Цели урока:
- ознакомить со странами, расположенными на юге Европы: Грецией и Италией;
- познакомить с экономической и политической жизнью населения Греции и Италии;
- расширить знания детей о достопримечательностях Греции, Италии;
- развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.
- развивать интерес детей к приобретению новых знаний, коммуникативные способности детей.
Оборудование:
- Политическая и физическая карты Европы.
- Презентация, слайды, изучаемых стран.
- Флаги (макеты) Греции и Италии.
- Контурные карты.
Ход урока
I. Организационный момент,
сообщение темы и целей урока. Презентация. Слайд1.– Ребята! Мы путешествовали по северу Европы. А сегодня изменим, наш маршрут и возьмём направление с севера на юг Европы и посетим две страны – Грецию и Италию. Итак, – мы отправляемся. Презентация. Слайд2.
Попутный ветер натянул паруса.
Вперёд, друзья!
На паруснике быстром
Никому скучать нельзя,
Ведь зовётся он “Победой”.
Мы отправляемся в далёкие края!
II. Вступительная беседа
(Учитель показывает Италию и Грецию на политической и географической картах Европы).
Страны, в которых мы побываем, омываются водами нескольких морей. Входящих в состав огромного Средиземного моря. Это тёплые страны. Поэтому здесь много курортов, сюда приезжают для отдыха и лечения тысячи людей, привлечённые морем и солнцем.
III. Работа по теме
– Откройте учебник на с. 144 изучите таблицу, физическую и политическую карты Европы. Дайте характеристику каждой из этих стран.
Греция и Италия
Страна |
Столица |
Гл Глава государства |
ГосГо Государственный язык |
Греция |
Афины |
Президент |
Греческий |
Италия |
Рим |
Президент |
Итальянский |
– На контурную карту нанесите столицу Греции и Италии.
Учитель: Материалы к уроку готовить начали заранее: создали группы, перед которыми была поставлена цель: создать проект по теме: “На юге Европы”. На протяжении недели вы в группах готовили свои проекты. Сегодня мы посмотрим, как эти проекты у вас получились.
И найдём признаки – сходства и различия этих Европейских стран.
В Греции будет первая остановка. Вторая остановка в Италии.
Ребята первой и второй группы готовятся рассказывать о странах.
Слушаем 1– ю группу Презентация. Слай3.
- Где расположена Греция?
- С какими государствами граничит? (Албания, Македония, Болгария, Турция)
- Какими морями омывается? (Эгейское, Критское, Ионическое и Средиземное)
- Какие крупные острова входят в состав Греции? (о. Родос, о. Крит, о. Корфу)
- Что вы можете сказать о полезных ископаемых Греции? И какие отросли, промышленности в стране развиты? (Пищевая, текстильная, химическая, металлообрабатывающая).
- Какие сельскохозяйственные культуры выращивают греческие крестьяне?
Ученик:
Кораблик наш стремительный.
Особенный маршрут
Из дальних путешествий
Товары к нам привёз.
– Мы выяснили, какие товары привозят к нам из Греции и некоторые принесли с собой. Это – цитрусовые, виноград, маслины, оливковое масло, хлопок, сахарную свёклу. (Показывают)
Учитель: Презентация. Слайд 4.
– Туристы посещают Грецию, чтобы насладиться морем, познакомиться с её достопримечательностями. Что вы узнали о достопримечательностях Греции? (Презентация)
Ученик: Презентация. Слайды 5, 6.
В современной Греции очень многое напоминает о далёком – далёком прошлом, о древней Греции.
В столице Греции – Афинах – на высоком холме стоит главное из древних сооружений – Парфенон. Это величественный храм, построенный в честь богини Афины. Могущественная богиня Афина считалась покровительницей (защитницей) города. Презентация. Слайд 7.
Учитель:
– О чём вы ещё хотите рассказать?
Ученик:
Рассказывает о древнегреческом мифе “Храбрый Персей”. (По которому учащиеся составили диафильм и назвали “Персей”.
Учитель:
Греция – родина Олимпийских игр. Первые игры проходили здесь в глубокой древности. Каждые четыре года из древней Олимпии начинает свой путь олимпийский огонь на очередной праздник спорта.
Викторина (Проводят учащиеся)
- Назовите столицу Греции. (Афины)
- Какое главное древнее сооружение находится в Афинах? (Парфенон)
- Что такое Парфенон?
- Где родились Олимпийские игры?
- Олимпийские игры проводятся до сих пор. Кто знает, как часто они проходят? И где будут проходить следующие Олимпийские игры?
IV. Физкультминутка Презентация. Слайд 8.
V. Работа по теме
Вторая остановка в Италии.
Ученик:
В путь зовёт попутный ветер,
Натянули паруса.
Путешествие продолжим,
Плывём в Италию друзья!
Слушаем 2 – ю группу
- Где расположена Италия? Презентация. Слайд 9.
- С какими государствами граничит? (Франция, Швейцария, Австрия, Словения, Хорватия)
- Какими морями омывается? (Лигурийское, Тирренское, Средиземное, Адриатическое, Ионическое)
- Какие крупные острова входят в состав Италии? (о. Сицилия, о. Сардиния)
- Что вы можете сказать о полезных ископаемых Италии? И какие отросли, промышленности в стране развиты? (В недрах много ртути, газа, мрамора, серы). (Машиностроение).
- Какие сельскохозяйственные культуры выращивают итольянские крестьяне? (Пшеницу, кукурузу, рис, сахарную свёклу, виноград, лимоны, апельсины, оливки).
С собой мы принесли макароны, оливки, фрукты.
Учитель: Презентация. Слайд 11 – 13.
– О каких достопримечательностях Италии вы узнали?
Что вы о них можете рассказать? (Колизей, Пизанская башня и т. д.)
VI.Работа с учебником
С.148 Прочитать и ответить на вопрос “Чем интересна Венеция?”. Презентация. Слайд 14.
Ученик:
Кухня Италии. Презентация. Слайд 15 – 18.
VII. Работа в рабочих тетрадях
С. 76, № 5
Дж. Родари (стих-е в тетради) Презентация. Слайд 19.
Презентация. Слайд 20 – 22.
КАПИТОЛИЙ (Capitolum), в Древнем Риме самый крутой из семи холмов, укрепленная часть города. Первоначальные названия: Сатурния (в честь бога Сатурна, легендарного царя Лация) и Тарпейский холм (см. Тарпея).
КУПОЛ (итал. cupola, от лат. cupula — бочечка), пространственное покрытие зданий и сооружений. Перекрывает в основном круглые, многоугольные, помещения. Купола бывают каменные, железобетонные, стальные.
ФОРУМ (лат. forum), в Древнем Риме площадь, рынок, ставшие центром деловой и общественной жизни. Главный форум Рима — форум Романум, развиваясь с 6 в. до н. э., превратился в парадный архитектурный ансамбль. Располагался между холмами Капитолием и Палатином. На Форуме было множество зданий, памятников и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги Рима, к нему сходились основные улицы города.
С. 76, № 6
VIII. Игра “Ассоциации”.
Детям предлагается угадать страны Европы, изученные на уроке.
Правила игры
Игра проводится по типу игры “Угадай мелодию”
– Кто угадает страну с трёх слов? А с двух слов? С одного слова?
Первая страна (Италия)
1-е слово – По
2-е слово – Сицилия
3-е слово – Милан
Вторая страна (Греция)
1-е слово – Корфу
2-е слово – Афина
3-е слово – Олимп
– Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием.
IX. Итог
(Таблица заполняется на доске.)План сравнения |
Черты сходства |
Черты различия |
|
Греция |
Италия |
||
Расположение стран |
Юг Европы |
||
Государственный язык |
Греческий | Итальянский | |
Климат |
Средиземноморской |
||
Достопримечательности |
Древние памятники архитектуры |
Парфенон |
Колизей, Пизанская башня |
X. Рефлексия
– Вот и закончилось наше путешествие по югу Европы. Поделитесь своими впечатлениями.
Что вам понравилось? Какая работа была более интересной, а какая сложной? Выставление оценок.
(Дети высказывают свое мнение о проделанной работе).
XI. Домашнее задание.
Подготовить рассказ путешественника в одну из стран Юга Европы.
– Всем спасибо за урок. Слайд 23.