Цели:
- Закреплять знания о существительных.
- Отрабатывать умение определять род имени существительного
- Формировать умение работать в группе ( выслушивать мнение товарища,
- обсуждать проблему, приходить к единому мнению)
- Воспитывать чувство товарищества.
Ход урока
1. Орг. момент.
Мы начинаем урок русского языка.
Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать:
Сегодня я искал, творил,
Знания свои я закрепил.
Научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять.
Откройте рабочие тетради и возьмите в руки ручки.
Запишите число, классная работа.
2. Определение темы и цели урока.
- Над какой большой темой мы с вами работаем?
- Какие слова называют существительными. (правило)
Сегодня мы будем упражняться в определении рода имён существительных.
Но, прежде чем начнём закреплять тему, мы проведём минутку чистописания.
На минутке чистописания мы пропишем букву:угадайте, какую.
3. Минутка чистописания.
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласную читать.
- Что это за буква? (ь)
- Что вы можете рассказать об этой букве?
Напишите ь знак (повторить правила письма)
Нежно, капелькой , вот так.
ь ь ть ль тья мья
семья листья
А теперь обратите внимание на следующие слова
4. Орфографическая минутка.
М:рковь п:ртфель к:ртоф:ль
- Какие буквы пропущены? Объясните.
- Что объединяет эти слова? Что общего у них есть? (это слова-предметы)
- Почему вы так думаете?
(дети отвечают на вопросы КТО?ЧТО? обознач. предмет)
- Какое слово лишнее?
(морковь-ж.р.) (картофель-3 слога)
(Портфель - школьный предмет, морковь, картофель- овощи)
- Какие слова помогли определить род им.сущ.? (он,она,они)
5. Актуализация знаний.
(на доске под заголовками ж.р., м.р., ср.р . перепутаны окончания)
Миша перепутал окончания поможем ему вспомнить правило
Повторить какие бывают окончания у сущ. ж.р, м.р, ср.р и правильно расселить по домикам окончания.
-определите основу у слов "картофель, морковь, портфель" и найдите окончания,
Индивидуальная работа у доски
В это время за доской (2 чел): ( Задание: определи род имён существительных)
Дедушка дядя
Зайчишка яблоня
Клюква земля
С помощью, каких слов мы можем найти окончания? (проверка индив. работы)
6. Работа по учебнику. (стр.67, упр. №43)
Работа в группах. Проверь, как это задание выполнил Миша.
7. Работа в группах.
Найдите и подчеркните существительные.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
- Устно определите род существительных.
8. Разноуровневые задания.
- На мой взгляд, мы уже достаточно поупражнялись в определении рода, теперь можно и поработать самостоятельно.
- Те ребята, кто не уверен в своих знаниях, выбирайте задание №1.
- Кто уверен в своих знаниях, выбирайте №2. (Оба варианта в печатном варианте лежат на партах)
№1) Запиши слова в три столбика, выдели основу и окончание.
Платье, блузка, лак, халат, булка, колбаса, свёкла, масло, сало, палка, плот, плуг.
№2) Выделенные слова-предметы выпиши в три столбика, поставив их в начальную форму.
На дворе мороз.
В поле плачут волки.
Снег крыльцо занес,
Выбелил все ёлки:
В комнате тепло,
Печь горит алмазом,
И луна в стекло
Смотрит круглым глазом.
Внимание на доску, дан правильный ответ.
9. Настало время подвести итог нашему уроку.
Над какой темой работали на уроке?
- Поднимите руку те, которые более увереннее стал определять род им.существительного
(Похвалить активных детей)
10. Запись домашнего задания. (Упр. №23 в печатной тетради)
На этом наш урок закончен.