Цели: способствовать закреплению умения определять падеж им. сущ.; обогащать речь учащихся; способствовать формированию навыков грамотного письма; воспитывать интерес к предмету; воспитывать самостоятельность и орфографическую зоркость.
Оборудование: карточки, таблица падежных вопросов, вспомогательных слов, приложение.
Ход урока:
Орг. момент.
А) Игра-приветствие "здравствуйте".
Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
- желаю (соприкасаются большим пальцем);
- успеха (указательным);
- большого (средним);
- во всём (безымянным);
- и везде (мизинцами);
- Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью);
Б) Пишем число. Комментирует:
Словарная работа. (Знатоки).
1) Итак, внимание, первое задание.
- Отгадайте о чём я говорю. Слова-отгадки запишите столбиком через строчку.
Состояние атмосферы в данном месте, в данное время. (Погода)
Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам. (Аллея)
Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. (Дорога)
Не малина и не земляника, Черна ягода лесная - это: (Ежевика)
В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)
2) В словах поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
Проверка через мультимедийник.
-У кого так? Встали? Молодцы.
-У кого неверно? Исправьте?
-Что за слова написали?
-Какой частью речи являются? Докажите.
-Что заметили?
3) Соедините первые буквы слов.
-Какое слово получилось?
-Кто догадался, какая тема урока?
3. Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке будем обобщать знания о падежах имён существительных.
4. Минутка чистописания.
-На пропущенной строке пишем тему урока. В комочек берём гласные буквы.
(падеж существительных)
5. Работа по теме урока. (Исследователи).
-На листике прилетели, на дорожку сели словосочетания.
1).Запишите, подбирая подходящий предлог. (1 человек за доской)
пришла : лес
кружит: озером
срывает: ветер
ползёт:стволу
спряталась:дупле
живёт:оврага
над, в, около, на, по, в
(Написано на доске).
Взаимопроверка. (1 человек у доски).
-У кого так? Встали. Молодцы!
2). Рядом укажите падеж им. сущ. (1 человек у доски)
-Как определить падеж им. сущ.?
Проверка с сигналами.
-У кого так? Встали. Молодцы!
-У кого неверно? Исправьте?
3).-При определении какого падежа встретили затруднение?
-Как различить И.п. и В.п.; В.п. и Р.п. ?
6. Физминутка. (Отдых).
Телом написать тему урока.
7. Восстановление текста. (Творцы).
1)-А теперь, внимание, новое испытание!
-Какое время года у нас в гостях?
-Каждый человек осень видит по своему: Художник Левитан так:(показываю на картину). Композитор так:(звучит музыка). А поэт так:(звучит стих).
-А сейчас вы покажите, как осень видите, восстановив текст.
-Вспомните, что такое текст?
-Самостоятельно запишите его через строчку.
Проверка. (1 человек читает)
-У кого так? Встали. Молодцы!
2) -Как считаете: текст закончен? Закончим текст. Допишите предложение, показав своё отношение к осени.
Ветер охапками швыряет листву под ноги прохожим.
С деревьев осыпаются листья и устилают землю.
На дворе стоит золотая осень.
Проверка.
-Прочитайте своё предложение. (3 человека)
-Подходит предложение к данному тексту?
-А теперь всё прочитайте.
3) -Как можно озаглавить текст? На пропущенной строке напишите заглавие.
4) -В 1 предложении найдите им. сущ. и определите падеж.
(Даю карточки. Которые проверяет сильный ученик)
Карточки:
1. В предложении найдите им. сущ. и определите падеж.
2. Предложение разобрать по членам.
5) 2 предложение разберите по членам.
-Дайте характеристику.
6) В 3 предложении к глаголу (швыряет) подберите синонимы. Молодцы!
8. Работа по карточкам в парах. (Умельцы).
-А сейчас опять задание. В падежах покажите знания.
-Проверьте, есть ли ошибки в определении падежей им.сущ. Не забудьте про слова-помощники.
На жёлтой поляне - П.п.
Около высокой берёзы - В.п.
Красный лист - В.п. ( может быть и Им.п.)
Солнечным светом - Д.п.
Пошёл в лес - Т.п.
Проверка.
-Кто согласен? (Верно - не проверять). Доказать.
9. Итог.
-Над какой темой работали?
-А вам эти знания нужны будут? Где?
-За что можете похвалить себя?
-А за что учителя?
-Что было самым сложным? А что интересным?
-А что ещё осталось? (Дерево)
-Посмотрим, какой сюрприз оно нам приготовило. (На листиках с обратной стороны получается слово молодцы )
- Спасибо за урок:
10. Домашнее задание.
В орфографическом словаре найти им. сущ. на тему: "Животные". Составить словосочетания, определить падеж.