"Всё есть добро и всё есть зло, - говорил великий врач древности Парацельс, - важна только мера". Эти слова относятся к питанию, наверно, больше, чем к какому-либо другому явлению человеческой жизни. То, что от характера питания зависит качество человеческого существования, сегодня является банальной истиной.
В Тальменском санаторном детском доме проживают дети с затухающими формами туберкулёза, и дети, перенесшие туберкулёз. Исходя из этого нашим детям необходимы: полноценное питание, отказ от вредных привычек, ежедневное пребывание на свежем воздухе, занятия спортом, закаливание, летний отдых, регулярные профилактические обследования.
Приоритетным фактором в комплексном восстановлении детского организма перенесшего туберкулёз является организация регулярного и полноценного питания. Как показали наблюдения, дети не желают завтракать перед школой, есть каши и супы, отказываются от овощей, рыбы и мяса, привыкли, есть всухомятку. У вновь прибывших детей наблюдается низкая культура питания, что является следствием неблагоприятных условий жизни. Это же подтверждают результаты диагностик, в ходе которых выявлено, что дети не понимают важности полноценного питания в целом, и в частности в комплексном лечении туберкулёза. (Приложение 1) Поэтому мы, педагоги пришли к выводу, что до детей необходимо донести важность полноценного питания, как важного фактора сохранения и поддержания здоровья. На протяжении последних пяти лет, накоплен большой опыт работы с детьми в данном направлении. Начиналось всё с простых бесед, рассказов, чтения художественной и научно-популярной литературы на занятиях в группе. Со временем формы работы становились более интересными и разнообразными, т.к. возникла необходимость поддержания интереса детей к данной проблеме. Эти формы родились благодаря неустанным поискам воспитателями таких методик, которые бы максимально содействовали формированию у воспитанников стойкого убеждения о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Интересные дела, участниками которых являлись наши дети и мы, обладали колоссальной силой влияния и привели к желанию заняться этим вопросом других педагогов, работающих в Тальменском санаторном детском доме. Были проведены общешкольные конкурсы семейных фотографий и детского литературного творчества. Вместе с детьми оформлялись альбомы о пользе различных продуктов. Затем была организована большая игра по станциям "Школа правильного питания". Наиболее удачной формой проведения КТД, на наш взгляд, явился фестиваль детского творчества "Шаг к здоровью - разумное питание".
Фестиваль - это парад искусств, это яркий импровизированный спектакль, который складывается из отдельных мини спектаклей, пантомимических сценок, теневых театров, инсценировки сказок, кукольных спектаклей. <Рисунок 1> <Рисунок 2> На данном фестивале темы выступлений каждой группы были посвящены отдельным вопросам. Таким как: "Правильное питание - основа здоровья", "Состав продуктов", "Продукты здорового питания", "Питание - мудрость народная", "Особенности русского застолья в будни, праздники и посты". Фестиваль - это не только праздник подаренный ребятами друг другу и гостям, но и дело, которое сыграло позитивную роль в возникновении у воспитанников мотивации к здоровому образу жизни.
<Рисунок 1>
<Рисунок 2>
Для тех, кому данная форма работы стала интересной, мы разработали "Методические рекомендации" и памятки в помощь организаторам фестиваля. (Приложение 2)
По нашему мнению, культура здоровья воспитанников - это составная часть базовой культуры личности, отражающая осознанное ценностное отношение детей к собственному здоровью, образу жизни и представляющая собой систему, состоящую из когнитивного, креативного и конативного элементов, которые необходимо развивать и совершенствовать.
Цель: создание условий для формирования у воспитанников убеждения в исключительной роли питания - как основы здоровья.
Задачи:
- создать условия для осознания воспитанниками, что здоровье - это главная человеческая ценность;
- способствовать формированию у воспитанников культуры здорового питания;
- закреплять знания и умения, полученные на занятиях о наиболее полезных и необходимых человеку продуктах питания;
- способствовать пробуждению у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием,
- развивать творческую активность воспитанников, память, речь, эстетический вкус.
Адресность: для определённой социальной группы: детей и подростков от 7 до 16 лет.
Структура построения фестиваля.
В структуре построении фестиваля мы выделили пять направлений:
- Правильное питание - основа здоровья;
- Состав продуктов;
- Продукты здорового питания;
- Питание - мудрость народная;
- Особенности русского застолья в будни, посты и праздники.
Выбор данных направлений обусловлен тем, что в течение полутора месяцев проводились занятия по программе "Школа правильного питания", где рассматривались темы, соответствующие данным направлениям.
Подготовка к фестивалю.
Первым шагом при подготовке к фестивалю "Шаг к здоровью - разумное питание" стало создание временной инициативной группы, в которую вошли все педагоги нашего учреждения, желающие принять участие в организации и проведении данного КТД. (Приложение 3) Творческая группа разработала композицию фестиваля, распределила задания, поручения, так, чтобы был задействованы все. Затем мы выбрали координатора общего дела, который следил за ходом подготовки групповых выступлений, решал организационные вопросы. Педагог-сценарист составил сценарий фестиваля, опираясь на уже имеющуюся композицию. Большая роль отводилась оформлению зала, за что отвечал педагог-оформитель. В его функции вошла подготовка всей печатной продукции, сопровождающей КТД, а также контроль над выпуском каждой группой эмблемы о питании, созвучной с темой их выступления. Педагог-распорядитель во время проведения фестиваля отвечал за организацию передвижения детей и взрослых, за дисциплину в зале. Вопросы, возникающие в ходе подготовки, решались коллективно, а если возникали трудности на помощь приходил методист.
При распределении тем выступления детских коллективов учитывались эмоциональность, уровень знаний воспитанников, их возраст, а также опыт, работающих с ними педагогов.
Фестиваль "Шаг к здоровью - разумное питание" стал срезовым мероприятием по теме "Школа правильного питания", следовательно, перед нами встал вопрос об оценивании детских выступлений и о судействе. В жюри были выбраны люди независимые и в тоже время компетентные в вопросах питания. Ими стали врач нашего учреждения, диетсестра, работник столовой. Оценивались выступления по следующим критериям: глубина раскрытия темы, эмоциональная и этическая составляющие, соблюдение временного отрезка, домашнее задание-эмблема. Самой высокой оценкой традиционно стала оценка "5". (Приложение 4) Также на фестивале проводилось детское голосование на приз зрительских симпатий. На "улице успеха" крепились домики для каждой группы-участницы. По окончании фестиваля дети выставляли фишки на домик той группы, чьё выступление понравилось. Запрещающим знаком стал цвет домика, т.е. каждой группе выдавались фишки того цвета, что и их домик, следовательно, этих фишек на домике выступающей команды не было. В детском голосовании победила команда, набравшая больше всего фишек.
Заключительным этапом стало награждение всех участников фестиваля. Было выделено три призовых места. Остальные участники были награждены грамотами. Все группы получили ценные подарки и сладкие призы.
После завершения КТД прошла заключительная встреча творческой группы, на которой был проведён коллективный анализ мероприятия.
Критерии и показатели эффективности КТД в форме фестиваля:
- осознанное отношение к своему здоровью, понимание роли правильного питания;
- повышение уровня общей культуры и культуры питания;
- повышение познавательного интереса, желания пополнить свой "багаж" новыми знаниями в области правильного питания;
- рост общей активности воспитанников при проведении школьных дел;
- повышение уровня воспитанности, развития коммуникативных навыков, творческих способностей, сценического мастерства.
Сценарий Фестиваля детского творчества "Шаг к здоровью - разумное питание".
Действующие лица:
- Ведущие,
- Специалисты в области питания,
- Винни-Пух,
- Пятачок,
- Незнайка,
- Карлсон,
- Малыш,
- Дед,
- Бабка.
Оформление зала:
Плакат с цитатой Геродота "Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум", сцена украшена эмблемами с изображением продуктов питания, актовый зал поделен на сектора.
Оборудование: стол, с расставленным на нём лабораторным оборудованием (микроскоп, колбы, пробирки), телефон, белые халаты, костюмы героев, пакет чипсов, глиняный горшок, банка варенья, тарелка с супом, упаковки от продуктов, сцена украшена эмблемами с изображением продуктов питания.
Сцена 1.
(Звучат фанфары, на сцену выходят два ведущих).
1ведущий: - Добрый день, дети и взрослые. Мы рады приветствовать вас на шестом фестивале детского творчества "Шаг к здоровью - разумное питание".
2 ведущий: - Над этой темой мы работали в течение полутора месяцев и сегодня подводим итог. Традиционно детские выступления оценивает компетентное жюри. Голосование проходит по пятибалльной системе. В сводной таблице отмечаются результаты после каждого выступления. Как всегда у жюри есть дополнительный балл за особо яркое выступление и приз зрительских симпатий, который определяется по итогам детского голосования.
1ведущий: - Мы рады вам представить многоуважаемое, народно-заслуженное:
- Настя, а жюри то нет. Про жюри мы забыли. Что же делать?!
2 ведущий: - Звонить.
1 ведущий: - Куда звонить?
2 ведущий: - Знаю куда звонить. Ведь фестиваль посвящён здоровому питанию.
(Ведущий берёт телефон и звонит, за его спиной декорации лаборатории, появляются люди в белых халатах - эксперты, специалисты в области питания, звучит телефонный звонок, один из них берет телефонную трубку и ведет диалог с ведущим).
2 ведущий: - Алло, здравствуйте.
Специалист: - Здравствуйте.
2 ведущий: Это институт питания Российской академии наук?
Специалист: - Да.
2 ведущий: - Вас беспокоят из Тальменского санаторного детского дома, срочно нужна ваша помощь. Мы проводим фестиваль, нужны ваши специалисты. Вы сможете нам помочь?
Специалист: - Да, конечно, мы сейчас же направим к вам экспертов.
(Ведущие уходят, на сцене остаются специалисты).
Специалист: - В командировку отправляется эстет в области питания - Беленкова Е.Ю.
(Эксперты получают командировочное удостоверение, уходят со сцены в зал, становясь членами жюри).
Специалист: - Специалист по традициям народного питания - Луковенко Е.В.
Специалист: - Врач диетолог - Боровикова Н.В.
Специалист: - Ну а мы коллеги, останемся в институте и будем наблюдать за всем происходящим.
(На сцене остаётся несколько специалистов).
Сцена 2.
(Звучит музыка, на сцену выходят Винни-Пух и Пятачок, исполняют песню на мотив "Песенка Винни-Пуха").
Какая каша по утрам?
Совсем это не вкусно.
Сгущёнка, кола, шоколад-
Вот это очень вкусно.
Специалист: - Что вы здесь делаете с утра? Вы должны быть в школе.
Вини-Пух: - Зачем мне школа, если в голове моей опилки?
Специалист: - А почему опилки? Потому - что вы неправильно питаетесь. Кроме опилок в голове, ещё и килограммы лишние, значит, вы не здоровы.
(В диалог вступает другой специалист находящийся на сцене).
2специалист: - Чтобы быть здоровым нужно правильно питаться, об этом вам расскажут дети 1-3 группы. Тема их выступления: "Питание - основа здоровья".
(Выступают воспитанники 1-3 групп, Винни-Пух и Пятачок в это время находятся на сцене и наблюдают за происходящим, после детского выступления вновь вступают в спор).
Пятачок: - В горшке теперь будем гречневую кашу варить.
Винни-Пух: - Нет, ячневую.
Пятачок: - Тогда, овсянку.
(Продолжая спор, уходят со сцены).
(Жюри оценивает выступление).
Сцена 3.
(Под мелодию "Песня Незнайки" на сцене появляется Незнайка, в его руках пакет с чипсами).
Специалист: - Незнайка, что ты ешь? Что?
Незнайка: - Что? Что? Чипсы, "Хомка - хрусти громко".
Специалист: - Ты знаешь, что в составе продуктов должны быть только белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества? А в чипсах - только химия. Посмотри (опускает чипсы в стакан воды и незаметно добавляет краску, содержимое стакана окрашивается).
Незнайка: - Какой ужас, что я ем?!
Специалист: - Да, а ведь ты растёшь и тебе нужны только полезные продукты.
2специалист: - Об это сценка, которую покажут ребята 4-5 групп. Тема их выступления: "Состав продуктов".
(Жюри оценивает детское выступление).
Незнайка: - Я понял, что растущему организму нужны только полезные продукты, богатые витаминами, углеводами и минеральными веществами.
(Уходит со сцены).
Сцена 4.
(Под звук жужжащего пропеллера на сцену выходят Малыш и Карлсон).
Карлсон: - Малыш, мне плохо, я не могу взлететь, у меня слабость, сейчас бы ложечку варенья или ещё что-нибудь вкусненькое. Я самый больной в мире человек.
(Малыш несёт суп).
Малыш: - Вот, Карлсон, подкрепись, это лучше чем сладкое.
(Карлсон ворчит и отказывается).
Специалист: - Карлсон, ты не прав, скорее всего, у тебя авитаминоз.
2 специалист:
- Чтоб решить важный вопрос
Победить авитаминоз.
Вам помогут без труда,
Наши овощи всегда
Специалист:
- Выходи на огород,
Овощей там хоровод.
Дружно все они живут,
Витамины берегут.
Для салата твоего они полезнее всего.
2 специалист: - Более подробно об овощах вам расскажут воспитанники 7 -8 групп. Тема их выступления: "Продукты здорового питания".
(Жюри оценивает выступление).
Сцена 5.
(Под звуки русской народной мелодии на сцену выходят дед и бабка).
Дед: - Посадили репку, польёт дождь, репка вырастет.
Бабка: - И будет у нас пареная репа.
Дед: - Испечём каравай, щей кислых наварим, киселёк овсяной густой.
(Видят разбросанные по сцене упаковки от продуктов).
Дед: - Что это? Чо-чо-чокопай. Чё копать- то, бабка?
Бабка: - Тутти - фрутти, пюре картофельное, быстрого приготовления. Это как?
Дед: - Молодёжь опять вечёрки устраивала. Ты погляди, чем питаются.
Бабка: - А ты слышал про "активию от данон". Кто такие?
Дед: - Что-то я бабка проголодался, аж "живот подвело" от таких разносолов.
(Собираются уходить, но встречают специалистов и заводят с ними разговор).
Дед: - Здравствуйте. Вот удивляемся, чем сейчас молодёжь питается,
Бабка: - А говорят, питание-мудрость народная.
Дед: - Русская пища всегда простой здоровой питательной была.
Специалист: - У нас, в детском доме, есть ребята, которые придерживаются народных традиций. Это воспитанники 2-6 групп. Об этом они сейчас расскажут. Тема выступления: "Питание - мудрость народная".
(Дед и бабка остаются на сцене, смотрят выступление).
Дед: - Молодцы, ребята!
Бабка: - Что ни говори, а мы - то точно знаем: щи да каша - пища наша.
Дед:
Гречневая каша - матушка наша,
А хлебец ржаной - отец родной.
(Уходят со сцены).
(Жюри оценивает детское выступление).
Сцена 6.
Специалист: - Сегодня о питании было много сказано.
2 специалист: - На Руси издавна весь календарный год был разделён на будни, праздники и посты. И питались в эти дни люди по-особенному.
Специалист: - Об этих особенностях мы узнаем из выступления детей 9-10 групп. Тема выступления: "Особенности русского застолья в будни, посты и праздники".
(Жюри оценивает детское выступление).
Сцена 7.
Специалист: - Вот и подходит к концу наш фестиваль.
2 специалист: - Встречи со сказочными героями дали возможность вам убедиться в том, что питание - это основа здоровья.
Специалист: - Важно знать состав продуктов, выбирать в пищу продукты здорового питания и не забывать о том, что питание - мудрость народная.
(На сцену выходят все участники представления и исполняют песню на мотив "Улыбка").
1 куплет.
Быть здоровым нужно захотеть,
И ещё совсем-совсем немного постараться.
А для этого тебе всегда, нужно просто правильно питаться.Припев.
И тогда, наверняка,
Ты поймёшь, как велика,
Польза пищи для любого человека.
Будешь с фруктами дружить,
Будешь жить и не тужить,
Проживёшь, тогда, ты точно больше века.2 куплет.
Все продукты очень хороши.
А конкретно, рыба, овощи и каши.
Ты всё кушай это от души,
И оценишь, как важны советы наши.Припев.
Литература:
- Бескоровайная Л.С. Настольная книга классного руководителя 8, 9, 10, 11-х классов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
- Гин А. Приёмы педагогической техники. М.: Вита-Пресс, 2002.
- Молчанов Г.И. Молчанова И.А. Домашняя энциклопедия питания и здоровья. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовский университет, 1991.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос, 2001.
- Щуркова Н.Е. Собрание пёстрых дел. Методический материал для работы с детьми. М.: Новая школа, 1994.
- Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М.; 1986.