Большую часть потенциала нашего общества первой половины XXI века будут составлять сегодняшние дети дошкольного возраста. Именно им предстоит решать сложные социально-экономические, морально-этические, национальные и другие проблемы, которые в настоящее время волнуют общественность.
Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье), а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Спортивное развлечение для детей и родителей
«Путешествие на необитаемый остров»
Цель: Закреплять двигательные умения в спортивных играх и упражнениях. Развивать умение контролировать свои действия, подчинять их правилам и интересам команды.
Материал. Эмблемы с изображением осьминожек и дельфинов, бумажные монеты (для подсчета очков), медали, спортивный инвентарь, угощение (шоколодные монеты).
(Дети входят в зал под музыку из «Бременских музыкантов». На груди у детей эмблемы «Осьминожки» и «Дельфинчики»).
Ведущий: Ребята, куда это мы с вами попали? Здесь жарко, пальмы растут, лианы свисают, а вокруг море бушует. Кажется это остров. Интересно, есть здесь кто-нибудь или он необитаемый.
( За ширмой слышатся шум, крики. Появляются два пирата, они ссорятся из-за карты, на которой отмечено, где зарыт клад).
Пираты: Кто здесь? (смотрят в подзорную трубу) Вы кто такие? И что здесь делаете?
Ведущий: Это ребята из детского сада. Мы шли заниматься физкультурой и сами не знаем, как очутились здесь.
Толстяк: Ага, рассказывайте, меня не обманешь. Вы ищете клад, который зарыл здесь старый пират, но у вас ничего не выйдет. Мы с вами сейчас разделаемся. (достают ножи)
Ведущий: Уважаемые пираты! Мы и, правда, вас не обманываем. Мы не кладоискатели, а просто ребята-спортсмены. Мы любим заниматься физкультурой и спортом.
Крюк: Чем, чем заниматься?
Ведущий: Физкультурой и спортом. А еще наши дети делают каждое утро зарядку. А вы зарядку по утрам делаете?
Толстяк: А зачем нам ее делать?
Ведущий: Ребята давайте расскажем пиратам, зачем нужна зарядка.
(дети произносят речевки)
1.Если день начать с зарядки,
Значит будет все в порядке.
2.Зарядка всем полезна,
Зарядка всем нужна,
От лени и болезни
Спасает нас она!
3.Зарядку делай каждый день,
Пройдет усталость, вялость, лень.
Ведущий: Посмотрите, какие ребята у нас стройные, подтянутые, потому что каждый день делают зарядку. А вы, какие слабые и хилые. У Толстяка слабые мышцы, а Крюк – скрюченный, сутулый. А будете спортом заниматься, станете стройными и красивыми.
Крюк: А вы не обманываете?
Дети: Нет!
Толстяк: Ладно, со следующего месяца начну заниматься.
Ведущий: Зачем же откладывать, давайте прямо сейчас и начнем, присоединяйтесь к нам. Наши ребята делают зарядку, занимаются спортом и им всегда помогают их родители.
(песня «Спортивная семья»)
Толстяк: А вы мне нравитесь. Я, пожалуй, возьму вас в свою команду, и вы мне поможете отыскать мой клад.
Крюк: Ишь, какой хитрый. Его клад. Нет, это мой клад, и это я возьму ребят в свою команду.
(пираты начинают ссориться)
Ведущий: Уважаемые пираты, не ссорьтесь. Пусть все решит честная борьба. Разделимся на две команды, и чья команда победит – тот и заберет клад. Согласны? Команды по местам!
(дети делятся на команды по эмблемам)
Пираты: А за каждую победу команда получает серебряную монету.
Ведущий: Итак, в путь. Физкульт-ура!
Толстяк: Чтобы добраться до клада, нужно действовать по этой карте (на карте условные обозначения, маршрут и препятствия)
Крюк: Да, немало трудностей нас ожидает впереди, вот сейчас мы посмотрим, какие вы дружные в команде.
Эстафеты
1. «Дружная семейка»
ЗАДАЧА: Первые игроки бегут до ориентира, возвращаются, берут за руку вторых, проделывают тот же путь, потом третьих и т.д. до последнего игрока.
2. «Измерить длину удава»
ЗАДАЧА: Прыжки через канат боком, продвигаясь вперед.
3. «Долина черепах»
ЗАДАЧА: Проползти на четвереньках с тазом на спине до пальмы, и обратно вернуться также.
4. «Переправа через реку на спасательном круге»
ЗАДАЧА: Стоя в обруче вдвоем, оббежать ориентир и передать обруч следующей паре.
5. «Собери фрукты»
ЗАДАЧА: Подлезть под дугу, перепрыгнуть через натянутую веревку, забежать по наклонному трапу на скамейку, взять фрукт и принести его в корзину.
6. «Собери кокосы»
(участвуют по 3 игрока от команды, на одном – штаны большого размера)
ЗАДАЧА: Двум игрокам нужно затолкать как можно больше воздушных шаров в штаны третьего.
7. «Веселые праздники»
ЗАДАЧА: Допрыгать до ориентира и обратно с мячом между ног.
Пираты: Мы уже почти у цели, но вход в пещеру сокровищ охраняют свирепые хищники. Нужно их вспугнуть.
8. «Прогони хищников»
ЗАДАЧА: Прокатывая мяч, сбить цель (мордочка хищника), подвешенную на веревке.
9. «Поварята»
ЗАДАЧА: Напротив каждой команды стоит столик. На нем миска с водой и стакан. В руках первого игрока большая ложка. По команде игрок бежит с ложкой в руке до столика, зачерпывает воду из миски и переливает в стакан, вернуться назад, передать ложку следующему участнику. Победит та команда, у которой в стакане больше воды.
10. «Пещера сокровищ»
(за тоннелями построена стена из кубиков, за которой находится сундучок с кладом)
ЗАДАЧА: Разобрать стену, пролезая сквозь тоннель и, забирая по 1 кубику, добраться до клада.
(довольные пираты хватают сундук, открывают его, а там шоколадные монетки и камни-самоцветы)
Пираты: Сколько здесь сокровищ! (пробуют на зуб) Какие-то они сладкие стали.
Крюк: А давай, Толстяк, поделимся с ребятами, они нам так помогали сегодня.
Толстяк: Согласен, Крюк. Но вначале посчитаем монетки, и чья команда победила – получит большие монетки, а другая – монеты помельче.
Пираты: Ну, ребята, спасибо вам, что помогли нам найти наш клад. А за это мы научим вас очень интересной игре, в которую играют все пираты на всем свете, а называется она «Зверобика».
(дети вместе с пиратами играют)
Пираты: Нам пора уходить. До свиданья, детвора! Всем привет! Физкульт-ура!