Организация театра здорового образа жизни с дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками


В наше время вопросы безопасности и вопросы формирования здорового образа жизни очень актуальны. В городах с каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы дети, увеличилась опасность насилия со стороны незнакомых людей, идет опасная и невидимая война с терроризмом, растут масштабы детского наркотизма, в связи с ухудшением социально-экономических условий усиливаются проявления экологического неблагополучия. Наша задача, состоит не только в формировании системы знаний о себе, своем здоровье, физической культуре, но формирование отношения ребенка к себе, к своему здоровью. Нам необходимо сформировать у ребенка позицию созидателя в отношении своего здоровья. А это потребность ребенка в здоровом образе жизни, самооценка состояния своего здоровья. Эффективность самооценки здоровья зависти от знаний себя.

  • знание правил гигиены и ухода за своим телом.
  • знание опасных факторов риска для здоровья и жизни.
  • знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите.
  • знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Одним из условий успешного формирования знаний о здоровом образе жизни и основах безопасности является четко построенная программа системы знаний, в основу которых положены основные понятия (здоровье, здоровый образ жизни, гигиена, культура). Вторым условием является связь системы с практической деятельностью, (т.е. ребенок находится в прямой зависимости от знаний, полученных во время занятий, бесед с его практической деятельностью). Третьим условием, является, когда ребенок ставится в позицию учителя, который учит другого (игрового персонажа), разъясняя, в чем ошибка персонажа и что он должен знать и уметь, чтобы исправить ошибку. У детей возникает интерес к знаниям и процессам познания. Четвертым условием является обучающая роль взрослого. В нашей группе я использую программу Авдеевой "Безопасность" и технологию "Зоркость".

Театр, безусловно, стоит в ряду любимых у детей развлечений. Но это - развлечение особого рода; оно связано с серьезной внутренней работой. В театре ребенок учится переживать. Театр! Как много значит он для детского сердечка, с каким желанием дети участвуют и с каким нетерпением ждут встречи с ним. Театр творит чудеса: веселит, обучает, развивает творчество дошкольников, корректирует их поведение. Воспитательные возможности театральной деятельности огромны: ее тематика практически неограниченна и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. По средствам спектаклей дети получаю знания по гигиене, этикету, ОБЖ, а поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения для себя и тем детям кому они показывают этот спектакль. В ходе спектакля дети являются не только "артистами", но и активными участниками представления, участвуют в диалоге вместе со зрителями, поют песни, загадывают загадки, делают дыхательную гимнастику и точечный массаж и т.д.

Работая по разделу "Ребенок и другие люди", программа "Безопасность", дети показали сценки: "Осторожно, незнакомец", "Кто стучится в дверь ко мне". Чтобы дети понимали содержание постановки, я проводила предварительную работу: включала проблемные ситуации, рассматривание иллюстраций, чтение книг, беседы. Например, в постановке "Осторожно незнакомец". Перед просмотром была проведена предварительная беседа, как нужно поступать при встрече с незнакомым человеком, были обговорены с детьми правила:

  • незнакомые взрослые люди не должны обращаться за помощью к детям
  • незнакомый человек, который просит пойти с ним, проводить куда-нибудь, очень опасен!

Затем предложила посмотреть спектакль про двух подружек, которые отдыхали в парке. Главными героями были три ребенка - две девочки и незнакомец, а остальные дети были зрителями, которые в ходе обсуждения сделали выводы: опасными людьми могут не только люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые, но и молодые хорошо одетые люди. Дети приводили примеры из сказок, в которых герои, такие как "Золушка" была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была очень доброй девочкой. Чудовище в "Аленьком цветочке" оказалось добрым заколдованным принцем, а в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" злая мачеха сумела убедить царевну, что она добрая и приветливая старушка. Детям был показан театр на фланелеграфе "Безопасность в доме", героями которого были три поросенка, которые попадали в различные ситуации. Дети помогали им выходить из сложившейся ситуации и при этом закрепляли правила поведения дома, когда отсутствуют родители. После просмотра театра вместе с детьми обсуждали поведение персонажей.

По разделу "Ребенок и здоровье" был составлен проект "Питание и здоровье". Одним из предполагаемых результатов являлась разработка сценариев: Муха-Грязнуха", "Кто на палочке живет", "Овощной карнавал", "Антошка против микробов", "Приключение Суперзуба". Для активного развития познавательной сферы ребенка пополнила развивающую среду материалами, стимулирующими познавательную активность. В центре здоровья поместили пособия дающие получить новые познания о своем теле, здоровье. Из бросового материала были сделаны игрушки "Капризка", "Мойдодыр", "Микроб Апчхи". Для того, чтобы ребенок мог оценить свои возможности, был сделан цветок здоровья. Чтоб дети понимали содержание постановки, я проводила предварительную работу. На занятиях включала различные виды театров: театр перчаток, (дети надевают перчатку на руку и демонстрируют витамины, дети называют овощи, и фрукты которые содержаться в этом витамине), "Живые витамины", театр, изготовлен из соленого теста "Витаминная семейка" сделанный из папье-маше, театр на фланелеграфе "Витаминный калейдоскоп". На занятиях знакомила детей с витаминами, об их пользе для человека, беседовали с детьми о правильном питании. Совместно дети и родители создали альбом "Витамины в картинках". Зная стихи карт. в альбоме, дети легко разигрывали сценки с овощами и фруктами. Наши дети показывали мини-сценки "О культуре питания" детям других групп. Дети сами делали выводы, что каждый человек может, сохранит свое здоровье, употребляя в пищу больше продуктов, богатых витаминами. Были разыграны ситуации "От чего заболел Петя", "Вредные микробы". Детям всего сада был показан спектакль "Антошка против микробов". В заключение представления дети поняли, что нужно соблюдать простые гигиенические правила - мыть руки перед едой.

В день здоровья дети и родители приготовили салаты из овощей полезных для здоровья, также придумывали названия получившимся блюдам: "Богатырек", "Неболейка", "Витаминный салат". Дети узнали, что Витами А - витамин зрения, который необходим нашим детям, чтобы поправить свое зрение. Самостоятельно дети зарисовывали продукты необходимые для зрения. Заучили вместе с детьми стихотворение:

"Чтоб твой глаз был здоров,
Чтоб забыть про докторов,
Нужно правильно питаться -
Есть петрушку, лук, салат,
И морковь, редис, шпинат,
Не забудь про свеклу, редьку.
И тогда забудешь ты
Про заклейку и очки".

Из бесед с родителями выяснила, что у многих детей плохие зубы, и дети бояться лечить их. Вместе с родителями написали сценарий, который назвали: Приключение Барбоса Суперзуба" после просмотра спектакля детям были заданы вопросы: Почему необходимо проверять зубы у стоматолога? Для чего нужно чистить зубы? А что может случиться, если есть постоянно конфеты? Что может произойти, если зубы не лечить? Ответы детей были следующие: Нужно зубы чаще проверять у доктора, чтобы не пропустить плохой зуб. Если зубки вовремя не лечить, они будут болеть. Постоянно есть пищу, содержащую большое количество сахара (конфеты и разные сладости), нельзя, так как (у людей снижается аппетит, и у них) начинают болеть зубы, а особенно это проявляется у детей. После беседы многие дети сходили к стоматологу и вылечили свои зубы и даже удалили, а потом хвастались друг другу, как им было не больно.

Так как, я работаю с детьми с патологией зрения, я провела серию системных знаний и бесед про глаза "Глаза - наши друзья", "Здоровое питание - здоровые глаза". Показали спектакль "Что рассказали очки" познакомила с историей возникновения очков, познакомила с правилами ухода за глазами, гигиеной зрения, правилами ухода за очками. Побеседовали с детьми о правилах безопасности глаз. На закрепление этих знаний дети показали спектакли детям других групп "Антошка, который не любил носить очки", "Маша надела очки и мир преобразился".

На общей родительской встрече нашими детьми был показан спектакль "Овощной карнавал". На просмотры таких спектаклей мы приглашаем родителей, которые являются нашими первыми помощниками и союзниками в организации театра здорового образа жизни. Благодаря родителям наша развивающая среда пополняется дидактическим материалом, в группе сделана сцена (подиум), костюмерная, был приобретен магнитофон с аудио кассетами, ко всем спектаклям готовятся костюмы, совместно разрабатываются сценарии.

Овощной карнавал.

Зал украшен на осеннюю тематику. На "огороде" стоят два пугала, "овощи" - дети одеты в костюмы овощей. Рядом с "огородом" декорации - домик, деревья, кустарник, подсолнухи, забор. На заборе сидит петух.

Пугало 1: Как надоело стоять в огороде
Все недели и дни напролет.
Нас окружает ненастье, плохая погода,
А ты стой, сторожи урожай круглый го.
Вот опять воронье налетело,
Кыш, кыш, противные, летите домой.
Эти овощи так надоели,
Нет больше сил охранять их покой.
Пугало 2: Ты что говоришь такое?
Посмотри, как красиво вокруг.
Мы ведь делаем полезное дело,
Урожай бережем для людей всех вокруг.
Если б не было нас с тобою,
Овощей не дождались таких.
В овощах храниться здоровье,
Знаешь, сколько витаминов находится в них!
Пугало 1: Да ну тебя, надоело (кашляет, чихает)
Вот и простуда меня одолела,
И нет до меня никому никакого дела.
Пугало 2: Посмотри, на дворе Царица - осень.
Давай-ка мы ее попросим
Все овощи нам оживить
И чудесами удивить.
(На огороде овощи оживают)
Пугало 1: Вот и ожил огород.
Первым хвастать лук идет.
Все под стать
Лук торопиться сказать.
Он ведь с чесноком сильнее
Всех пахучей и острее.
Лук и луковицы: Здравствуйте, друзья!
Все узнали вы меня.
Встаньте луковицы в круг,
Первым выйду я - зеленый лук,
А ко мне на тонкой ножке,
К зубчику, зубок
Круглый катиться чеснок.
Чеснок: Хоть мы немного простоваты,
Но зато витаминами богаты.
Все: Кто лук и чеснок поедает,
Тот гриппом не заболевает.
Пугало 1: Ой, смотри, и тыква оживает,
Всех фигурой удивляет.
Ну и тыква, просто чудо,
Вес ее почти два пуда,
В ней земли родимой соки,
Уплетай за обе щеки -
Будешь всех ребят сильней.
Тыква (поет): Я на солнышке цвела,
Плети длинные плела,
Тяжелела с каждым днем,
Не поднять и вчетвером.
Знают все в округе нашей,
Как вкусна я с пшенной кашей.
Я желта и кругла,
Витаминами полна.
Кто тыкву в пищу принимает,
Тот быстрее подрастает.
Пугало 1 (смеется): Посмотри-ка, посмотри-ка!
К нашей тыкве под бочок.
Подкатился кабачок.
Кабачок: Как же мне не веселиться,
В хороводе не кружиться?
Был я тонким стебельком,
Стал пузатым кабачком.
Пугало 2: Вот и ожил огурец,
Разудалый молодец.
Огурец: Я - зеленый огурец,
Разудалый молодец,
Сброшу я картуз на грядку
И пойду плясать вприсядку.
Хочешь, так подай на стол,
Хочешь, брось меня в рассол.
Никогда я не грущу
И хрущу, хрущу, хрущу,
Витамином С всех угощу.
Пугало 1: В гости к вам свекла спешит
И морковь с собой тащит.
Свекла: Вот и в гости я явилась,
В плащ бордовый нарядилась,
Под землей и я росла,
Теплой осени ждала,
Витаминов вереница
Всегда во мне храниться.
Морковь: Ну, а я сестра-морковка,
Косы длинные, до пят.
Мы одной семьи породы,
Потому что - корнеплоды.
Для салатов нас берут,
В суп кладут, на терке трут,
И от белой вьюги злой
В погребах хранят зимой.
Все: А в морковке - каротин,
Всем для зрения необходим.
Пугало 2: Тут капуста, вот дела,
Тоже песню завела.
Капуста (поет): Я морозов не боюсь,
В сто одежек завернусь,
Лист капустный - самый вкусный.
А девчонки и мальчишки
Обожают кочерыжки.
Если Чаще есть капусту
Или пить капустный сок,
Тот заботиться о сердце,
Убыстряет кровоток.
Пугало 1: Продолжая спор,
Улыбнулся помидор:
Помидор: Я, друзья, бываю разный -
Желтый, розовый и красный,
Я красивый, я опрятный,
Любят все мой сок томатный.
Сочный, красный помидор,
Цвет кожи улучшает он.
Пугало 2: Расступись, честной народ,
В черной шляпе, топ да топ,
По дороге скачет боб,
А за ним - фасоль, горох.
Боб, горох, фасоль: Мы, бобовые, гордимся,
Что для разных каш годимся,
Что бобы у нас в стручках,
Как в волшебных сундучках.
Но полезные белки
Мы не прячем под замки.
Те, кто с детства
Дружат с нами,
Те растут богатырями.
Пугало 1: Время к вечеру идет,
Затихает разговор,
Успокаивается спор.
Пугало 2: Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Всем без исключения.
В этом нет сомнения!
(Выходят дети, поют и собирают овощи в корзину)
Все дети: В огород мы пойдем,
Хоровод заведем,
Будем петь и плясать,
Урожай собирать.
Вот какой огород,
Сколько овощей растет:
И морковь, и лучок,
И зубастый чесночок.
Всем нам овощи нужны,
И полезны и вкусны.
Собираем их всех в корзину,
Запасаем их на зиму.
Ребенок: Чистим овощи в салат,
Весь в заботах детский сад.
Свеклу, помидор, морковку
Режем для салатов ловко.
Все дети: В них живые витамины
Для нас не заменимы.