Цель: предупреждение случаев совершения суицидальных попыток несовершеннолетними.
Задачи:
- ознакомить родителей с причинами, признаками и характером подросткового суицида;
- расширить знания родителей о возрастных особенностях психики подростков;
- формировать умения и навыки ведения конструктивного диалога с несовершеннолетним.
Оборудование: слайдовая презентация (Приложение 1), музыка для создания фона, фломастеры (ручки) по количеству участников, памятка для родителей, бланки анкеты обратной связи.
Форма проведения: практикум.
Методы: лекция, мозговой штурм, упражнение.
Участники: родители детей подросткового и старшего школьного возраста.
Подготовка: предварительно проводится анкетирование родителей (Приложение 2) и детей (Приложение 3) в том коллективе, где запланирован семинар-практикум.
План:
- Вступительная часть (знакомство, исторический экскурс).
- Информационная часть (определение причин, особенностей проявления суицидальных попыток).
- Практическая часть (формирование знаний, умений и навыков).
- Заключительная часть (рефлексия, заполнение анкет обратной связи, раздача памяток).
Ход семинара-практикума
1. Вступительная часть (знакомство, исторический экскурс).
Представление психолога. Далее каждый участник (по кругу), приветствует собравшихся и представляется.
Психолог (чтение происходит на фоне слайд-шоу):
Человеку даруется жизнь.
Перед ним открывается вечность
Находясь в теплых любящих руках родителей, ребенок учиться жить, чувствовать.
Он узнает и познает мир.
Но в жизни каждого ребенка есть слезы, обиды, разочарования.
Ребенок становиться злым, несчастным, непонятым, непринятым.
Он растет, и вместе с ним растут его слезы, обиды, разочарования.
Не понят, не принят, отвергнут.
И всего этого много, много и невыносимо тяжело.
Он ищет поддержки, заботы, любви и участия.
Отчаяние тяготит, и он принимает решение, не найдя выхода он…
Стоя перед пропастью, он делает шаг, и Вы, Вы шагаете вместе с ним.
Он ушел, он…а Вы…Вы остались. (пауза)
«…Черным стал февраль в школе № 7 республики Марий Эл. Два подростка, покончили жизнь самоубийством… Родители и педагоги школы до сих пор не могут понять данный поступок…»
«…В пригороде Токио семеро подростков совершили групповое самоубийство. Тела юношей и девушек были найдены в автомобиле…За последние десять лет в Японии отмечено несколько аналогичных случаев… Похоже, групповые самоубийства превратились в страшную «моду» у тинейджеров.»
«…В Благовещенске покончили с собой две школьницы, 14 и 16 лет, выбросившись с двенадцатого этажа многоэтажного здания… Обе девочки скончались на месте» [5].
Слыша такие новости, мы с вами впадаем в шоковое состояние, либо возмущаемся таким фактам.
Но мало кому приходит в голову попытаться понять и принять подростков. Попытаться разобраться, а что же происходит и как помочь подростку.
Объявление темы и цели обучающего семинара-практикума
Психолог говорит, что речь пойдет о страшном явлении среди детей и подростков – о суициде, а также о том, почему это происходит, как предупредить данное явление. Мы с вами рассмотрим причины, признаки и характер подросткового суицида; задумаемся и оценим взаимоотношения со своим ребёнком; попробуем разобраться, а как это уважать личности подростка понимать его проблемы и оказывать ему первую скорую помощь.
Статистическая справка.
Для начала – сухая, безжалостная статистика: около миллиона человек ежегодно сводят счеты с жизнью, иначе, каждые сорок секунд в мире кто-то убивает себя по самым разным причинам.
В среде подростков суициды особенно распространены: у них это третья по частоте причина смерти, самоубийства уносят больше жизней детей, чем преступления.
В России частота самоубийств одна из самых высоких в мире – 38 человек на 100 тысяч населения. Причем цифра эта не меняется уже последние 10 лет. А, начиная с 2003 года наша страна стала лидером и по числу самоубийств среди юных граждан. Семь российских подростков ежедневно лишают себя жизни. Добровольно с жизнью расстаются около 2500 несовершеннолетних россиян в год.
По данным комитета по здравоохранению (озвучивается информация, полученная из местного комитета).
2. Информационная часть
Дискуссия по теме: «Предпосылки и причины возникновения суицидальных попыток?»
Психолог: Почему это происходит с нашими детьми? Что влияет на детскую несформированную психику, душу подростка? (Обсуждение схемы).
Влияние на формирующуюся, неустойчивую психику подростка:
– множественных стрессогенных ситуаций;
– психологических (характер, темперамент и т.д.), социальных (наличие в семье или роду данного негативного опыта и т.д.) факторов;
– длительное депрессивное состояние психики;
– как следствие суицид.
Мозговой штурм.
Цель: выявление знаний родителей о причинах совершения несовершеннолетними суицидальных попыток. (Выслушиваются и обсуждаются ответы родителей).
- Непонимание родителей
- Любовь
- Учеба
- Мода и подражание
- Одиночество
- Психические заболевания и расстройства личности.
- Другие причины. Юбилейные самоубийства. Самоубийство-убийство. Самоубийства, связанные с недовольством собой. Самоубийства, связанные с причастностью подростка к религиозным сектам.
Психолог завершает характеристику вероятных причин подростковых суицидов. Но не стоит, однако, забывать, что все эти причины могут выступать в различных комбинациях, или даже выступать все вместе, таким образом, есть множество тревог, проблем, непонимания которые, накапливаясь, подводят подростка до негативных поступков.
Мозговой штурм. «Суицид»
Цель: изучение уровня информированности родителей о суициде – как негативном явлении общества.
Суицид – сознательный акт самоуничтожения, по собственной воле, в связи с эмоциональным кризисом или многосторонним недомоганием человека, ни одна из потребностей которого не удовлетворена.
Психолог задает вопрос родителям о том, как суицидальные наклонности могут проявляться в поведении подростков? (Выслушиваются ответы родителей, с комментариями психолога).
Особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных мыслей:
- Смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров.
- Предпочтение траурной или скорбной музыки.
- Раздача личных вещей, упаковка вещей, составление завещаний.
- Фантазии на тему о своей смерти.
- Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества и т. п.).
- Приобретение средств для совершения суицида.
- Приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел.
- Написание прощальных писем.
- Странное для окружающих «прощальное» поведение с людьми.
- Несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым вторым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания.
- Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти.
- Проявление признаков депрессии.
Особенности психоэмоционального состояния:
- Пониженное настроение, глубокая печаль.
- Резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность и эмоциональная лабильность, раздражительность, слабость, плаксивость.
- Потеря аппетита; переедание.
- Повышенная сонливость; бессонница.
- Снижение энергетического тонуса организма, усталость, недомогание.
- Снижение внимания.
- Нерешительность.
- Апатия, потеря интереса к вещам, людям и ситуациям, ранее вызывавшим активный интерес.
- Социальная самоизоляция, отход от друзей, семьи, молчаливость.
- Негативный фон отношения к себе: чувства вины, стыда, растерянности.
- Пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого.
К словесным признакам относятся:
- Высказывание тяжелых самообвинений, жалобы на собственную беспомощность, безнадежность.
- Прямые высказывания типа «Я не могу этого выдержать», «Я не хочу жить», «Я хочу умереть и умру», «Нет смысла жить дальше».
- Косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня», «Ничего, скоро все это закончится для меня». Конечно, при этом необходимо учитывать контекст высказывания.
- Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».
- Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
- Много шутить на тему самоубийства [7].
Для какого возраста характерен детский суицид?
Дети до 11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Однако это совсем не означает, что их не посещают трагические фантазии в минуты глубочайшего отчаяния. Вот, например, жалобы Маргариты, мамы шестилетней Ирины: Иногда, настаивая на своих желаниях, она откровенно нас шантажирует, заявляя что-нибудь типа: «Вот превращусь в капельку и испарюсь, и тогда Меня у вас не будет!» А с некоторых пор арсенал ее угроз стал более жестким и реальным: «Вот засуну голову в газовую духовку – будете тогда знать…»; «выброшусь с балкона»; «брошусь под машину».
Пик суицидной активности (насильственного прекращения жизни) приходится на старший подростковый возраст (14 – 16 лет). Многие специалисты даже считают, что суициды – это типичная реакция подростков на кризисные ситуации в их жизни – непонимания.
Психолог возвращает, родителей к обсуждению отношений с подростками в семье. Кто же, как не родители способны распознать, понять и помочь своему ребенку? Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.
Мини-лекция «А какой он подросток?» (техника: погружение) (Приложение 4).
Цель: ознакомление с возрастными особенностями личности подростков.
Психолог доносит до родителей, что подростковый возраст очень сложен и опасен. «…Наполненный энергией, одержимый возникшей потребностью в независимости и взрослости, полный ожиданий будущих успехов в большой жизни, подросток проходит через тяжкие испытания в поисках собственного пути в новом для него мире. А если учесть при этом, что проторенных путей не бывает, можно легко понять то любопытство и ту тревогу, которые вызывают подростки у родителей.
Родители должны понимать и внезапные перемены настроения подростка, и странные на первый взгляд увлечения, и эксцентричное поведение, и новый лексикон, и порой заведомо неудачные начинания.
Чтобы успешно пережить все злоключения подросткового возраста, и родителям, и подросткам нужно хорошо представлять, как выходить из критических ситуаций. Постоянно возникающие проблемы, которые необходимо решать, требуют от подростка больших усилий, порой сопряженных с риском.
Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы подросткового возраста. Родители должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать и любить друг друга. В этот период каждый в семье начинает по-новому видеть окружающих, все должны как бы заново познакомиться друг с другом. Пройдете ли вы этот этап с наименьшими потерями, будет зависеть от того, что преобладает в семье – любовь или страх.
Разрешение и серьезных и пустяковых проблем зависит от того, известны ли нам подходящие алгоритмы их решений. Если мы знаем выход из ситуации – половина дела уже сделана. Чтобы снять повышенную тревожность, родителям стоит понаблюдать за подростком…» [3].
Взрослые должны желать помочь ребенку в его трудной жизненной ситуации. Многие родители стремятся к этому, но недостаточные навыки общения с подростком и недостаток знаний делают их беспомощными перед проблемами подростка.
«…Подростковый период будет считаться успешно завершенным только в том случае, если подросток сможет, когда надо, проявлять независимость, чувствовать общность с другими людьми, иметь развитое чувство самооценки и хорошо представлять себе, как правильно поступить в том или ином случае.
Можно считать, что подростковый период завершился успешно, если человек входит в мир взрослых с чувством собственного достоинства, обладая способностью устанавливать близкие отношения с людьми, умением отвечать за свои поступки. Конец подросткового возраста – это начало взрослой жизни..»
Рефлексия.
Уважаемые родители, а как вы оцениваете свои отношения с ребенком?
Как вы думаете, а как ваши дети относятся к обсуждаемому нами вопросу? (выслушивание ответов родителей)
Анализ анкет учащихся и родителей.
Психолог озвучивает результаты проведенного социологического опроса. Результаты анкетирования представлены в виде таблицы.
Упражнение «Свободный микрофон»
Цель: рефлексия взаимоотношений родитель-ребенок.
Инструкция: родителям предлагается обменяться мнением.
Психолог рассказывает о том, чтобы заложить основы будущих перемен в ваших отношениях, мы можем предложить следующее:
- Вы, родитель, должны четко изложить подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог вас понять.
- Вы, родитель, должны показать свою готовность слушать и понимать. Понимание вовсе не означает прощения. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения.
- Вы, родитель, должны понимать, что подросток вовсе не должен обязательно следовать вашим советам.
Только при учете всего этого возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми и в дальнейшем развитие новых, конструктивных форм поведения.
Попытка самоубийства – это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в своих проблемах. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется, и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит окружающих.
Психолог: Как оказывать помощь детям?
3. Практическая часть.
Упражнение «Чтобы сохранить детскую жизнь…»
Цель: выработка новых навыков ведения конструктивного диалога с подростком. Обучение техники активного слушания.
Инструкция: родители делятся на две группы, каждой группе раздаются листы формата А4, и просят разработать памятку «Тактика поведения родителей в разговоре с подростком».
Информирование родителей: психолог знакомит с тем, какое может быть слушание – пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное). Безмолвное слушание – минимизация ответных реакций («Да, да», «Я тебя слушаю»), поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. Если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно. Психолог рассказывает о важности активного слушания как способа решения проблем ребенка, о его приемах (пересказ, уточнение, отражение чувств и т.д.) и о последствиях. Активное слушание создает отношения теплоты; родители могут «влезть в шкуру» ребенка; облегчается решение проблем ребенка; у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей.
Психолог знакомит с правила активного слушания:
- слушай внимательно, обращай внимание не только на слова, но и на невербальные проявления подростка (мимика, позы, жестикуляция);
- проверяй, правильно ли ты понял слова ребенка, используя, если это необходимо, приемы активного слушания;
- не давай советов;
- не давай оценок [6].
Рефлексия.
– Какие были трудности при выполнении задания?
– Кто из Вас хотел бы внести дополнения в свои памятки?
Упражнение «Скорая помощь ребенку»
Цель: научиться способам эффективной коммуникации для поддержания диалога с подростком. Обучение технике «Я-сообщение».
Инструкция: родителям предлагается, применяя полученные знания, составить высказывания для поддержания диалога с подростком.
Рефлексия.
– Какие сложности у Вас возникли при составлении высказываний?
– Почему?
4. Заключительная часть.
Звучит музыка. Психолог: 10 сентября – Всемирный день предотвращения самоубийств.
Молитва дитяти
Молись, дитя: сомненья камень.
Твоей груди не тяготит;
Твоей молитвы чистый пламень
Святой любовию горит.
Молись, дитя: тебе внимает
Творец бесчисленных миров,
И капли слез твоих считает,
И отвечать тебе готов.
Быть может ангел, твой хранитель,
Все эти слезы соберет
И их в подзвездную обитель
К престолу Бога отнесет.
Молись, дитя, мужай с летами!
И дай Бог, в пору поздних лет
Такими ж светлыми очами
Тебе глядеть на Божий свет
Но если жизнь тебя измучит
И ум и сердце возмутит,
Но если жизнь роптать научит,
Любовь и веру погасит, –
Приникни с жаркими слезами,
Креста подножье обойми:
Ты примиришься с небесами,
С самим собою и с людьми.
И вновь тогда из райской сени
Хранитель ангел твой сойдет
И за тебя, склонив колени,
Молитву к Богу вознесет.
И.С. Никитин, 1853 г.
Упражнение «Пожелание».
Цель: оказание участникам психоэмоциональной поддержки.
Инструкция: участников просят обменяться мнением и пожеланиями.
Психолог: С чем уходите. Что удивило, понравилось или не понравилось?
Спасибо! Заполнение анкеты обратной связи (Приложение 5).
Раздача памяток для родителей (Приложение 6).
До встречи!
Список литературы:
- Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика./ Психологический журнал, Том 6, № 6, 1985. — с.107–115.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для пед. уч. заведений. – М.: Изд-во «Академия»,2000. – 192 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?»: Изд. Сфера; Москва; 2003. – 210 c.
- Зинова Е. Ю. Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения. Методические рекомендации. Ханты-Мансийск 2009. – 23 с.
- Крыжановская А.О. Детские и молодежные суициды как социальная проблема. Контрольная работа ДГУ. – Владивосток, 2007. – 19 с.
- Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 150 с.
- Михайлина М.Ю. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207с.
- Полищук Ю.И. О спорном понимании самоубийства как психологическом явлении/ Ю.И. Полищук //Вопросы психологии. – 1994. – №1 – С.128.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990 – 390 с.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. изд – М,: Педагогика-Пресс, 1992. – 192 с.
- Черникова Л. Лестница успеха. Издательство «Эфлакс», 2003. – 23 с.
Интернет-ресурсы:
Видео из Приложения 1 было удалено, т.к. оно превышает допустимый объем.