Конспект урока окружающего мира по комплекту А.А.Плешакова "На юге Европы". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • ознакомить со странами, расположенными на юге Европы: Грецией и Италией;
  • познакомить с экономической и политической жизнью населения Греции и Италии;
  • расширить знания детей о достопримечательностях Греции, Италии;
  • развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.
  • развивать интерес детей к приобретению новых знаний, коммуникативные способности детей.

Оборудование:

  1. Политическая и физическая карты Европы.
  2. Презентация, слайды, изучаемых стран.
  3. Флаги (макеты) Греции и Италии.
  4. Контурные карты.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Презентация. Слайд1.

– Ребята! Мы путешествовали по северу Европы. А сегодня изменим, наш маршрут и возьмём направление с севера на юг Европы и посетим две страны – Грецию и Италию. Итак, – мы отправляемся. Презентация. Слайд2.

Попутный ветер натянул паруса.
Вперёд, друзья!
На паруснике быстром
Никому скучать нельзя,
Ведь зовётся он “Победой”.
Мы отправляемся в далёкие края!

II. Вступительная беседа

(Учитель показывает Италию и Грецию на политической и географической картах Европы).

Страны, в которых мы побываем, омываются водами нескольких морей. Входящих в состав огромного Средиземного моря. Это тёплые страны. Поэтому здесь много курортов, сюда приезжают для отдыха и лечения тысячи людей, привлечённые морем и солнцем.

III. Работа по теме

Откройте учебник на с. 144 изучите таблицу, физическую и политическую карты Европы. Дайте характеристику каждой из этих стран.

Греция и Италия

Страна

Столица

Гл Глава государства

ГосГо Государственный язык

Греция

Афины

Президент

Греческий

Италия

Рим

Президент

Итальянский

– На контурную карту нанесите столицу Греции и Италии.

Учитель: Материалы к уроку готовить начали заранее: создали группы, перед которыми была поставлена цель: создать проект по теме: “На юге Европы”. На протяжении недели вы в группах готовили свои проекты. Сегодня мы посмотрим, как эти проекты у вас получились.

И найдём признаки – сходства и различия этих Европейских стран.

В Греции будет первая остановка. Вторая остановка в Италии.

Ребята первой и второй группы готовятся рассказывать о странах.

Слушаем 1– ю группу Презентация. Слай3.

  • Где расположена Греция?
  • С какими государствами граничит? (Албания, Македония, Болгария, Турция)
  • Какими морями омывается? (Эгейское, Критское, Ионическое и Средиземное)
  • Какие крупные острова входят в состав Греции? (о. Родос, о. Крит, о. Корфу)
  • Что вы можете сказать о полезных ископаемых Греции? И какие отросли, промышленности в стране развиты? (Пищевая, текстильная, химическая, металлообрабатывающая).
  • Какие сельскохозяйственные культуры выращивают греческие крестьяне?

Ученик:

Кораблик наш стремительный.
Особенный маршрут
Из дальних путешествий
Товары к нам привёз.

– Мы выяснили, какие товары привозят к нам из Греции и некоторые принесли с собой. Это – цитрусовые, виноград, маслины, оливковое масло, хлопок, сахарную свёклу. (Показывают)

Учитель: Презентация. Слайд 4.

– Туристы посещают Грецию, чтобы насладиться морем, познакомиться с её достопримечательностями. Что вы узнали о достопримечательностях Греции? (Презентация)

Ученик: Презентация. Слайды 5, 6.

В современной Греции очень многое напоминает о далёком – далёком прошлом, о древней Греции.

В столице Греции – Афинах – на высоком холме стоит главное из древних сооружений – Парфенон. Это величественный храм, построенный в честь богини Афины. Могущественная богиня Афина считалась покровительницей (защитницей) города. Презентация. Слайд 7.

Учитель:

– О чём вы ещё хотите рассказать?

Ученик:

Рассказывает о древнегреческом мифе “Храбрый Персей”. (По которому учащиеся составили диафильм и назвали “Персей”.

Учитель:

Греция – родина Олимпийских игр. Первые игры проходили здесь в глубокой древности. Каждые четыре года из древней Олимпии начинает свой путь олимпийский огонь на очередной праздник спорта.

Викторина (Проводят учащиеся)

  1. Назовите столицу Греции. (Афины)
  2. Какое главное древнее сооружение находится в Афинах? (Парфенон)
  3. Что такое Парфенон?
  4. Где родились Олимпийские игры?
  5. Олимпийские игры проводятся до сих пор. Кто знает, как часто они проходят? И где будут проходить следующие Олимпийские игры?

IV. Физкультминутка Презентация. Слайд 8.

V. Работа по теме

Вторая остановка в Италии.

Ученик:

В путь зовёт попутный ветер,
Натянули паруса.
Путешествие продолжим,
Плывём в Италию друзья!

Слушаем 2 – ю группу

  • Где расположена Италия? Презентация. Слайд 9.
  • С какими государствами граничит? (Франция, Швейцария, Австрия, Словения, Хорватия)
  • Какими морями омывается? (Лигурийское, Тирренское, Средиземное, Адриатическое, Ионическое)
  • Какие крупные острова входят в состав Италии? (о. Сицилия, о. Сардиния)
  • Что вы можете сказать о полезных ископаемых Италии? И какие отросли, промышленности в стране развиты? (В недрах много ртути, газа, мрамора, серы). (Машиностроение).
  • Какие сельскохозяйственные культуры выращивают итольянские крестьяне? (Пшеницу, кукурузу, рис, сахарную свёклу, виноград, лимоны, апельсины, оливки).

С собой мы принесли макароны, оливки, фрукты.

Учитель: Презентация. Слайд 11 – 13.

– О каких достопримечательностях Италии вы узнали?

Что вы о них можете рассказать? (Колизей, Пизанская башня и т. д.)

VI.Работа с учебником

С.148 Прочитать и ответить на вопрос “Чем интересна Венеция?”. Презентация. Слайд 14.

Ученик:

Кухня Италии. Презентация. Слайд 15 – 18.

VII. Работа в рабочих тетрадях

С. 76, № 5

Дж. Родари (стих-е в тетради) Презентация. Слайд 19.

Презентация. Слайд 20 – 22.

КАПИТОЛИЙ (Capitolum), в Древнем Риме самый крутой из семи холмов, укрепленная часть города. Первоначальные названия: Сатурния (в честь бога Сатурна, легендарного царя Лация) и Тарпейский холм (см. Тарпея).

КУПОЛ (итал. cupola, от лат. cupula — бочечка), пространственное покрытие зданий и сооружений. Перекрывает в основном круглые, многоугольные, помещения. Купола бывают каменные, железобетонные, стальные.

ФОРУМ (лат. forum), в Древнем Риме площадь, рынок, ставшие центром деловой и общественной жизни. Главный форум Рима — форум Романум, развиваясь с 6 в. до н. э., превратился в парадный архитектурный ансамбль. Располагался между холмами Капитолием и Палатином. На Форуме было множество зданий, памятников и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги Рима, к нему сходились основные улицы города.

С. 76, № 6

VIII. Игра “Ассоциации”.

Детям предлагается угадать страны Европы, изученные на уроке.

Правила игры

Игра проводится по типу игры “Угадай мелодию”

– Кто угадает страну с трёх слов? А с двух слов? С одного слова?

Первая страна (Италия)

1-е слово – По
2-е слово – Сицилия
3-е слово – Милан

Вторая страна (Греция)

1-е слово – Корфу
2-е слово – Афина
3-е слово – Олимп

– Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием.

IX. Итог (Таблица заполняется на доске.)

План сравнения

Черты сходства

Черты различия

Греция

Италия

Расположение стран

Юг Европы

   

Государственный язык

  Греческий Итальянский

Климат

Средиземноморской

   

Достопримечательности

Древние памятники архитектуры

Парфенон

Колизей, Пизанская башня

X. Рефлексия

– Вот и закончилось наше путешествие по югу Европы. Поделитесь своими впечатлениями.

Что вам понравилось? Какая работа была более интересной, а какая сложной? Выставление оценок.

(Дети высказывают свое мнение о проделанной работе).

XI. Домашнее задание.

Подготовить рассказ путешественника в одну из стран Юга Европы.

– Всем спасибо за урок. Слайд 23.

Презентация