Игра "Ключи от форда Боярд"

Разделы: Внеклассная работа


Цель игры:

  • развивать математические способности, сообразительность, любознательность, логическое мышление, укреплять память учащихся;
  • развивать и укреплять интерес к математике;
  • развивать коммуникативные возможности учащихся в процессе подготовки к внеклассным мероприятиям по предмету;
  • познакомить учащихся с известными учеными
  • математиками древности и нашего времени.

Оборудование:

1. Одна из башен форта Байяр, нарисованная на огромном листе ватмана и укрепленная в центре.

2. Плакат с высказыванием М.В.Ломоносова: ":А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит".

3. Портреты великих ученых:

- Паскаля и его высказывание: "Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным";

- Галилея и его высказывания: "Великая книга природы написана математическими символами".

4. Магнитофон.

5. Два листа ватмана с геометрическими рисунками для подсчета числа треугольников и квадратов.

6. Игрушки: змеи, жабы, пауки, динозавры, крысы, мыши, крокодилы.

7. Два набора карточек типа лото.

8. Две "тарелки" и дротики к ним.

9. Карточки с задачами.

10. Два листа ватмана с числами (к заданию за внимание )

11. Кегли с номерами, два мяча.

12. Карточки,счетные палочки (2 набора) к заданию со спичками.

13. Удочки с магнитами на конце.

14. Два флажка (по одному каждой команде), эмблемы для каждого участника.

15. Ключи (2 набора).

16. Календарики для самых активных болельщиков.

17. Призы командам.

18. Два слова с закрытыми буквами, прикрепленные с разных сторон башни форта.

Вступительное слово учителя:

- Сегодня мы поиграем с вами в одну из телевизионных игр, которую вы все смотрели и знаете - это игра "Ключи от форта Байяр". В нашем игре участвуют две команды. Это команда 6Б класса и команда 7В класса.

Команды пройдут ряд испытаний, в которых надо проявить все свои знания по математике. За каждый успешно и быстро пройденный этап команды получают ключи. Чем больше ключей заработает команда, тем больше букв она сможет открыть в записанных здесь словах, и отгадать само слово.

Помочь провести игру мы пригласили жюри (учащиеся 11А класса). Мы попросим жюри быть очень внимательными, чтобы сразу увидеть, какая из команд быстрее справится с предложенными ей заданиями. Если ответ будет правильным, то этой команде ключ будет вручать старец (ученик 11 класса); вести игру ученица будет ученица 11 класса

Итак. Прежде чем отправиться в путь за ключами, познакомимся с командами (Звучит музыка, команды сказали приветствие и сели).

I этап. Умение считать.

Для каждой команды приготовлен свой плакат. Нужно сколько треугольников изображено на каждом рисунке. Команды начинают считать одновременно. Кто первый справится, поднимает флажок. На задание отводится 1 минута. Жюри проверяет ответы. Уважаемое жюри, кто же зарабатывает ключ в этом испытании? (звучит музыка, команды садятся на места). Считать умеете, а умеете ли мыслить?

II этап. А сейчас вы попали в клетку с пресмыкающимися.

Каждой команде нужно быстро собрать всю нечисть с номерами. Получите карточки и составьте высказывание. Кто первый составит, поднимает флажок. Какое высказывание получилось?

"Математика - царица наук:"

Да, это высказывание известного немецкого математика 19 века. Как его звали?

Ответ: Карл Гаусс.

Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он удивил окружающих, поправив расчеты своего отца с каменщиками. А в 10 лет, пока учитель диктовал задание, он сложил все числа от 1 до 100 и получил правильный ответ - 5050.

Старец вручает ключ. А мы отправляемся дальше.

III этап. Мы попадаем в гости:. Послушайте, к кому.

Он был задумчив и спокоен,
Загадкой круга увлечен.
Над ним невежественный воин
Взмахнул разбойничьим мечом.
Прошла столетий вереница,
Научный подвиг не забыт.
Никто не знает, кто убийца,
Но знают все, кто был убит.

Кто из математиков древности погиб от руки римского солдата, гордо воскликнув: " Отойди, не трогай моих чертежей!".

Ответ. Греческий ученый - математик Архимед ,основатель гидростатики, создатель катапульт, кранов, защитник Сиракуз. Он определил приближенное значение числа ПИ. И в физике осталось его имя: винт Архимеда закон Архимеда. Архимед будет задавать вопросы командам на знание теории математики. Отвечает один из членов команды быстро и четко в микрофон. Жюри подсчитывает верные ответы. Кто отгадал имя ученого, отвечает на вопросы первым. Надо ответить за 1,5 минуты. (Вопросы задаются командам по очереди: сначала одной команде 20 вопросов, потом другой).

Вопросы для 1-й команды:

  1. Как называется сотая часть числа? (Процент).
  2. Как найти неизвестное делимое? (Частное умножить на делитель).
  3. Наименьшее натуральное число. (Единица).
  4. Можно ли при умножении чисел получить ноль? (Да).
  5. Три в квадрате равно 9, четыре в квадрате равно 16. А чему равен угол в квадрате? (90 градусов).
  6. Единица измерения скорости на море. (Узел).
  7. Площадь квадрата равна 49 кв. см. Чему равен его периметр? (28 см)
  8. Чему равна сумма чисел от 200 до 200? (0).
  9. Какие цифры употребляются в десятичной системе? (Арабские).
  10. Чему равен объем 1 кг воды? (Литр).
  11. Какую часть часа составляет 20 минут? (1/3).
  12. Какой знак нужно поставить между 2 и 3 , чтобы получилось число большее 2, но меньшее 3? (Запятую).
  13. Как найти неизвестное слагаемое? (Надо из суммы вычесть известное слагаемое).
  14. Натуральное число, имеющее более двух делителей. (Составное).
  15. Наибольший общий делитель взаимно - простых чисел. (Единица).
  16. Частное двух чисел называется: (Отношением).
  17. Французский математик , который ввел координатную прямую. (Декарт).
  18. Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности. (Масштаб).
  19. Натуральные числа, противоположные им числа и нуль называются: (Целыми).
  20. Число, которое не является ни отрицательным, ни положительным. (0).
  21. Число, определяющее положение точки на координатной прямой. (Координата).
  22. Прибор для измерения углов. (Транспортир).

Вопросы для 2-й команды:

  1. 1% от рубля. (1 копейка).
  2. Как найти неизвестное вычитаемое? (Из уменьшаемое вычесть разность).
  3. Назовите наибольшее целое отрицательное число. (-1)
  4. Можно ли при делении чисел получить 0? (Да).
  5. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг).
  6. Чему равен 1 пуд? (16 кг).
  7. Периметр прямоугольника равен 64 см. Чему равна сторона квадрата с тем же периметром? (916 см).
  8. Разделите 100 на половину. (100: ? = 200).
  9. Каким словом обозначался миллион в Древней Руси? (Тьма).
  10. Чему равна масса 1 куб. м. воды? (1 тонна).
  11. Чему равна четверть часа? (15 мин.)
  12. К натуральному числу справа приписали три нуля, во сколько раз увеличилось число? (в 1000 раз).
  13. Как найти неизвестный множитель? (Надо произведение разделить на известный множитель).
  14. 5х5 =25, 6х6 = 36, 7х7 = : (49).
  15. Как называется число, делящееся без остатка на 2 .(Четное).
  16. Древнегреческий ученый, изучавший вопрос о делимости чисел. (Пифагор).
  17. Пропорцией называется: (Равенство двух отношений).
  18. Деление числителя и знаменателя дроби на их общий делитель, отличный от единицы. (Сокращение).
  19. Отрезок, соединяющий точку на окружности с ее центром. (Радиус).
  20. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками. (Противоположные).
  21. Величина, равная самому числу для положительных чисел и противоположному числу для отрицательных чисел. (Модуль).
  22. Прибор для построения окружности. (Циркуль).

IV этап. Мы попали в тир.

Нужно метнуть дротик, попасть в один из секретов и получить задачу. Дротик метает один из членов команды, задачу решают всей командой. Первой будет метать дротик та команда, которая получила ключ за предыдущий этап. Время на нахождение этапа - 5 минут. (Помощник выдает бумагу и ручку. Учитель дает карточки с заданиями).

Учитель. Пока команды думают, мы с вами проведем конкурс для болельщиков. Я буду задавать вопросы и задачи, а вы будете отвечать. Будьте очень внимательны. Самого активного участника ждет награда.

По истечении 5 минут член команды выходит к микрофону, читает задачу и ответ.

Жюри, будьте внимательны: ключ получит та команда, которая правильно решит задачу.

Кто же получит ключ? (Вручение ключа победителю).

V этап, на котором ключ получит та команда, чей представитель будет более внимательным.

Сначала послушайте индусскую притчу, которую любил рассказывать известный русский режиссер К.С.Станиславский.

Магараджа выбирал себе министра, он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли.

Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошел один. Вокруг него кричали, стреляли ,всячески пугали и отвлекали. Но он не пролил молоко. "Ты слышал крики, выстрелы? - спросил его магараджа. - Ты видел, как тебя пугали?" "Нет, повелитель, я смотрел на молоко".

Не слышать и не видеть ничего постороннего - вот до какой степени может быть сосредоточено внимание.

Теперь мы проверим, насколько внимательны представители наших команд. (Помощники выносят два листа ватмана, сначала для одной команды, потом для другой.) Надо очень быстро найти и назвать все число от 1 до 35. Кто это сделает быстрее? Жюри засекает время.

Ключ получает та команда, которая покажет лучшее время.

Итоги подводит старец и вручает ключ.

VII этап. Последнее препятствие на пути в форт, к разгадке слов.

Сейчас по одному человеку от команды выступят в роли рыбаков (Выходят участники.) Вы будете одновременно ловить удочками шарады. Вытянули одну и всей командой разгадываете. Победит и заработает ключ та команда, которая выловит и отгадает шарад больше. (Отвечать участники выходят к микрофону, читают шарады и ответы). Жюри подводят итоги. Старец объявляет результаты и вручает ключ.

Ну, а сейчас вы благополучно добрались до форта, заработали ключи.

Теперь вы этими ключами будете открывать буквы в написанных здесь словах.

Сначала открывает буквы та команда, у которых больше ключей

Начинает:

Здесь зашифровано слово - фамилия великого ученого, которому принадлежат слова:

"Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным...".

"Великая книга природы написана математическими символами".

Итак, дорогие ребята, подошла к концу наша игра. Я, надеюсь, что и в дальнейшем вы будете хорошо учиться, активно участвовать во всех мероприятиях. Желаю вам успехов в учебе, здоровья, удачи! (Подведение итогов).