Отличительной чертой образования рубежа ХХ - ХХI века является динамизм: за последние десятилетия в системе образования произошли серьезные изменения, затронувшие все субъекты этого процесса.
Происходит переход от парадигмы «образование на всю жизнь» к парадигме «образование через всю жизнь». Так в современных быстро меняющихся условиях, в изменяющихся педагогических парадигмах требуется и творческий учитель, отличающийся мобильностью, активностью, гибкостью, применяющий на своих занятиях различные педагогические технологии, способный успешно и быстро решать педагогические задачи. Возрастающая значимость образования взрослых - общепризнанный факт.
Значительную роль в образовании педагогов традиционно играют научно-методические службы, однако в современной России их функции значительно расширяются [11, с.27; 9, с.3; 5, с.25; 4,с.3.]: обучение и развитие кадров; повышение уровня педагогического мастерства; выявление, обобщение и распространение профессионального опыта; подготовка к повышению квалификации; обеспечение связи учителей с другими звеньями системы образования; информационное обеспечение образовательного процесса; формирование профессиональных устойчивых взглядов и ценностей; создание условий для самообразования и саморазвития; изучение состояния дел с учетом нового социального заказа; планирование содержания, форм, методов, путей и средств достижения цели.
При всей разработанности вопроса работы научно-методических служб образовательного учреждения, при многообразии поставленных задач и выполняемых ими функций, исследователи традиционно выделяют множество нерешенных проблем, в том числе [12, с. 64]: недостаточное развитие нормативно-правовой базы, регламентирующей методическую деятельность; отсутствие системы в методической деятельности (город - округ - учреждение); неотработанность процессов координации и интеграции методической деятельности в системе образования, приводящая к разобщенности действий руководителей; низкий уровень оперативного информирования, обобщения инновационного педагогического опыта; формальный подход к повышению квалификации специалистов, невнимание к личным запросам и потребностям учителей; отсутствие единой координации методической деятельности в системе среднего образования, создающее значительные трудности в работе, приводящее к сбоям и рассогласованию в действиях специалистов.
Данные проблемы, на наш взгляд, значительно осложняют работу научно-методических служб, тормозят и процесс профессионального развития учителя. В свою очередь, обновление их работы будет способствовать повышению профессионализма отдельных педагогов, образовательных учреждений, соответственно и всей системы современного российского образования.
На настоящем этапе возникла необходимость в качественно иной подготовке учителя, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем. Корректировка реализуемой работы методических служб возможна при разработке стратегии профессионального совершенствования учителя с использованием средств научно-методического сопровождения. Сущность данной технологии, по мнению К.С. Шумаковой, состоит в непрерывной профессиональной подготовке и методическом взаимодействии педагогов, в результате которого актуализируется профессиональный потенциал личности педагога [12].
Таким образом, при появлении новых тенденций в современном мире и образовании, необходимо наряду с деятельностью научно-методических служб, переходить к новым методам поддержки учителей, таким, как, например, научно-методическое сопровождение, что позволит обеспечить качественный уровень образования.
Научно-методическое сопровождение деятельности учителя – это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи учителю в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.
Современные исследователи проблем научно-методического сопровождения, в частности, М.Н. Певзнер, В.И. Снегурова, Е.И. Винтер [2, 5, 8, 10] отмечают, что в отличие от традиционных форм обучения научно-методическое сопровождение деятельности учителей имеет такие преимущества: более индивидуализировано и гибко; имеет более тонкую инструментовку; в большей степени учитывает динамику развития как самого профессионала, образовательного учреждения, в котором он работает, так и системы образования в целом; более многоаспектно; предполагает обеспечение постоянного взаимодействия учителя с другими субъектами обучения; осуществление постоянного отслеживания заданной траектории, использование контролирующих и коррекционных процедур;необходимость учета динамики профессионального роста сетевого учителя и гибкое реагирование на ситуации его развития; несет опережающий характер, предполагающий по возможности направленность системы сопровождения преимущественно на предотвращение затруднений; имеет постоянный характер.
Перечисленные преимущества очевидны и позволяют сделать вывод о том, что научно-методическое сопровождение действительно необходимо в сложившихся условиях изменения образовательного процесса, его ценностей и тенденций.
Ценность научно-методического сопровождения заключается в том многообразии функций, которое оно выполняет.
На основе проанализированных работ М.Н. Певзнера, В.А. Новицкой, Л.Н. Белотеловой, Р.В. Овчаровой, К.С. Шумаковой, П.А. Баранова [1, 5, 6, 7, 8, 12] среди функций научно-методического сопровождения можно выделить следующие:
обучающая функция, которая ориентирована на углубление знаний и развитие навыков специалистов в системе непрерывного образования, необходимых для совершенствования их профессиональной деятельности;
- консультационная функция предполагает оказание помощи педагогу по поводу конкретной проблемы через указание на возможные способы её решения или актуализацию дополнительных способностей специалиста;
- диагностическая функция направлена на выявление проблемных точек в деятельности учителя;
- психотерапевтическая функция помогает педагогу в преодолении различного вида трудностей и барьеров, препятствующих успешному осуществлению профессионально-образовательной деятельности;
- коррекционная функция направлена на изменение реализуемой специалистом модели практической деятельности, а также на исправление допущенных профессиональных ошибок;
- адаптационная функция обеспечивает согласование ожиданий и возможностей работника с требованиями профессиональной среды и меняющимися условиями трудовой деятельности;
- информационная функция способствует предоставлению педагогам необходимой информации по основным направлениям развития образования, программам, новым педагогическим технологиям;
- проектная функция связана с обучением учителя экспертизе учебных программ и пособий, образовательных технологий;
- направляющая функция способствует установлению гуманистических отношений между учителем и учеником;
- выявление, изучение и оценка результативности инновационного педагогического опыта в образовании, его обобщение и распространение, создание системы стимулирования творческой инициативы и профессионального роста педагогов;
- оказание поддержки педагогам и руководителям в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов;
- осуществление редакционно-издательской деятельности;
- организация совместной работы с научно-исследовательскими лабораториями и вузами при проведении опытно-экспериментальной работы.
Говоря о научно-методическом сопровождении, нужно отметить и препятствия, с которыми оно может быть сопряжено [3, с. 48]:
во-первых, это количественный и качественный состав сопровождаемых,
во-вторых, это пространство и время взаимодействия,
в-третьих, индивидуальная и профессиональная неготовность специалистов к сопровождению, что чаще всего бывает вызвано недостатком опыта.
Таким образом, научно-методическое сопровождение деятельности учителя необходимо, многоаспектно и способствует всестороннему развитию педагога, его профессиональному росту. А многообразие функций научно-методического сопровождения делает этот процесс уникальным. Осуществление научно-методического сопровождения будет способствовать росту качества образования.
Список литературы:
- Белотелова, Л.Н., Методическое сопровождение преподавателя колледжа как одно из условий обеспечения качества среднего профессионального образования. // Среднее профессиональное образование. – 2009. - №7.
- Винтер, Е.И. Вопросы организационно-стимулирующего сопровождения профессионально-творческой подготовки будущих специалистов. // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 8..
- Вульфов, Б.З. Педагогическое сопровождение: явление и процесс.// Мир образования – образование в мире. - 2006. - № 2 (22).
- Методическая работа в школе. Организация, планирование, анализ. / авт. – сост. Л.В. Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 156с.
- Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография / М.Н.Певзнер, О.М.Зайченко, В.О.Букетов, С.Н.Горычева, А.В.Петров, А.Г.Ширин / Под ред. М.Н.Певзнера, О.М.Зайченко. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. – 316 с.
- Новицкая, В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения // Вестник Поморского университета. Сер. Физиологические и психолого-педагогические науки. - 2006. - № 3. - с.
- Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: институт психотерапии. 2003. – 319с.
- Певзнер, М.Н., Шестернинов Е.Е. Развитие креативности в педагогической среде и создание условий для адресного научно-методического сопровождения педагогов в системе ПКРО. // Завуч. – 2004. - №5. - с.
- Рыбина, И.Р. Валеологическое сопровождение образовательного процесса в современной школе. // Образование и общество. - 2007. - №3. - с.
- Снегурова, В.И. Проектирование системы методического сопровождения сетевого учителя как подсистемы дистанционного обучения математике. // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 10. - с. 24-32.
- Федорова, Т. Научно-методическая работа в школе: формы организации и способы осуществления. // Директор школы. 2005, №6. с. 26-36.
- Шумакова, К.С. Научно-методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателей и руководителей ДОУ // Образование и наука . - 2008. - №7 (55). - с.