Урок "Знакомство с японской поэзией – хокку"

Разделы: Начальная школа


Цели: формировать умение видеть “красоту в простом”

Задачи: дать представление о жанре хокку; формировать навыки анализа лирического произведения, развивать мышление, воображение учащихся; творческие способности, устную речь; воспитывать интерес к слову, эстетический вкус.

Оборудование: презентация, карточки с примерами хокку.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте ребята! Начнем наш урок литературного чтения.

II. Вхождение в тему урока

Учитель. Скажите, на какие две группы можно разделить эти фамилии?

Слайд 1, см. Приложение 1

А.Л. Барто, Иссё, Сико, А.С. Пушкин, С. Я. Маршак, Басё, Хиросиге, М.Ю. Лермонтов

(Дети называют:

1-я группа: А.Л. Барто, А.С. Пушкин, С. Я. Маршак, М.Ю. Лермонтов.
2-я группа: Иссё, Сико, Басё, Хиросиге)

Слайд 2.

Учитель. Почему вы разделили на группы по такому принципу? (Поэты нашей страны и поэты других стран.)

– Ребята, перед вами фамилии японских поэтов. Что вы знаете об этой стране?

Слайд 3.

– Японию называют страной Восходящего солнца. Японцы первыми на планете встречают новый день. В центре флага Японии – Солнце. Это символ света, богатства, изобилия.

Слайд 4.

– Полюбуйтесь цветущей сакурой. Удивительные краски: яркие, сочные.

Слайд 5.

– Обратите внимание на необычные нашему глазу строения. Жители Японии своими традициями отличаются от других народов. Интересны, лаконичны и ёмки виды японского искусства

Слайд 6

– Многие японцы увлекаются изготовлением фигурок и даже целых композиций из сложенной определённым образом бумаги – оригами.

Слайд 7.

Бонсай – японское искусство выращивания миниатюрных деревьев, а также сами эти деревья.

Слайд 8.

Икебана – искусство создавать букеты-повествования, в которых каждый цветок несёт определённую смысловую нагрузку.

III. Знакомство с новым материалом

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с литературной миниатюрой, с одним из жанров японской поэзии. Имя этим жемчужинам – хокку.

Слайд 9.

– Хокку – это стихи состоящие всего из трех строчек. Здесь нет рифмы. Но маленькие шедевры загадочной страны – завораживают. Хокку переводят как послечувствие. Японцы пишут сверху вниз, по вертикали.

Слайд 10.

– Обратите внимание: три строки – сверху вниз. Это записаны хокку.

Слайд 11.

– А сейчас я хочу познакомить вас с одним трехстишьем.

(Учитель читает текст.)

Первый снег.
Я бы насыпал его на поднос,
Все бы глядел да глядел.
Кикаку

– Понравилась миниатюра? (Ответы детей.)

Жители Японии всегда поклоняются трем объектам: луне, цветам, снегу. Они так и говорят: любование луной, любование снегом.
Ребята, прочитайте про себя это трехстишье.
А теперь закройте глаза и попытайтесь представить себе эту картину.

(Учитель читает еще раз хокку)

– Какую картину вы представили? Что хотел сказать нам поэт, как вы считаете?

(Дети. Поэту хотелось остановить на миг это чудное явление. Ему хотелось сохранить первый снег.)

– Как вы считаете, автор хотел только сохранить, или может быть собрать частичку первого снега?
– Что значит: “… все бы глядел да глядел”?
– Замените эту строчку одним словом – действием предмета.

Дети. Любовался.

Учитель. Одно слово – любовался! Вот мы и открываем с вами секрет любования японцами. Всего-то три строчки, а как много они нам рассказали. В Японии первый снег праздник. Ведь в этой стране он выпадает не часто. Японцы любуются снежными хлопьями, которые ложатся на лапы сосен, на кусты в саду. Обратите внимание, как красива природа Японии зимой. Люди гуляют, любуются зимней природой.

IV. Физкультминутка

Слайд 12.

Учитель. А сейчас, давайте отдохнем! Сядьте поудобнее, расслабьтесь.

Слайд 13.

– Следите только глазками за движением луны.

V. Закрепление

Слайд 14.

Учитель. Предлагаю вашему вниманию несколько миниатюр.

(Учитель по порядку читает все хокку.)

– У вас на столах цветные листочки с хокку. Прочитайте про себя стихи. Выберите 1 миниатюру, которая вам понравилась, и подумайте, чем любуется поэт в данном трехстишье? Что является объектом его любования?

VI. Творческое задание. Работа в парах

Слайд 15.

– Бабочки полет.
– Зимний орнамент.
– Густой пеленою.
– Будит тихую поляну.
– В солнечных лучах.
– Парят снежинки.

Учитель. Работать будете в парах. У вас на столах лежат белые листочки, на которых написаны предложения. Вы читаете в парах шепотом все строчки. А затем попробуйте составить трехстишье.

(Работа в парах.)

Учитель. Сколько, ребята получилось хокку?

– Бабочки полет
Будит тихую поляну
В солнечных лучах.
– Парят снежинки
Густой пеленою.
Зимний орнамент.

– Кем или чем любуется поэт в этой миниатюре? (Ответы детей.)
– Молодцы!

VII. Итог урока

Учитель. Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Трудно или легко было творить? Что больше всего понравилось? (Выслушиваются ответы детей.)

– Я рада, что вам понравилось сочинять хокку, создавать свои образы. Вы замечательно поработали.

VIII. Домашнее задание

– Я вам предлагаю домашнее задание на выбор:

  1. Выучить одно из хокку и нарисовать рисунок.
  2. Найти сборник японских трехстиший и подготовить любое хокку для чтения в классе и нарисовать рисунок.

Используемая литература:

  1. Чуракова Н.А. “Литературное чтение 2 класс”, “Академкнига/учебник”, 2009.
  2. Кирквуд К. Ренессанс в Японии. Культурный обзор семнадцатого столетия – М.: Наука, 1988.
  3. Конрад Н.А. Японская литература. – М., 1974.
  4. www.haiku.ru
  5. www.sakh.com/japan/
  6. http://ou1.ru/metodkopilka/-физминутка