Предмет: внеурочное занятие (в рамках ФГОС второго поколения).
Межпредметные связи: история, обществознание, курс “Окружающий мир”.
Класс: 3.
Тип занятия: занятие формирования новых знаний и умений.
Технология организации образовательного процесса: игра “Решение проблемных задач”.
Этапы игры:
- Актуализация знаний.
- Подготовительный – постановка проблемного вопроса.
- Работа в группах
- Обсуждение в классе.
- Подведение итогов.
- Обобщение.
Цель игры:
1. Создать условия для формирования
элементарных представлений об истоках
происхождения и значении цветов
Государственного флага России.
2. Развивать у детей:
– проблемное видение различных объектов, их
единство и многообразие;
– умение анализировать текст;
– аналитическое мышление, способность выдвигать
собственные гипотезы.
3. Продолжить работу над созданием нормальной социальной среды в коллективе.
Время проведения: 2 академических часа (80 минут).
Оборудование:
У учителя: компьютер, проектор, электронная презентация “Государственный флаг России” (созданная в Microsoft Office PowerPoint) Приложение 1
У обучающихся: заготовки прямоугольной формы для флажков из картона 12 х 18 см; прямоугольные полосы красного, синего и белого цветов из липкой ленты, простой карандаш.
Планируемый результат: достигнуть максимально чувственного восприятия услышанного – прочитанного; пробудить чувство гордости за свою страну.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организация класса.
Для проведения игры дети разбиваются на 3 команды (по принципу взаимных симпатий) по 3 человека в команде. Они рассаживаются таким образом, чтобы могли свободно работать в своих командах и в классном коллективе. Остальные – болельщики.
2. Актуализация знаний обучающихся.
Учитель. Обязательная традиция каждой страны иметь свои символы, установилась только в XX веке. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Мы с вами гордимся нашей страной, а значит, должны гордиться ее символами.
Игра “Блиц-турнир”.
– Назовите Государственные символы Российской Федерации. ( Государственный герб, государственный флаг, Государственный гимн). Слайд 2 презентации.
– Назовите цвета Государственного флага Российской Федерации. (Белый, синий, красный). Слайд 3.
– Что такое флаг? (Прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или нескольких цветов). Слайд 4.
3. Сообщение темы занятия. Поговорим о Государственном флаге России.
4. Подготовительный этап игры.
Учитель. Сегодня вы будете исследователями.
Первая команда – исторический центр.
Вторая – вексиллологический центр. (Изучением флагов занимается наука вексиллология (от латинского слова vexillum — “знамя”, “флаг”).
Третья команда – развлекательный центр.
Каждой команде предлагаю проанализировать некоторый объем материала (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4) и сформулировать вопрос в виде интересной нерешенной проблемы.
5. Работа в группах.
– Исторический центр. Нас заинтересовал вопрос: “ Как изменялся Российский флаг с течением времени? (Выдвижение гипотез). Мы подготовим сообщение об истории Государственного флага России.
Примерное распределение обязанностей: координатор, аналитик, дизайнер.
– Вексиллологический центр. Мы поставили проблемный вопрос: “Почему именно эти цвета выбраны для флага России и что они означают?” Примерное распределение обязанностей: координатор, аналитики.
– Развлекательный центр. Нас заинтересовал вопрос: “ Когда и как празднуется День Государственного флага России?”. Мы узнаем, когда празднуется День государственного флага России и проведем опрос среди участников игры о том, как бы они хотели отмечать данный праздник. Слайд 5
Примерное распределение обязанностей: координатор, социологи.
6. Определение путей решения проблемного вопроса:
Обучающиеся выдвигают гипотезы, а затем, используя основные методы исследования, создают продукт, который представляют всему классу в интересной форме.
7. Работа с болельщиками.
1). Психологический эффект на занятии. “Мозговой штурм”.
Учитель. Пока центры работают над своими заданиями, я обращаюсь к болельщикам. Если представить, что все страны на планете объединились, то как должен выглядеть флаг планеты Земля? (высказывание гипотез, группа 5 человек). Разработка гипотез болельщиками.
2). Выполнение поделки “Российский флаг”
Инструкционная карта
Материал: прямоугольники из цветной липкой ленты белого, красного и синего цветов размером 18 Х 4 см, заготовки из белого картона размером 12 Х 18 см, простой карандаш.
- Наклеить цветные прямоугольники на заготовки из белого картона в правильной последовательности.
- Согнуть один край заготовки.
- Наклеить согнутый край на простой карандаш, который будет служить древком флага.
8. Динамическая пауза “Гимнастика для глаз”
Раз – налево, два – направо.
Три – наверх, четыре – вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
9. Обсуждение в классе.
Учитель. Предлагаю центрам дать отчет о проделанной работе. (Центры отчитываются, представляя результаты своей работы в интересной форме):
– Исторический центр. Слайды 6-12 презентации.
– Вексиллологический центр. Слайд 13 .
– Развлекательный центр. Слайд 14.
10. Итог занятия. Рефлексия.
Игровое упражнение “Расставь цвета флага в правильной последовательности”. Слайд 15.
Учитель. – Как вы думаете, удалось вам сегодня побывать исследователями?
-Выскажите свое мнение о работе каждого центра. (Болельщики и участники высказывают свое мнение).
Поблагодарить участников исторического центра “За маленькое открытие”.
Поблагодарить участников вексиллологического центра “За решение сложной проблемы”.
Поблагодарить участников развлекательного центра за “Открытие нового праздника”
11. Вывод и демонстрация работ болельщиков
.Учитель. Каждое государство имеет свои отличительные знаки – государственные символы. Знать и понимать их значение, их историю – долг каждого гражданина. Этому трудно научить. Это надо понять и почувствовать. Слайд 16
Болельщики поднимают изготовленные на занятии флажки над головами и под песню “Флаг России” машут ими.