Конспект открытого урока по окружающему миру "В гости к весне". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Изучение окружающего мира оказывает благоприятное влияние на развитие разных сторон личности ребенка, и, прежде всего, на его умственное развитие. Окружающий мир – источник чувств. На уроках окружающего мира легко создать ситуации удивления, вопроса, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, развития логического мышления. С приходом в школу новых информационных технологий, а так же применения традиционных приемов позволяет организовывать уроки более ярко, сделать их запоминающимися.

Класс: 1

Урок: окружающий мир.

Тип урока: интегрированный урок (окружающий мир и литературное чтение) с использованием ИКТ.

Общедидактическая цель урока:

  • создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации;
  • применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности;

Образовательная цель:

  • познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе;
  • формирование целостного образа весны средствами предметов окружающего мира, литературного чтения, музыки.
  • научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи;
  • показать связь изучаемых предметов с жизнью;
  • обогащать и расширять словарный запас;

Развивающие цели:

  • развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
  • воспитывать эстетический вкус детей;
  • развивать чувство прекрасного;
  • чувство радости от наблюдения за жизнью растений и животных;
  • развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • стимулировать интерес к познанию мира живой природы;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  • формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;

Воспитательные цели:

формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы;

Методы обучения:

  • словесный (беседа, рассказ, объяснения);
  • наглядный;
  • практический (работа с пособием, карточки);
  • частично-поисковый;

Форма работы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая;

Оборудование:

  • средства обучения:
  • учебник;
  • распечатка текстов;
  • иллюстрации птиц;
  • карточки с заданием для групповой работы;
  • мультимедийный диск “Уроки Кирилла и Мефодия” 1 класс (2 часть)
  • аудиозапись “Весенний шум”;
  • аудиозапись с голосами птиц;
  • творческие работы детей с народными приметами о весне;
  • конверт с письмом от Скворца;
  • технические средства:
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • музыкальный центр;

Домашнее задание к открытому уроку:

  1. Дети готовили творческую работу. (Народные приметы о весне и птицах)
  2. Готовили к уроку сообщение о перелетных птицах.
  3. Отрывки стихов о весне.

Конспект урока.

1. Организационный момент.

Учитель: У нас сегодня много гостей, и вы, и я очень волнуюсь, поэтому закроем глаза, мысленно пожелаем, друг другу удачи и добра, а волнение отправим в корзину.

Формируемые УУД - подготовка детей, создание эмоционального фона восприятия, оживление личного опыта.

2. Актуализация знаний детей.

Учитель: На уроках “ Окружающий мир" мы открываем перед собой все разнообразие природы. Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая) А есть ещё предметы, сделанные руками человека. Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой природы. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает)

Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру “Природа - не природа”

Цель урока: закрепить знания детей о различиях живой и неживой природы.

Учитель: Если слышите названия предмета живой природы- руки поднимаете вверх, неживой природы- руки опускаете на голову, а название предметов, сделанные руками человека, хлопаете в ладоши.

Дерево, дом, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, люди.

3. Введение в тему урока. Проблемная ситуация.

Формируемые УУД - самостоятельное выделение познавательной цели. Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”); выделяется содержательная область (“могу”)

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. И название у него замечательное “В гости к весне” А работать мы будем в группах.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами определили его тему. Будьте внимательны. Прислушайтесь к звучанию природы.

Аудиозапись “Весенний шум”

Какие звуки вы услышали в этой музыке? (Бегут ручьи, поют птицы)

Так о чем же мы будем разговаривать на уроке? ( О живой и неживой природе, о весенних изменениях в природе)

4. Работа над новым материалом. Беседа о неживой природе.

(Учитель раздает распечатки текста)

  • Апрель – месяц ледохода, месяц освобождения ото льда, месяц первой живой воды, плеска первых волн, ярких солнечных дней под водой. Быстрое помутнение рек, бешеный рев воды, затопление низких берегов.

Н.Сладков

  • На всех снежных полях рыжие пятна – проталины. Это апрельские веснушки. День ото дня все больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.

Н.Сладков

  • Говорят, три дела есть у весны, три завета. Тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется. Снег согнать, землю отогреть и разбудить – это дело апреля. Тридцать дней апрель землю греет, из ручьев водой отпаивает. Третий долг – теплую землю всю в зелень убрать – достается маю.

Н.Михайлова

  • 21 марта – день весеннего равноденствия, - день с ночью меряется: полусуток на небе солнышко, полусуток – ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот. Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, и капает…..

В.Бианки

  • Хорошо, хорошо в лесу в эту предвесеннюю пору. Весна чувствуется только в воздухе. Солнце так и слепит глаза. Небо уже по-весеннему голубеет, и по нему, как льдинки в весенний разлив, плывут легкие белые облака. Небесный ледоход уже тронулся, а земля все еще покрыта снегом и льдом. А вот и еще один признак приближающейся весны. Около старого пня, на самом солнцепеке, уже виднеется крошечная проталина.

Г.Скребицкий

Учитель: Прочитайте отрывки о весне. Найдите признаки весны в неживой природе.

О каких признаках весны в неживой природе вы прочитали? ( Сильнее светит солнце, небо голубое, проталины на снегу, тает снег, на крышах сосульки, ледоход)

(На доске вывешивается слово Ледоход)

Учитель: Что такое ледоход? (Лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются) Ребята, может кто-то вспомнит стихотворение, в котором говорится о весне?

Продолжение статьи