В наше время вопросы безопасности и вопросы формирования здорового образа жизни очень актуальны. В городах с каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы дети, увеличилась опасность насилия со стороны незнакомых людей, идет опасная и невидимая война с терроризмом, растут масштабы детского наркотизма, в связи с ухудшением социально-экономических условий усиливаются проявления экологического неблагополучия. Наша задача, состоит не только в формировании системы знаний о себе, своем здоровье, физической культуре, но формирование отношения ребенка к себе, к своему здоровью. Нам необходимо сформировать у ребенка позицию созидателя в отношении своего здоровья. А это потребность ребенка в здоровом образе жизни, самооценка состояния своего здоровья. Эффективность самооценки здоровья зависти от знаний себя.
- знание правил гигиены и ухода за своим телом.
- знание опасных факторов риска для здоровья и жизни.
- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите.
- знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Одним из условий успешного формирования знаний о здоровом образе жизни и основах безопасности является четко построенная программа системы знаний, в основу которых положены основные понятия (здоровье, здоровый образ жизни, гигиена, культура). Вторым условием является связь системы с практической деятельностью, (т.е. ребенок находится в прямой зависимости от знаний, полученных во время занятий, бесед с его практической деятельностью). Третьим условием, является, когда ребенок ставится в позицию учителя, который учит другого (игрового персонажа), разъясняя, в чем ошибка персонажа и что он должен знать и уметь, чтобы исправить ошибку. У детей возникает интерес к знаниям и процессам познания. Четвертым условием является обучающая роль взрослого. В нашей группе я использую программу Авдеевой "Безопасность" и технологию "Зоркость".
Театр, безусловно, стоит в ряду любимых у детей развлечений. Но это - развлечение особого рода; оно связано с серьезной внутренней работой. В театре ребенок учится переживать. Театр! Как много значит он для детского сердечка, с каким желанием дети участвуют и с каким нетерпением ждут встречи с ним. Театр творит чудеса: веселит, обучает, развивает творчество дошкольников, корректирует их поведение. Воспитательные возможности театральной деятельности огромны: ее тематика практически неограниченна и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. По средствам спектаклей дети получаю знания по гигиене, этикету, ОБЖ, а поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения для себя и тем детям кому они показывают этот спектакль. В ходе спектакля дети являются не только "артистами", но и активными участниками представления, участвуют в диалоге вместе со зрителями, поют песни, загадывают загадки, делают дыхательную гимнастику и точечный массаж и т.д.
Работая по разделу "Ребенок и другие люди", программа "Безопасность", дети показали сценки: "Осторожно, незнакомец", "Кто стучится в дверь ко мне". Чтобы дети понимали содержание постановки, я проводила предварительную работу: включала проблемные ситуации, рассматривание иллюстраций, чтение книг, беседы. Например, в постановке "Осторожно незнакомец". Перед просмотром была проведена предварительная беседа, как нужно поступать при встрече с незнакомым человеком, были обговорены с детьми правила:
- незнакомые взрослые люди не должны обращаться за помощью к детям
- незнакомый человек, который просит пойти с ним, проводить куда-нибудь, очень опасен!
Затем предложила посмотреть спектакль про двух подружек, которые отдыхали в парке. Главными героями были три ребенка - две девочки и незнакомец, а остальные дети были зрителями, которые в ходе обсуждения сделали выводы: опасными людьми могут не только люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые, но и молодые хорошо одетые люди. Дети приводили примеры из сказок, в которых герои, такие как "Золушка" была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была очень доброй девочкой. Чудовище в "Аленьком цветочке" оказалось добрым заколдованным принцем, а в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" злая мачеха сумела убедить царевну, что она добрая и приветливая старушка. Детям был показан театр на фланелеграфе "Безопасность в доме", героями которого были три поросенка, которые попадали в различные ситуации. Дети помогали им выходить из сложившейся ситуации и при этом закрепляли правила поведения дома, когда отсутствуют родители. После просмотра театра вместе с детьми обсуждали поведение персонажей.
По разделу "Ребенок и здоровье" был составлен проект "Питание и здоровье". Одним из предполагаемых результатов являлась разработка сценариев: Муха-Грязнуха", "Кто на палочке живет", "Овощной карнавал", "Антошка против микробов", "Приключение Суперзуба". Для активного развития познавательной сферы ребенка пополнила развивающую среду материалами, стимулирующими познавательную активность. В центре здоровья поместили пособия дающие получить новые познания о своем теле, здоровье. Из бросового материала были сделаны игрушки "Капризка", "Мойдодыр", "Микроб Апчхи". Для того, чтобы ребенок мог оценить свои возможности, был сделан цветок здоровья. Чтоб дети понимали содержание постановки, я проводила предварительную работу. На занятиях включала различные виды театров: театр перчаток, (дети надевают перчатку на руку и демонстрируют витамины, дети называют овощи, и фрукты которые содержаться в этом витамине), "Живые витамины", театр, изготовлен из соленого теста "Витаминная семейка" сделанный из папье-маше, театр на фланелеграфе "Витаминный калейдоскоп". На занятиях знакомила детей с витаминами, об их пользе для человека, беседовали с детьми о правильном питании. Совместно дети и родители создали альбом "Витамины в картинках". Зная стихи карт. в альбоме, дети легко разигрывали сценки с овощами и фруктами. Наши дети показывали мини-сценки "О культуре питания" детям других групп. Дети сами делали выводы, что каждый человек может, сохранит свое здоровье, употребляя в пищу больше продуктов, богатых витаминами. Были разыграны ситуации "От чего заболел Петя", "Вредные микробы". Детям всего сада был показан спектакль "Антошка против микробов". В заключение представления дети поняли, что нужно соблюдать простые гигиенические правила - мыть руки перед едой.
В день здоровья дети и родители приготовили салаты из овощей полезных для здоровья, также придумывали названия получившимся блюдам: "Богатырек", "Неболейка", "Витаминный салат". Дети узнали, что Витами А - витамин зрения, который необходим нашим детям, чтобы поправить свое зрение. Самостоятельно дети зарисовывали продукты необходимые для зрения. Заучили вместе с детьми стихотворение:
"Чтоб твой глаз был здоров,
Чтоб забыть про докторов,
Нужно правильно питаться -
Есть петрушку, лук, салат,
И морковь, редис, шпинат,
Не забудь про свеклу, редьку.
И тогда забудешь ты
Про заклейку и очки".
Из бесед с родителями выяснила, что у многих детей плохие зубы, и дети бояться лечить их. Вместе с родителями написали сценарий, который назвали: Приключение Барбоса Суперзуба" после просмотра спектакля детям были заданы вопросы: Почему необходимо проверять зубы у стоматолога? Для чего нужно чистить зубы? А что может случиться, если есть постоянно конфеты? Что может произойти, если зубы не лечить? Ответы детей были следующие: Нужно зубы чаще проверять у доктора, чтобы не пропустить плохой зуб. Если зубки вовремя не лечить, они будут болеть. Постоянно есть пищу, содержащую большое количество сахара (конфеты и разные сладости), нельзя, так как (у людей снижается аппетит, и у них) начинают болеть зубы, а особенно это проявляется у детей. После беседы многие дети сходили к стоматологу и вылечили свои зубы и даже удалили, а потом хвастались друг другу, как им было не больно.
Так как, я работаю с детьми с патологией зрения, я провела серию системных знаний и бесед про глаза "Глаза - наши друзья", "Здоровое питание - здоровые глаза". Показали спектакль "Что рассказали очки" познакомила с историей возникновения очков, познакомила с правилами ухода за глазами, гигиеной зрения, правилами ухода за очками. Побеседовали с детьми о правилах безопасности глаз. На закрепление этих знаний дети показали спектакли детям других групп "Антошка, который не любил носить очки", "Маша надела очки и мир преобразился".
На общей родительской встрече нашими детьми был показан спектакль "Овощной карнавал". На просмотры таких спектаклей мы приглашаем родителей, которые являются нашими первыми помощниками и союзниками в организации театра здорового образа жизни. Благодаря родителям наша развивающая среда пополняется дидактическим материалом, в группе сделана сцена (подиум), костюмерная, был приобретен магнитофон с аудио кассетами, ко всем спектаклям готовятся костюмы, совместно разрабатываются сценарии.
Овощной карнавал.
Зал украшен на осеннюю тематику. На "огороде" стоят два пугала, "овощи" - дети одеты в костюмы овощей. Рядом с "огородом" декорации - домик, деревья, кустарник, подсолнухи, забор. На заборе сидит петух.
Пугало 1: | Как надоело стоять в огороде Все недели и дни напролет. Нас окружает ненастье, плохая погода, А ты стой, сторожи урожай круглый го. Вот опять воронье налетело, Кыш, кыш, противные, летите домой. Эти овощи так надоели, Нет больше сил охранять их покой. |
Пугало 2: | Ты что говоришь такое? Посмотри, как красиво вокруг. Мы ведь делаем полезное дело, Урожай бережем для людей всех вокруг. Если б не было нас с тобою, Овощей не дождались таких. В овощах храниться здоровье, Знаешь, сколько витаминов находится в них! |
Пугало 1: | Да ну тебя, надоело (кашляет, чихает) Вот и простуда меня одолела, И нет до меня никому никакого дела. |
Пугало 2: | Посмотри, на дворе Царица - осень. Давай-ка мы ее попросим Все овощи нам оживить И чудесами удивить. (На огороде овощи оживают) |
Пугало 1: | Вот и ожил огород. Первым хвастать лук идет. Все под стать Лук торопиться сказать. Он ведь с чесноком сильнее Всех пахучей и острее. |
Лук и луковицы: | Здравствуйте, друзья! Все узнали вы меня. Встаньте луковицы в круг, Первым выйду я - зеленый лук, А ко мне на тонкой ножке, К зубчику, зубок Круглый катиться чеснок. |
Чеснок: | Хоть мы немного простоваты, Но зато витаминами богаты. |
Все: | Кто лук и чеснок поедает, Тот гриппом не заболевает. |
Пугало 1: | Ой, смотри, и тыква оживает, Всех фигурой удивляет. Ну и тыква, просто чудо, Вес ее почти два пуда, В ней земли родимой соки, Уплетай за обе щеки - Будешь всех ребят сильней. |
Тыква (поет): | Я на солнышке цвела, Плети длинные плела, Тяжелела с каждым днем, Не поднять и вчетвером. Знают все в округе нашей, Как вкусна я с пшенной кашей. Я желта и кругла, Витаминами полна. Кто тыкву в пищу принимает, Тот быстрее подрастает. |
Пугало 1 (смеется): | Посмотри-ка, посмотри-ка! К нашей тыкве под бочок. Подкатился кабачок. |
Кабачок: | Как же мне не веселиться, В хороводе не кружиться? Был я тонким стебельком, Стал пузатым кабачком. |
Пугало 2: | Вот и ожил огурец, Разудалый молодец. |
Огурец: | Я - зеленый огурец, Разудалый молодец, Сброшу я картуз на грядку И пойду плясать вприсядку. Хочешь, так подай на стол, Хочешь, брось меня в рассол. Никогда я не грущу И хрущу, хрущу, хрущу, Витамином С всех угощу. |
Пугало 1: | В гости к вам свекла спешит И морковь с собой тащит. |
Свекла: | Вот и в гости я явилась, В плащ бордовый нарядилась, Под землей и я росла, Теплой осени ждала, Витаминов вереница Всегда во мне храниться. |
Морковь: | Ну, а я сестра-морковка, Косы длинные, до пят. Мы одной семьи породы, Потому что - корнеплоды. Для салатов нас берут, В суп кладут, на терке трут, И от белой вьюги злой В погребах хранят зимой. |
Все: | А в морковке - каротин, Всем для зрения необходим. |
Пугало 2: | Тут капуста, вот дела, Тоже песню завела. |
Капуста (поет): | Я морозов не боюсь, В сто одежек завернусь, Лист капустный - самый вкусный. А девчонки и мальчишки Обожают кочерыжки. Если Чаще есть капусту Или пить капустный сок, Тот заботиться о сердце, Убыстряет кровоток. |
Пугало 1: | Продолжая спор, Улыбнулся помидор: |
Помидор: | Я, друзья, бываю разный - Желтый, розовый и красный, Я красивый, я опрятный, Любят все мой сок томатный. Сочный, красный помидор, Цвет кожи улучшает он. |
Пугало 2: | Расступись, честной народ, В черной шляпе, топ да топ, По дороге скачет боб, А за ним - фасоль, горох. |
Боб, горох, фасоль: | Мы, бобовые, гордимся, Что для разных каш годимся, Что бобы у нас в стручках, Как в волшебных сундучках. Но полезные белки Мы не прячем под замки. Те, кто с детства Дружат с нами, Те растут богатырями. |
Пугало 1: | Время к вечеру идет, Затихает разговор, Успокаивается спор. |
Пугало 2: | Чтоб здоровым, сильным быть, Надо овощи любить Всем без исключения. В этом нет сомнения! (Выходят дети, поют и собирают овощи в корзину) |
Все дети: | В огород мы пойдем, Хоровод заведем, Будем петь и плясать, Урожай собирать. Вот какой огород, Сколько овощей растет: И морковь, и лучок, И зубастый чесночок. Всем нам овощи нужны, И полезны и вкусны. Собираем их всех в корзину, Запасаем их на зиму. |
Ребенок: | Чистим овощи в салат, Весь в заботах детский сад. Свеклу, помидор, морковку Режем для салатов ловко. |
Все дети: | В них живые витамины Для нас не заменимы. |