов)
- Солонка - это посуда для:.(соли)
- Кто в сказке поймал золотую рыбку? (старик)
- Кто автор произведения "Кошкин дом"? (С.Я. Маршак)
- Как называется сильная буря на море? (шторм)
- Профессия человека, обслуживающего людей за столиком в кафе. (официант)
- Куда телеграмма вызвала Айболита? (в Африку)
- Старинная женская одежда без рукавов. (Сарафан)
- Заяц, ведущий известной популярной детской передачи. (Степашка)
- Этот продукт за столом принято брать руками с общей тарелки (хлеб)
- Этот дядя уехал на электричке жить в деревню (дядя Фёдор)
- Ядовитая змея наших лесов (гадюка)
- Какую посуду перепутал человек рассеянный с головным убором(сковороду)
- Его выбивают в кассе, когда расплачиваются за покупку (чек)
- Самый знаменитый житель Цветочного города (Незнайка)
- "Умывальников начальник и мочалок командир". Кто это? (Мойдодыр)
- Сколько ног у осьминога? (восемь)
- Место работы циркового артиста (арена)
- Освободитель Мухи-Цокотухи. (Комар)
- Срочное почтовое сообщение. (Телеграмма)
2 команда
- Кого в школе больше - детей или мальчиков? (детей)
- Домашнее животное, гуляющее само по себе (кошка)
- Самая певчая птица России (соловей)
- Геометрическая фигура с тремя углами (треугольник)
- У этого папы был деревянный сынок (Карло)
- Любимый танец моряков ("Яблочко")
- Как звали папу-медведя в сказке "Три медведя"? (Михайло Потапыч)
- В какое время года у школьников самые длинные каникулы? (летом)
- Хозяйка Артемона (Мальвина)
- Фамилия дяди Стёпы (Степанов)
- Сколько гласных букв в русском алфавите? (десять)
- Что такое ложка? (столовый прибор)
- Кто такая Каркуша? (Ворона)
- Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница? (бабочка. Гусеницы не летают)
- На чём играл осёл из сказки братьев Гримм "Бременские музыканты" (на гитаре)
- Что является гордостью старика Хоттабыча? (борода)
- Что делает кот учёный из стихотворения А.С. Пушкина, когда идёт направо? (песнь заводит)
- Зимнее стекло весною потекло (лёд)
- Украшение верблюда (горб)
- На сколько лет Василиса Премудрая была превращена в лягушку? (на три года)
Капитаны потрудились на славу. Начинаем по первому разделу
Конкурс "Литературное чтение"
Поговорки недаром молвятся:
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Перепутавшиеся поговорки
- 1 команде - Старый друг, семь раз отмерь (Старый друг лучше новых двух. Семь раз отмерь, один раз - отрежь.)
- 2 команде - Шило в мешке за двумя зайцами погонишься (Шило в мешке не утаишь. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь )
- Знание народных праздников и русской мифологии
Ответить, о каком празднике идёт речь в описании
1 команде - Это один из наиболее любимых народом праздников, история которого уходит в глубокую древность. Веселые города к этому празднику преображались: строили ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы длоя скоморохов, шутов и цыркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, ставили столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками. Этот праздник играли всем миром. А древним символом этого праздника являются блины(масленица).
Определить по описанию, о каком мифологическом персонаже славян идёт речь
2 команде - Это добрый дух дома хозяин помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что-то не понраву. Если не поладить с ним, то жития в доме не будет. А потому хозяева оставляли ему в укромном уголке кашу и приговаривали: "хозяин батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги!" Дух этот устраивался жить в подполье под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с ним добрые отношения, заботятся о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. переезжая из дома в дом, его всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей(домовой).
"Волшебный сундучок" (обоим командам)
У меня в руках волшебный сундучок. В нём спрятаны сказочные предметы. Участникам надо вспомнить, из какой сказки попал в наш волшебный сундучок тот или иной предмет.
"волшебные предметы": яблоко, репка, горох, стрела, оловянный солдатик, золотой ключик.
Конкурс "Математика"
Знает даже и дошкольник, что такое квадрат и треугольник.
А уж вам-то как не знать! Но совсем другое дело -
Быстро, точно и умело треугольники, квадраты сосчитать
Например, в фигурах этих, сколько разных? Рассмотри!
Всё внимательно исследуйте, и по краю, и внутри!
"Сосчитай треугольники и квадраты" (1 команде - 12 треугольников, 2 команде - 9 квадратов)
"Собери пословицу"
Задание: посчитав выражения, выставив ответы по порядку, прочитаете пословицу.
"Числа в пересекающих фигурах"
Выпишите числа, которые находятся:
- 1-я команда: в овале, прямоугольнике и треугольнике одновременно (12, 250)
- 2-я команда: в треугольнике и овале, но не в прямоугольнике (74. 56, 382)
"Именинный торт" (обоим командам)
Задание: как в четыре приёма разрезать торт на кусочки так, чтобы каждый кусочек имел по одной розочке?
Решение:
Конкурс "Окружающий мир"
Лесная викторина
- А что это за барабанщик? Зацепился за ствол сильными ногами, уперся в него своим упругим хвостом и крепким, как долото, клювом долбит дерево (дятел).
- Что-то вдруг промелькнуло в воздухе и и скрылось за деревьями. Но вы все таки успели разглядеть короткие закругленные крылья и длинный хвост. И догодались, что это одна из немногих хищных птиц, которые приносят большой вред. В наших лесах живут два вида этих хищников(ястреб).
- А вот это красивое стройное животное - новый житель наших лесов. Привезли его с дальнего востока. Ему понравились наши леса,и теперь он чувствует себя не хуже чем дома(олень).
- Летом он бродит без устали по лесу, а зимой сидит в берлоге со своим крошечным новорожденным детенышем, лижет лапу и мечтает, наверное, чтобы скорее наступило лето. Ведь летом можно будет разыскивать ульи диких пчел и лакомиться медом. До чего же он любит мед!(медведь).
- Ягоды на этом дереве появляются в конце лета или осенью - ярко-красные, собранные в большие пучки. Но срывать их стоит только после первых морозов - тогда они будут вкуснее(рябина).
- А вот это дерево:. постой ведь только что оно было зеленым, а теперь зеленовато-серым.Но вот оно опять зеленое! Дерево "переодевается" вспомните его название(осина).
"Зашифрованные цветы"
На карточках даны сочетания букв. Задание - переставить буквы так, чтобы можно было прочесть названия цветов.
1 команда | 2 команда |
комнатные растения | растения цветника |
я бег они | ха братцы |
стук ка | лад гол и ус |
фу икс | каша ром |
Лекарственные растения: ребусы
Ответы: 1. Крапива; 2. Ромашка; 3. Лопух; 4. Тысячелистник.
Конкурс "Русский язык"
- "Зашифровщик" ( расшифровать поговорку)
Скучен день до вечера коли делать нечего
- Придумать слова на время ( обоим командам, 2 минуты)
А В Р С Н М И Е О
Уважаемые знатоки! Послушайте мой рассказ о моем самом любимом месте в нашем городе.
Это красивое место нравится мне больше всего. Здесь много зелени: большие деревья стоят в обнимку с маленькими кустарниками, мягкая трава роскошным ковром устилает землю, прозрачные холодные капли от фонтана разлетаются вокруг веселым веером.
Всюду уютные скамейки, где отдыхают пожилые люди, встречается молодежь, играют и катаются на каруселях дети. Летом, в сильную жару, здесь прохладно от высоких деревьев и необычно красивого фонтана. Знатоки, о каком уголке нашего родного города я вам рассказала? (Детский городок)
Жюри подводит итоги. Обе команды отгадывают ребус
По горизонтали:
3. Жилище.
5. Передача мяча в футболе.
7. Сосновый лес.
8. Его называют речным санитаром.
9. Имя девочки.
По вертикали:
1. Дерево.
2. Кто согласно поговорке любит смотреть на новые ворота? .
3. В сказках его часто называют Иван- :
4. Маленький герой сказки Гауфа.
5. Место отдыха у моря, озера , пруда. 6. Коровий коллектив
Заседание клуба "Колесо знаний" (для жюри)
Конкурсы | Название команд | ||
"Синие" | "Красные" | ||
Количество баллов | |||
Конкурс капитанов | |||
"Перепутавшиеся поговорки" | |||
Знание народных праздников и русской мифологии | |||
"Волшебный сундучок" | |||
"Сосчитай треугольники и квадраты" | |||
"Собери пословицу" | |||
"Числа в пересекающих фигурах" | |||
"Именинный торт" | |||
"Лесная викторина" | |||
"Зашифрованные цветы" | |||
Лекарственные растения: ребусы | |||
"Зашифровщик" | |||
"Кто больше" |
Литература
- Шамратов В.А. Большая книга кроссвордов, ребусов, головоломок. - М.: ООО "ТД "Издательство Мир книги", 2005.
- 1000 весёлых загадок для детей. - М.: АСТ, 2005.
- Газета "Школьные игры и конкурсы" М.: №2, 2006
- Газета "Школьные игры и конкурсы" М.: №9, 2007
- Газета "Школьные игры и конкурсы" М.: №5, 2008
- Газета "Последний звонок" М.: №6 , 2006
- Газета "Педагогическое творчество" М. №2, 2006