Цель: формирование нравственных ценностных ориентаций в ходе совместной познавательной деятельности.
Задачи:
- Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
- Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
- Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Оборудование: булочка-муляж, иллюстрации – разрезные картинки “древний мир”, “царство Египет”, серийные картинки для игры “Что сначала, что потом?”, , соленое тесто, доски, стеки, салфетки для лепки.
Предварительная работа: работа по проекту “Хлеб – всему голова”, чтение детской энциклопедии, художественной литературы о хлебе, наблюдения за приготовлением теста на кухне, лепка булочек детьми.
Ход занятия
1. Здравствуйте, дети! Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия вы должны угадать: “Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый”. (Хлеб).
Да, верно, мы с вами поговорим о нем. Хлеб, хлебушко. С румяной корочкой, мягкий, душистый. Он – самый главный на столе. А вот каким он может быть еще? Давайте расскажем еще. Проводится игра “Какой хлеб?”( Цель: учить подбору определений к существительному, уточнить конкретные представления детей о внешнем виде, свойствах хлеба. Игровые действия: дети стоят в кругу, в руках воспитателя булочка-муляж, ее передают по кругу и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый…)
2. Верно. А вы любите путешествовать? А на чем можно путешествовать? (ответы детей) А сегодня мы с вами отправимся в путь во времени, сначала в прошлое, затем в настоящее, а после в будущее и пройдем весь путь от зерна до каравая на вашем столе. Вначале мы отправимся в прошлое через ворота времени, говоря волшебные слова: “Ну-ка вместе, ну-ка дружно сквозь ворота мы пройдем и при этом сразу с вами в прошлое мы попадем.” (проходят в ворота “Времени” под музыку)
3. Вот мы и очутились в прошлом. Кругом диковинный доисторический лес. И прямо на дорожке лежат колоски каких-то растений.(предметные карточки с изображением колосков пшеницы и ржи) Что это за растения? Чем отличаются? Давайте возьмем по одному. А впереди два конверта. Те, кто взял по колоску пшеницы подошли к конверту, на котором нарисовано это растение, а кто взял по колоску ржи – то к другому. Давайте посмотрим, что в конвертах. В конвертах разрезные картинки с иллюстрациями в одном древний мир, в другом – царство Египет, Задание в подгруппах – соберите картинку и расскажите историю возникновение хлеба по вашей иллюстрации.
Вы, просто молодцы, справились с заданием и теперь мы знаем каким был хлеб в то время. Но нам пора. Давайте отправимся в настоящее. “Ну-ка вместе, ну-ка дружно сквозь ворота мы пройдем и при этом сразу с вами в настоящее придем.” (проходят в ворота “Времени” под музыку).
4. Посмотрите кругом пшеничные колосья. Это пшеничное поле. И наверное здесь-то мы узнаем как хлебушек в поле вырос и к нам на стол попал.
Дидактическая игра “Что сначала, что потом?” (Цель: учить детей выстраивать последовательность развития пшеницы и ржи и хозяйственной деятельности людей по производству хлеба. Игровые действия: дети берут по одной картинке и находят свое место в общем ряду, составляют одно-два предложения об изображенном.)
5. Все правильно. И теперь мы знаем не только как появился хлеб, но и как он вырос в поле, но и так же люди каких профессий участвуют в его создании.
Дидактическая игра “Кто растит хлеб?” (Цель: уточнить представления детей о профессиях, их функциях по производству хлеба. Игровые действия: дети шеренге, воспитатель перед ними кидает мяч, дети ловят, называют профессию, функции, если правильно шагают вперед)
6. Мы уже долго путешествуем, и, наверное, немного устали давайте поиграем с вами в шуточную игру “Замесим тесто”. (физминутка)
- Ой, ладошки-ладушки. Мы печем оладушки. – хлопки руками
- Замешиваем тесто, а тесту в миске тесно. – имитируют помешивание по кругу
- Тесто выпало на стол, тесто шлепнулось на пол.– присели
- Тесто убежало, начинай сначала.) – легкий бег по кругу
7. А сейчас давайте присядем и отдохнем, послушайте стихотворение С.Михалкова “Булка”. (инсценировка детьми под грустную музыку)
Ребёнок:
Три паренька по переулку, играя, будто – бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку, и забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул,
И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.
“Ты кто такой?” – спросили дети, забыв на время про футбол.
“Я – пекарь!” – человек ответил и с булкой медленно ушёл.
Даже не верится нам с тобою, что кто – то сорит чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью, когда он лежит в придорожной пыли.
Ведущая: Что хотел автор Сергей Михалков рассказать нам о хлебе. Да, хлеб надо беречь, он – наше богатство. Русский народ испокон веков с уважением относился к хлебу и придумал о нем пословицы и поговорки.
8. А какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
Дети:
– Много снега – много хлеба.
– Посей впору – будешь иметь хлеба гору.
– Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.
– Хлеб – начало всех начал.
– Что летом уродится, всё зимой пригодится.
– И обед не в обед, коли хлеба нет.
– Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
Ведущая: Вот сколько пословиц вы назвали. Молодцы!
9. Ну что ж задержались мы с вами в настоящем, а наше путешествие ждет нас и нам пора с вами в будущее. “Ну-ка вместе, ну-ка дружно сквозь ворота мы пройдем и при этом сразу с вами в будущее попадем”. (проходят в ворота “Времени” под музыку)
И вот перед вами пекарня будущего и вы будете настоящими пекарями и слепите и придумаете такие необыкновенные булочки, которые будут делать в будущем, только делать их мы с вами будем из соленого теста.
(лепка булочек под музыку), потом показывают гостям.
10. Ну вот подошло наше путешествие к концу. Сколько много мы с вами узнали. Но самое главное – это то, что вы знаете, сколько труда вкладывают люди: трактористы, комбайнеры, ученые, пекари – чтобы утром, когда вы проснетесь на столе всегда лежала свежая булка или каравай.
Дети рассказывают стихотворения:
– У народа есть слова: “Хлеб – всей жизни
голова!”
Славится он первым на земле, ставится он первым
на столе.
– А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть
ржаного трудового хлеба?
Он пахнет полем, печкой, небом, а главное –
работой пахнет, хлебом.
– Он не падает к нам с неба, появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятков рук.
– Тем, кто хлеб печёт чуть свет, шлёт пшено и
кашу,
Тем, кто землю глубоко острым плугом пашет.
Им спасибо говорим и за всё благодарим!
Говорят в народе метко:
От зари и до зари хлеб
Растет не для объедков,
Съесть не можешь – не бери.