Тема: Отечество.
Форма проведения: устный журнал.
Класс: 4
Цель: систематизировать и расширить знания учащихся о своем Отечестве.
Задачи:
Обучающие:
- расширить и углубить знания детей об истории своей страны, ее государственных символах;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес учащихся к истории образования своего государства;
- формировать психологические особенности у учащихся: монологическую речь, логическое мышление, творческий потенциал.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство гражданственности, любви к Родине, гордость за свое Отечество;
- воспитывать чувство патриотизма, самопожертвование, культурно-грамотного человека в правовом отношении.
Здоровьесберегающая:
- развивать опорно-двигательный аппарат, снимать утомляемость, повышать активность, внимание по средствам смены разнообразных видов деятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки.
Ход занятия
I. Орг. момент (психологический настрой).
Учитель: Ребята, с каким настроением пришли на классный час? Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошей работы, хорошего настроения.
II. Сообщение темы.
Учитель спрашивает: Ребята, вы любите читать книги, журналы, детские газеты? (Да, любим.)
– А как вы думаете, легко ли создать журнал, газету? Почему? (Ответы, рассуждения учащихся.)
Учитель сообщает: Над созданием журнала, газеты работают большое количество людей: журналисты, редакторы, корреспонденты, художники, дизайнеры и др. Хотите мы с вами сегодня тоже попытаемся создать свой журнал? (Конечно, хотим.)
III. Работа по теме.
а) Название журнала.
Учитель спрашивает: С чего нужно начать? Что есть у каждого журнала? Главное составляющее, которое отличает его от других журналов? (Название.)
Учитель говорит: Я предлагаю вам послушать стихотворение, и определить о чем говорится в нем, и, исходя из этого, дадим название нашему журналу. Согласны?
Выходит ученик и читает стихотворение.
Отечество наше родное.
М. Пляцковский
Нам нравится эхо лесное
И синие лужи весны.
Отечество наше родное,
Мы с детства в тебя влюблены.
Искрится раздолье степное
Росой в тихий утренний час.
Отечество наше родное,
Ты песней стало для нас.
Шумят ли деревья листвою,
Сверкают ли стеклышки льда,
Отечество наше родное,
Для нас – ты прекрасно всегда!
После прослушивания стихотворения, учитель задает вопрос: Итак, о чем шла речь в стихотворении? (Об Отечестве, о Родине.)
Учитель говорит: Правильно. Наш журнал и тема занятия так и звучит …(слайд №1) (Отечество.) (Приложение 1)
(Чтобы не нарушать здоровьесберегающие технологии после работы с нужным слайдом объектив мульмимедийного проектора закрывается, при работе с новым слайдом, опять открывается.)
б) Работа над первым разделом журнала.
Учитель: Название журнала придумано. Теперь давайте будем его составлять.
Учитель спрашивает: Как называется наше Отечество? (Россия) Первый раздел нашего журнала я предлагаю так и назвать: «Россия – наша родина». (слайд №2)
Выходят два ученика, читают стихотворения.
1 ученик: Родина русского народа – Россия,
Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
2 ученик: Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
Учитель предлагает: Давайте исполним песню «Ромашковая Русь». (Звучит мелодия песни.) (слайд №3) (со словами песни, гости тоже могут подпевать).
После исполнения песни учитель говорит: Из слов песни видно, что русские люди очень любили свою Родину. Они сложили о ней много песен и сказаний, храбро защищали ее от врагов. Они знали, что отстоять ее можно только тогда, когда «один за всех и все за одного». Много пословиц, поговорок сложил народ о своей Родине. Давайте вспомним пословицы и поговорки о Родине. (слайд №4)
Учащиеся по очереди читают пословицу, объясняют ее значение.
Учитель сообщает: С любовью воспевает народ красоту родной природы, родной земли. Писатели, поэты посвящают ей свои произведения. Какие стихотворения русских поэтов вы приготовили? (Учащиеся рассказывают стихотворения.)
После выступления учащихся учитель говорит: Стихотворения, которые прочитали нам ребята, мы тоже поместим в раздел журнала «Россия – наша Родина». (слайд №5)
– А что в вашем понимании, представлении ассоциируется со словом «Родина»? (Дети показывают рисунки, объясняют.) (слайды №6–8) (Несколько рисунков учащихся)
Учитель предлагает сделать вывод по первому разделу: Итак, давайте еще раз посмотрим, как вы оформили 1 раздел нашего журнала. Что в него вошло? (Учащиеся еще раз просматривают 2–6 слайды и перечисляют)
– И все это посвящено… (России – нашей Родине.)
в) Работа над вторым разделом журнала.
Учитель говорит: Переходим ко второму разделу нашего журнала. Скажите, что объединяет всех людей живущих в России? (Они все россияне, граждане России.) Правильно, мы все россияне, а Россия – это наше государство. И второй раздел журнала мы так и назовем: «Россия – наше государство». (слайд №9) Откуда же взялось такое название «Россия»? Хотите узнать?
– Мы попросим дать ответ на этот вопрос историка, который занимался этой проблемой несколько лет и вот к какому выводу он пришел. Давайте послушаем его доклад.
Выходит ученик, рассказывает: Русь – Россия (из истории происхождения слов).
В стародавние времена Россию называли Русью. Слово «Русь», как полагают ученые, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов.
Русь – страна рек и озер. Так называли страну, которая лежала между реками Дунаем и Вяткой, между Белым и Черным морями. Она населена была русскими, или россами, т.е. людьми, жившими возле воды, по берегам рек и озер. Река поила, кормила, по ней можно было сплавляться, добраться на лодках до других селений.
У северян, где солнышко бывает реже и светит не так ярко, как на юге, «Русью» называют то место в доме, где светло, где пригревает солнышко. «Поставить цветок на русь»– это значит поставить его на то место в доме, куда чаще заглядывает солнышко. Спелую рожь крестьяне называли «русой», человека со светлыми волосами – «русым».
Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей.
Русских называли еще россами. Отсюда и слово «россияне», а страна, где они живут, – Россия. Такое название в языке закрепилось с XV века, когда русские стали объединяться в одно государство.
Учитель спрашивает: Из доклада вы узнали, откуда же пошло такое название «Россия»? Основные моменты доклада нашего ученого мы поместим на странице журнала. (слайд №10)
Учитель говорит: Россия – страна многонациональная. В ней живет много разных народов. У каждого из них свои культурные традиции, обычаи. Но, несмотря на внешние различия, люди должны стремиться к сотрудничеству и взаимопониманию. Жить по одним законам. Как называется основной закон нашего государства? (Конституция.) Верно, основным законом жизни нашего государства является Конституция. Согласно ей все мы обладаем определенными правами и обязанностями. Какие права человека вы знаете? (Предполагаемые ответы: Право на жизнь, имя, частную собственность, право на труд, отдых, свободу слова, неприкосновенность.)
Учитель спрашивает: А какие обязанности есть у вас, как детей? (Предполагаемые ответы: Посещать школу, помогать родителям, охранять природу, заботиться о старших и младших.) (слайд № 11)
Учитель сообщает: В конституции закреплены основные государственные символы. Какие государственные символы есть у каждой страны? (Флаг, герб, гимн.) Что представляет собой герб Российской Федерации? Давай послушаем историческую справку. (Во время выступления ученика учитель показывает слайд №12.)
Выходит ученик, рассказывает, показывает на слайде: Герб состоит из двух основных изображений: всадника с копьем Георгия Победоносца, поражающего змея, и двуглавого орла. Первое изображение связано с гербом Москвы. Второе с незапамятных времен обозначало власть, зоркость, честность, жертвенность. Двуглавый орел пришел к нам в конце XV века из Византии. Русь, как бы в наследство, приняла герб Византии. Эти два изображения стали считаться гербом России с XVII века. Менялись лишь отдельные детали герба: появились скипетр и держава, короны, цепь ордена Андрея Первозванного, гербы присоединенных к России земель.
Учитель спрашивает: Где мы можем увидеть герб России? (На печатях, монетах, бумажных деньгах, флагах.) С гербом мы познакомились. Следующий символ России – трехцветный … (Флаг.) Какие цвета присутствуют на российском флаге? (Белый, синий, красный. Цвета расположены горизонтально.)
Учитель предлагает: Давайте послушаем историческую справку о происхождении российского флага и значении его цветовых полос. (слайд № 13)
Ученик выходит, рассказывает и показывает на слайде: Флаг – это символ или знак, сделанный из ткани и показывающий принадлежность к государственной или к какой-либо организации. Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда Петр I издал указ учредить этот флаг – символом России. Тогда цвета флага трактовали как выражения трех сословий: белый – духовенство, синий – дворянство, красный – трудовой народ. Позднее эти цвета стали использовать по-другому: белый – великодушие, благородство, чистота устремлений; синий – верность, честность, волю к миру; красный – мужество, смелость, любовь, готовность не жалеть своей крови при защите Родины. И в 1991 году на смену красному флагу пришел бело-сине-красный, который и является государственным флагом России.
Учитель говорит: Третьим символом нашего государства является… (Гимн.) А что такое гимн? (Гимн – это торжественная песня, которая прославляет историю государства, его народ, красоту и богатство природы, традиции.) Давайте послушаем историческую справку о российском гимне. (Во время выступления ученика, учитель показывает слайд № 14)
Ученик выходит, рассказывает: За свою историю Россия сменила несколько гимнов. Долгое время гимном России служила мелодия «Гром победы, раздавайся!». В XIX веке композитор князь А.В. Львов и поэт В.А. Жуковский написали новый гимн – «Боже, царя храни…». После революции, в 1917 году гимном стал «Интернационал», который звал всех трудящихся к объединению в борьбе за справедливость на земле. В годы Великой Отечественной войны в 1944 году прозвучал новый гимн Советского Союза «Союз нерушимый республик свободных…», слова поэта С. Михалкова на музыку композитора А. Александрова. В 1991 году был принят новый гимн. Для него композитор Андрей Петров использовал мелодию русского композитора М. Глинки. В 2001 году принят обновленный текст гимна на стихи С. Михалкова, музыка А. Александрова. Государственный гимн страны исполняется при подъеме ее государственного флага, вручении наград, на официальных встречах и проводах представителей других государств.
Вопрос учителя: Как нужно случать гимн? (Гимн слушают стоя, не отвлекаясь, не разговаривая.) Давайте правильно послушаем гимн Российской Федерации. (слайд №14, Звучит гимн РФ.) (Учащиеся встают, случают гимн.)
Учитель подводит итог по второму разделу журнала: Итак, Россия – эта не только наша Родина, но и наше государство, которая имеет… (Конституцию, флаг, герб, гимн.) (Можно еще раз пролистать слайды № 9–14)
г) Работа над третьим разделом журнала.
Учитель говорит: Оформляя второй раздел журнала, мы уже упоминали о том, что мы все россияне, граждане Российской Федерации. Что значит быть гражданином? (Ответы, рассуждения детей.) Третий раздел мы так и обозначим «Я гражданин России». (слайд №15)
Учитель рассказывает: Человек не может выбирать, в какой семье, в каком обществе, в каком государстве ему родиться. Но мы можем решать, какой будет наша семья, общество, Россия. Иначе говоря, стать хорошим гражданином нашей страны. А что значит быть хорошим гражданином? (Ответы детей.) Мы все должны работать над тем, чтобы жизнь в нашей стране стала лучше, и можно было бы гордиться званием «гражданин России». Вносить вклад в улучшение жизни страны. Чтобы страна была сильной, богатой, развитой.
– Итак, быть гражданином – значит любить свою Родину, приумножать ее богатства. А сейчас творческое задание: У вас у каждого на парте есть флаг гражданственности в виде ладони. Напишите обещание, что я буду делать, что я смогу сделать для своей страны, чтобы она была сильным, богатым, развитым государством. (Учащиеся на флаге в виде ладони пишут: Я буду… Затем зачитывают. После этого можно сделать слайды № 16-17.)
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель подводит итог занятия: Посмотрите, какой получился у нас журнал. Нравится? (Да, нравится.) Давайте закончим наш сегодняшний классный час стихотворением.
Выходит ученик, читает стихотворение.
Поезжай за моря-океаны…
М.Исаковский
Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землей пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля.
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая, поля.
Каждый день – как подарок нежданный,
Каждый день – и хорош и пригож…
Поезжай за моря-океаны,
Но богаче страны не найдешь.
Чутким сердцем и мудрой рукою
Нам великая дружба дана,
И живут неразрывной семьею
Все народы и все племена.
Все они, словно братья, желанны,
Всем просторно расти и цвести…
Поезжай за моря-океаны,
Но дружнее страны не найти.
Знамя наших побед боевое
Люди славят на всех языках,
Солнце нашей страны золотое
Светит – греет во всех уголках.
Наши звезды сквозь ночь и туманы
На земле отовсюду видны…
Поезжай за моря-океаны,
Но светлее не сыщешь страны.
Учитель спрашивает: С каким настроением пойдете с занятия? Что узнали нового, что взяли для себя, что особенно понравилось, запомнилось? (Ответы учащихся.) Всем спасибо за работу.