Сигналы светофора и регулировщика

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы в школе.  
Решение этой задачи возможно при построении образовательного процесса по трем основным видам деятельности:
1) Обучению детей на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице.

  • Этап занятия актуализация знаний и практических умений обучающихся позволяет не только лучше усвоить изученный ранее материал, но и использовать жизненный опыт детей и практические навыки, полученные в реальной жизни.
  • На этапе работы по теме занятия дети ставят проблемные вопросы, выдвигают гипотезы, а затем, используя основные методы исследования, создают продукт, который  представляют всему классу в интересной форме.

2) Самостоятельной творческой работе учащихся (изучение тематических иллюстраций, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде).

  • Основным этапом занятия является  создание мини – проекта. Работа в группах развивает речевую деятельность, учит  сотрудничеству, что вызывает в учениках радость от совместного труда. Они  учатся выстраивать диалог, культурно дискутировать, у них повышается самооценка. А самое важное: обучающийся  поглощает не только поток знаний, но и чувств.  
  • Обязательным условием создания развивающей среды на занятии является этап рефлексии. Рефлексия содержания учебного материала используется на данном занятии для выявления уровня осознания содержания пройденного.

3) Практической отработке координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр и специальных упражнений.

  • Задание группе «Желтые» в основном этапе занятия предполагает  проведение группового упражнения - практического занятия  по вопросу: «Каким    образом    регулировщик    «разговаривает»    с  водителями и пешеходами».
  • На этапе закрепления изученного проводится игра  с использованием Презентации «Отгадай загадки». Использование иллюстративного материала привлекает младших школьников своей формой, позволяет в конце занятия фиксировать их внимание на самые важные моменты.

Каждый вид работы на занятии – комплексная систематическая задача по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Тема занятия предполагает организацию обучения правилам дорожного движения таким образом, чтобы у каждого обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении правил дорожного движения.
Определяя цели своих действий, школьники учатся достигать результатов обучения. Он может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость.    

  • Презентация «Сигналы светофора и регулировщика» предназначена для повторения пройденного и изучения данной темы по ПДД.   Она содержит учебную информацию в доступном для младших школьников виде. Знакомит с основными объектами, фактами, понятиями, которые должны быть усвоены обучающимися на занятии.
  • Для закрепления материала создана  презентация «Отгадай загадку». Данный учебно-методический материал не только помогает учителю закрепить основное содержание темы, но и дать образное и знаниевое представление  о сигналах светофора и регулировщика.                        
  • Презентация «Фотосессия» является продуктом, созданным участниками группы «Желтые» по результатам работы класса по изучению правил дорожного движения в течение учебного года.

Форма проведения занятия: мини-проект.

Предмет: внеурочное занятие.

Время проведения: 1 академический час (45 минут)

Образовательная цель: создать условия для формирования представлений младших школьников о безопас­ном переходе улиц при регулировании дорожного движения светофором и регули­ровщиком.

Развивающая цель: отработка общего приема умственных действий при безопасном  переходе улиц, регулируемых светофором и регулировщиком, прак­тических навыков самостоятельного движения по улицам и перекресткам.

 Воспитательная цель: воспитывать культуру поведения на улице и чувство ответственности за жизнь и здоровье участников дорожного движения.

Материалы и оборудование: персональный компьютер,  мультимедийный проектор, экран, электронная презентация «Сигналы светофора и регулировщика»; электронная презентация «Отгадай загадки»; электронная презентация «Фотосессия»; тексты: «Светофор» (Приложение 1); А. Дорохов  «Влиятельная палочка» (отрывок) (Приложение 2); фотографии  для создания  фотосессии (Приложение 3).

Основополагающий вопрос:  Какие виды светофоров и сигналы регулировщика необходимо знать, чтобы обеспечить безопасность на дорогах?

Планируемый результат: достигнуть максимально чувственного восприятия услышанного - прочитанного; пробудить желание соблюдать правила дорожного движения.

Содержание занятия.

1. Организационный момент.  Для работы на занятии дети делятся на 3  команды.

Учитель. Выберите название команды   по знакам светофора: «Красные», «Желтые», «Зеленые».   (Слайды 2-4)

2. Определение темы и  цели занятия (Слайды 5, 6)

3. Актуализация знаний и практических умений обучающихся

Учитель.  Дорога всегда манит, по дорогам движется транспорт. А по тротуарам идут люди. И для каждого из них есть свои правила. Это – правила дорожного движения. Их составили для того, чтобы не было аварий. И вы их должны знать. (Слайд 7)

Игра “Блиц-турнир”

(Учитель вызывает команды по очереди  к доске. Вопросы задаёт по порядку.)

Учитель.   Вопросы команде «Красные».

    1. Для чего существуют правила дорожного движения?
    2. Как называется место на улице, где ходят люди? (Тротуар)   (Слайд 8)
    3.  Как называется та часть улицы, по которой едут автомобили, автобусы, и другой транспорт? (Проезжая часть, дорога)
    4. Как сделать так, чтобы машины и пешеходы не мешали друг другу, чтобы всем было удобно и безопасно? (Светофоры, регулировщики)

Учитель. Вопросы команде «Желтые»

  1. Назовите причины ДТП.   (Слайд 9)
  2. Куда необходимо позвонить в случае ДТП? (Слайд 10)
  3. Для чего предназначен «Островок безопасности»?
  4. Сколько сигналов у светофора?

Учитель. Вопросы команде «Зеленые»

  1. Какие обозначения указывают на место перехода?
  2. Чего нельзя делать на проезжей части улицы или дороги?
  3. Кто он, этот волшебник, которому подчиняются машины и пешеходы?
  4. Зачем нужно знать правила дорожного движения?

4. Работа по теме занятия. Создание мини-проекта

Учитель. Проблемные вопросы нашего исследования – откуда  и когда появился светофор, виды светофоров,  и что означают движения регулировщика.  Мини-проекты выполняются командами.

Команда  «Красные» (Слайд 11)

Учитель. Пользуясь материалами книг по ПДД, энциклопедиями и текстом (Приложение 1), составьте сообщение о том, где и когда появились первые светофоры и какие виды светофоров существуют. Представьте информацию в интересной форме. Примерное распределение обязанностей: координатор, аналитики, дизайнер.

Команда  «Желтые» (Слайд 12)

Учитель.  Найдите необходимый материал (Приложение 2) и проведите практическое занятие  по вопросу: «Каким образом регулировщик «разговаривает» с  водителями и пешеходами». Примерное распределение обязанностей: координатор, регулировщик, пешеходы.

Команда  «Зеленые» (Слайд 13)

Учитель. Создайте фотосессию  работы 4 класса по ПДД. Примерное распределение обязанностей: координатор, оформитель, сортировщик.

5. Защита мини-проектов

Выступление   участников  команды  «Красные». (Слайды 14, 15)

Выступление   участников  команды  «Зеленые». Презентация «Фотосессия».

6. Динамическая пауза «Наш друг – светофор» (Приложение 4)

Когда учитель показывает зеленый сигнал светофора, ребята имитируют ходьбу;  желтый - стоят на месте, хлопая в ладоши, красный – все садятся на свое место.
Вывод:  Внимательно следи за сигналами светофора, переходя улицу.

7. Защита мини-проекта

Выступление участников команды  «Желтые». (Слайды 16, 17)

8. Закрепление  пройденного

Загадки (Презентация 2).

9. Рефлексия

Учитель. Как вы думаете, удалось вам сегодня побывать исследователями? Выскажите свое мнение о работе каждого центра. (Болельщики и участники высказывают свое мнение).

10. Итог занятия

Поблагодарить участников группы «Красные»   «За маленькое открытие».
Поблагодарить участников группы «Желтые» «За решение сложной проблемы».
Поблагодарить участников группы «Зеленые «За интересный проект».

(Слайд 18)

Учитель. Во всех странах мира дети стараются никогда не нарушать правила дорожного движения. Желаю всем безопасных дорог. Будьте воспитаны на дорогах. До новых встреч!