ТИП УРОКА: Урок обобщения и систематизирования знаний, умений и навыков.
ТЕМА УРОКА: Слова с проверяемой безударной гласной в корне и парной согласной.
ЦЕЛИ УРОКА: 1) Закреплять умение подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне слова, формировать умение применять на практике правила правописания безударных гласных.
2) Развивать орфографическую зоркость, память, речь, сообразительность, умение слушать задание учителя.
3) Воспитывать уважение к окружающему миру, лесу и к его обитателям.
ХОД УРОКА
I. ОРГМОМЕНТ.
Здравствуйте.
Какой праздник приближается? (Новый год).
К нам на урок пришла красавица ёлка. ( показ ёлки).
II. ЧИСТОПИСАНИЕ.
Посмотрите на картину.
- Что изображено на картине? (зимний лес).
- Подберите к этой картине как можно больше имён прилагательных.
-Прочитайте предложение.
Лес красивый зеленеет.
- Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в имени прилагательном и обозначает согласный парный глухой мягкий звук. (буква с).
- Определите порядок следования букв в данном ряду? Сло олс.
- Какие соединения вы видите? (замочек, верхнее)
-Запишите целую строчку.
-Придумайте слова с этим звуком. С одним из этих слов составим предложение.
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ.
- Отгадав кроссворд, вы сможете сами назвать тему сегодняшнего урока.
- И начинать будем отгадывать с буквы С.
А)
Комната для еды (столовая).
Ночная птица (сова).
Частичка снега (снежинка).
Б)
Начинайте с буквы К.
Дом для лошадей (конюшня).
Площадка для катания на коньках (каток).
Детёныш кошки (котёнок).
В)
Начинайте с буквы П.
Слово противоположное по значению слову кривой.
Как называются слова, противоположные по значению? (антонимы).
Тот, кто пасёт стадо (пастух).
Небольшое гребное судно (лодка).
- Запишите слова в строчку, через запятую.
На какую орфограмму были записаны слова.
- А какое слово лишнее? (лодка). Почему?
- Сколько в этом слове букв, звуков?
-Составьте с этим словом предложение и напишите.
- Так назовите же тему урока.
С | К | П | К | С | Л | П | К | С |
Т | О | Р | А | О | О | А | О | Н |
О | Н | Я | Т | В | Д | С | Т | Е |
Л | Ю | М | О | А | К | Т | Ё | Ж |
О | Ш | О | К | А | У | Н | И | |
В | Н | Й | Х | О | Н | |||
А | Я | К | К | |||||
Я | А | |||||||
IV. РАБОТЕ ПО ТЕМЕ.
Безударный хитрый гласный
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
-Что нужно сделать для проверки безударной гласной в корне слова?
(Надо подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение или слог стал ударным).
-Ребята, сегодня на уроке будет много видов работ, за хорошие ответы я буду давать вам жетоны, которые нам пригодятся для украшения елки.
Урок начали с картины, где изображен лес. Будем мы часто возвращаться к понятию лес.
-Положите перед собой карточки.
1) ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ.
-Прочитайте про себя текст.
-Ребята I варианта вставят пропущенные орфограммы.
Ст:яла х:лодная погода. Л:сник Б:рис Ильин обх:дил лес. Все дорожки и тр:пинки зам:ло легким сн:жком. Л:сник осм:трел лес и пошёл д:мой.
-А ребята II варианта найдут слова в тексте с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением и напишут только гласные буквы.
Стояла холодная погода. Лесник Борис Ильин обходил лес. Все дорожки и тропинки замело легким снежком. Лесник осмотрел лес и пошёл домой.
Если слово повторяется, то два слова во внимание не берем.
Оо (1 предложение); еоо (2 предложение); оее ( 3 предложение); оо ( 4 предложение).
-Какие гласные вы выписала из1, 2,3,4, предложений.
- Назовите слова с парной согласной (холодная, дорожки, лёгким).
- Кто такой лесник?
Лесник - лесной сторож, работник лесного хозяйства.
- Есть ли в этом тексте однокоренные слова? (лес, лесник).
-Напишите их.
-Запишите еще 2 или 3 однокоренных слова.
- Выделите общую часть родственных слов.
-Какое слово является проверочным? (лес).
2) Работа со словами.
Лесистый (обильный лесами).
Лесничество ( участок леса, как хозяйственная единица).
Лесничий (служащий лесничества).
Лесовод (специалист по лесоводству).
Лесоводство (выращивание леса, наука о лесе).
Лесовоз (судно или грузовой автомобиль для перевозки леса).
Лесозавод ( промышленное предприятие по обработке лесных материалов).
-Какое значение имеет лес для человека и животных?
(Лес - легкие планеты, дом для животных:)
- Как нужно вести себя в лесу?
V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать.
(ходьба на месте)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зеленый
И несется меж стволов
Средь травы, цветов, кустов.
(прыжки на месте)
Зайка маленький устал
Хочет спрятаться в кустах
(ходьба на месте)
Замер зайчик средь травы
А теперь садимся мы!
Лесник не только смотрит за лесом, но и заботится о животных и растениях. Иногда на помощь приходит сама природа.
VI. РАБОТА С ТЕКСТОМ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО ПАМЯТИ.
(рисунок зайца, рябины)
(чтение вслух)
Ягоды.
Засыпало всю землю сн:жком. Тру:но зайцу найти пищ:. А на рябине висели соч:ные яг:ды. П:звал зайка ветер. Ветер стал сильно к:чать рябину. Крупные ягоды упали на сне:. Зайка ра:. Сыт пуш:стый зверек.
-Какие в этом тексте слова непроверяемые ударением? (ягоды, рябина).
(на доске висит изображение кисти рябины).
Объясняя, вставим пропущенные буквы.
- Чем засыпало землю? (снежком).
-Легко ли зайцу найти пищу зимой? (трудно).
-Где висели сочные ягоды?( на рябине).
-Кого позвал зайка? (ветер).
-Что стал делать ветер? (качать).
-Что произошло с ягодами рябины? ( Они упали на снег).
-Доволен ли зверек? ( Да, он стал сыт).
Те слова, которые я подчеркнула, помогут вам по памяти восстановить текст.
(Устный пересказ).
-Запишите.
-Прочитайте полученные тексты.
Выдаются жетоны.
VII. УКРАШЕНИЕ ЕЛКИ. ПОЯВЛЕНИЕ ЗАЙЧИКА.
Давайте украсим нашу ёлку полученными жетонами. Ой, какая красавица получилась!
Стук в дверь. Появляется зайчонок.
Зайчонок:
-К вам пришла телеграмма от Деда Мороза. Послушайте.
Спасибо вам, ребята. Вижу я, что вы чудесные дети, не забывайте птиц и зверей. Вы украсили елку ягодами рябины, кусочками хлеба. Если вы нарядите дерево так на улице, то к Вам прилетят стайки птиц, и будут угощаться вашими подарками.
Не забывайте про птиц зимой!
- Ну, а мне пора в лес. До свидания.
Учитель:
- Подкармливайте птиц зимой, и тогда они чаще будут радовать нас своим присутствием.
VIII. ПОВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
-Над какой орфограммой работали?
-Какой вид работы понравился?
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на карточках).
1 в. Списать и вставить пропущенные орфограммы.
2 в. Списать, вставить пропущенные орфограммы и продолжить текст.
Вес:ло закружились в воздухе сн:жинки. Ночью выпал снег. Утром на сн:гу звери и птицы оставили ц:почку следов. Вот прыгнул кот Васька с крыльца. А это вот важно прош:гала в:рона. А чей след ведет к саду?