Цели: формировать умение видеть “красоту в простом”
Задачи: дать представление о жанре хокку; формировать навыки анализа лирического произведения, развивать мышление, воображение учащихся; творческие способности, устную речь; воспитывать интерес к слову, эстетический вкус.
Оборудование: презентация, карточки с примерами хокку.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте ребята! Начнем наш урок литературного чтения.
II. Вхождение в тему урока
Учитель. Скажите, на какие две группы можно разделить эти фамилии?
Слайд 1, см. Приложение 1
А.Л. Барто, Иссё, Сико, А.С. Пушкин, С. Я. Маршак, Басё, Хиросиге, М.Ю. Лермонтов
(Дети называют:
1-я группа: А.Л. Барто, А.С. Пушкин, С. Я. Маршак,
М.Ю. Лермонтов.
2-я группа: Иссё, Сико, Басё, Хиросиге)
Слайд 2.
Учитель. Почему вы разделили на группы по такому принципу? (Поэты нашей страны и поэты других стран.)
– Ребята, перед вами фамилии японских поэтов. Что вы знаете об этой стране?
Слайд 3.
– Японию называют страной Восходящего солнца. Японцы первыми на планете встречают новый день. В центре флага Японии – Солнце. Это символ света, богатства, изобилия.
Слайд 4.
– Полюбуйтесь цветущей сакурой. Удивительные краски: яркие, сочные.
Слайд 5.
– Обратите внимание на необычные нашему глазу строения. Жители Японии своими традициями отличаются от других народов. Интересны, лаконичны и ёмки виды японского искусства
Слайд 6
– Многие японцы увлекаются изготовлением фигурок и даже целых композиций из сложенной определённым образом бумаги – оригами.
Слайд 7.
– Бонсай – японское искусство выращивания миниатюрных деревьев, а также сами эти деревья.
Слайд 8.
– Икебана – искусство создавать букеты-повествования, в которых каждый цветок несёт определённую смысловую нагрузку.
III. Знакомство с новым материалом
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с литературной миниатюрой, с одним из жанров японской поэзии. Имя этим жемчужинам – хокку.
Слайд 9.
– Хокку – это стихи состоящие всего из трех строчек. Здесь нет рифмы. Но маленькие шедевры загадочной страны – завораживают. Хокку переводят как послечувствие. Японцы пишут сверху вниз, по вертикали.
Слайд 10.
– Обратите внимание: три строки – сверху вниз. Это записаны хокку.
Слайд 11.
– А сейчас я хочу познакомить вас с одним трехстишьем.
(Учитель читает текст.)
Первый снег.
Я бы насыпал его на поднос,
Все бы глядел да глядел.
Кикаку
– Понравилась миниатюра? (Ответы детей.)
Жители Японии всегда поклоняются трем
объектам: луне, цветам, снегу. Они так и говорят:
любование луной, любование снегом.
Ребята, прочитайте про себя это трехстишье.
А теперь закройте глаза и попытайтесь
представить себе эту картину.
(Учитель читает еще раз хокку)
– Какую картину вы представили? Что хотел сказать нам поэт, как вы считаете?
(Дети. Поэту хотелось остановить на миг это чудное явление. Ему хотелось сохранить первый снег.)
– Как вы считаете, автор хотел только
сохранить, или может быть собрать частичку
первого снега?
– Что значит: “… все бы глядел да глядел”?
– Замените эту строчку одним словом – действием
предмета.
Дети. Любовался.
Учитель. Одно слово – любовался! Вот мы и открываем с вами секрет любования японцами. Всего-то три строчки, а как много они нам рассказали. В Японии первый снег праздник. Ведь в этой стране он выпадает не часто. Японцы любуются снежными хлопьями, которые ложатся на лапы сосен, на кусты в саду. Обратите внимание, как красива природа Японии зимой. Люди гуляют, любуются зимней природой.
IV. Физкультминутка
Слайд 12.
Учитель. А сейчас, давайте отдохнем! Сядьте поудобнее, расслабьтесь.
Слайд 13.
– Следите только глазками за движением луны.
V. Закрепление
Слайд 14.
Учитель. Предлагаю вашему вниманию несколько миниатюр.
(Учитель по порядку читает все хокку.)
– У вас на столах цветные листочки с хокку. Прочитайте про себя стихи. Выберите 1 миниатюру, которая вам понравилась, и подумайте, чем любуется поэт в данном трехстишье? Что является объектом его любования?
VI. Творческое задание. Работа в парах
Слайд 15.
– Бабочки полет.
– Зимний орнамент.
– Густой пеленою.
– Будит тихую поляну.
– В солнечных лучах.
– Парят снежинки.
Учитель. Работать будете в парах. У вас на столах лежат белые листочки, на которых написаны предложения. Вы читаете в парах шепотом все строчки. А затем попробуйте составить трехстишье.
(Работа в парах.)
Учитель. Сколько, ребята получилось хокку?
– Бабочки полет
Будит тихую поляну
В солнечных лучах.– Парят снежинки
Густой пеленою.
Зимний орнамент.
– Кем или чем любуется поэт в этой миниатюре? (Ответы
детей.)
– Молодцы!
VII. Итог урока
Учитель. Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Трудно или легко было творить? Что больше всего понравилось? (Выслушиваются ответы детей.)
– Я рада, что вам понравилось сочинять хокку, создавать свои образы. Вы замечательно поработали.
VIII. Домашнее задание
– Я вам предлагаю домашнее задание на выбор:
- Выучить одно из хокку и нарисовать рисунок.
- Найти сборник японских трехстиший и подготовить любое хокку для чтения в классе и нарисовать рисунок.