Линейная функция, ее график, свойства

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель урока - обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме, применить изученный материал в нестандартной ситуации, отработать навыки изученного материала.

Воспитательные цели:

  • умение слушать друг друга;
  • уважать мнение других;
  • помогать друг другу;
  • уважать достижения других.

Развивающие цели - применение изученного материала в нестандартной ситуации, отработка навыков анализа изученного материала.

Цель социализации: обогащение речевого запаса за счет использования стилистических фигур текста.

Форма урока : урок - экспедиция.

Тип урока: урок-практикум

  • отработка и проверка знаний учащихся по построению графиков линейных функций;
  • выяснить зависимость положения графиков линейной функции от значений k и b;
  • научить определять по значениям k и b положение графиков на координатной плоскости;
  • по графику научить определять заданную функцию;
  • по формуле линейной функции научить определять соответствующий ей график.

Виды учебной деятельности:

  1. слушание (понимание на слух научной речи);
  2. индивидуальная работа, работа в парах, в группе;
  3. практические задания;
  4. исследовательская работа;
  5. говорение;
  6. мыслительный анализ;
  7. самопроверка;
  8. взаимопроверка.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Самостоятельная работа.
  3. Практические задания.
  4. Подведение итогов урока и домашнее задание.

Ход урока

В школу №19 пришла телеграмма (Приложение 1) учащимся 7 "А" класса от начальника "Центра подготовки российских космонавтов" с просьбой исследовать неизвестную планету в космическом пространстве. Если команда учащихся справится с поставленной задачей, то она будет зачислена в отряд космонавтов, а также награждена медалями.

Класс - команда будущих космонавтов. Каждому ученику предстоит преодолеть различные препятствия, используя знания, полученные в ходе изучения темы: "Линейная функция, ее график, свойства". Космонавты смогут успешно возвратиться домой, если пройдут весь полет без ошибок. (В ходе прохождения этапов полета космонавты ведут свой маршрутный лист (Приложение 2). В конце урока каждый ученик подсчитывает свое количество баллов и его экипажа, подводит итог полета).

В классной комнате, где будет проводиться урок, должно быть организовано место для размещения шести групп (группы по 4-5 человек) таким образом, чтобы члены одной группы могли свободно общаться друг с другом и делать записи.

Этапы урока:

1. Проверка готовности космонавтов.

2. Проверка сплоченности космонавтов.

3. Формирование экипажей, посадка в космический корабль.

4. Полет в космос.

5. Ориентирование в пространстве.

6. Исследование планеты.

7. Возвращение на Землю.

8. Подведение итогов полета, выполнение задания главного конструктора космического центра.

9. Домашнее задание.

Содержание этапов урока

1. Проверка готовности космонавтов.

Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в дальнее космическое путешествие. Много препятствий и трудностей поджидают нас. Попробуем их преодолеть. Проверим вашу готовность.

Фронтальная работа с классом. Проверка знаний формулировок, определений, правил по теме "Линейная функция, ее график, свойства". За каждый правильный ответ в маршрутный лист учащийся ставит 1 балл (текст заданий прилагается).

1. Сформулируйте определение линейной функции.

2. Какие частные случаи линейной функции вам известны?

3. Как называется функция, у которой число b равно 0 и дайте ее определение.

4. Какой формулой задается функция, у которой число k равно нулю?

5. Что является графиком линейной функции?

6. Как построить график линейной функции?

7. Почему для построения графика линейной функции достаточно только двух точек?

2. Проверка сплоченности космонавтов.

Индивидуальная работа.

Задание: заполните таблицу и постройте график линейной функции. Проверяют работы сами учащиеся (обмен тетрадями, задание по вариантам прилагается).

Оборудование: конверт №1 с заданием, рабочие тетради, чертежные инструменты, в маршрутный лист учащийся ставит 1 балл за правильно построенный график функции.

1 вариант

Построить график функции

2 вариант

Построить график функции

вывод ответов на экран (слайды №2, №3).

3. Формирование экипажей, посадка в космический корабль.

Космонавты (класс) разбиваются на экипажи по 4-5 человек.

Учитель: Экипажи сформированы. Следующий этап путешествия - посадка в космический корабль.

Оборудование: листы А-3, на которых заготовлена координатная сетка, конверты № 2 с заданиями, рабочие тетради, цветные фломастеры, чертежные инструменты, в маршрутный лист ставится:

а) 1 балл за правильно построенный график функции;

б) 2 балла за правильные ответы на поставленные вопросы (всего 3 балла).

Задания экипажам: (задание для 1 экипажа, аналогично для остальных экипажей):

1.а) В одной координатной плоскости построить графики функций:

  • ;
  • ;
  • (задание для 1 группы).

б) Ответить на вопросы:

1) Графики функций представляют собой:

2) Что общего в формулах этих функций?

3) В каких координатных четвертях проходят графики?

4) Какой знак имеет коэффициент k?

Общие итоги работы (записать в тетрадь).

Проверка результатов выполнения задания (слайды № 4,5, 6, 7).

4. Полет в космос.

Класс продолжает работать в группах.

Оборудование: конверт №3 с заданием, в маршрутный лист учащийся ставит 1 балл за правильно выбранные ответы.

Задание: Найти формулы, задающие линейную функцию.

Экипажам предлагается набор различных формул линейных функций.

Проверка результатов выполнения задания (слайды № 8, 9).

5. Ориентирование в пространстве.

Учитель: мы оказались рядом с неизвестной планетой. Покажите, как вы умеете ориентироваться в пространстве.

Класс продолжает работать в группах.

Оборудование: конверт №4 с заданием, в маршрутный лист учащийся ставит 1 балл за правильно выбранные ответы.

Задание: на листе изображен график функции. Записать формулу графика линейной функции.

Опираясь на результаты исследовательской работы, определить:

  • точку пересечения графика функции с осью ОУ,
  • знак коэффициента, в каких четвертях должен проходить график и найти коэффициент.

Проверка результатов выполнения задания (слайды № 10, 11), в маршрутный лист учащийся ставит 1 балл за правильно выбранные ответы.

6. Исследование планеты.

Учитель: группы юных космонавтов спустились на планету. Необходимо исследовать поверхность, данные отправить в центр подготовки космонавтов.

Индивидуальная работа.

Задание: По формуле линейной функции определить соответствующий ей график, по графику определить формулу линейной функции (слайд № 12).

7. Возвращение на Землю.

Учитель: Ребята, удачного Вам возвращения домой (слайд № 13).

Фронтальная работа с каждым экипажем, в маршрутный лист учащийся ставит 1 балл за правильный ответ (слайд шоу).

Задания:

1. На каком рисунке изображен график линейной функции ?

Ответ объяснить. (Слайд №14)

2. Представлены три графика:

  • ;
  • ;  
  • ;

Ученик допустил ошибку при построении графика одной из функций.

На каком рисунке эта ошибка? Ответ объяснить. (Слайд №15)

3. На каком рисунке коэффициент k отрицателен?

Ответ объяснить. (Слайд №16)

4. На каком рисунке свободный член b отрицателен?

Ответ объяснить. (Слайд №17)

8. Подведение итогов полета.

Учитель: Задание главного конструктора "Центра подготовки российских космонавтов" выполнено. Вы показали сплоченность, дружбу, умение слушать друг друга, уважать мнение других, помогать друг другу и зачислены в отряд космонавтов.

Задание: члены экипажей подсчитывает свои баллы, команды. (Слайд №18)

Результаты полета записываются на доске. Определяется лучший экипаж. Космонавты награждаются медалями (шоколадными).

Учитель: Ребята ответьте на вопросы: что вы узнали нового на уроке? Чему научились? Что показалось особенно трудным?

9. Домашнее задание. Задачи практического содержания (социальные задачи) на применение формул и свойств линейной функции.

Использованная литература.

1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений - М.:Просвещение, 2006.

2. Звавич Л.И. и др. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса - М.:Просвещение, 2006.

3. Алгебра 7 класс, под редакцией Макарычев Ю.Н. и др., Просвещение, 2006