Цикл мастер-классов "Мальчики + девочки" (два занятия "Влюбленность и любовь", "Семья и супружество")

Разделы: Школьная психологическая служба


Комментарии: занятия в формате темы «Мальчики + девочки» проводятся в школе со всеми статусными группами учащихся. Начинаются занятия еще в начальной школе и уже в старших классах аудитория достаточно подготовлена к различным формам подобных занятий. Вашему вниманию предлагается два занятия для старшеклассников.

 

Статус учащихся: 10 – 11 классы 
Продолжительность: 2 – 3  урока

 

 

Занятие 1. Влюбленность и любовь.
«Есть три источника влечений человека: душа, разум и  тело.  Влечение душ – порождает дружбу; ума – уважение; тела – желание.
Соединение всех трех – порождает любовь».
Древнеиндийский эпос «Ветка персика».

Цели:

  • познакомить учащихся с терминами «влюбленность» и «любовь»;
  • расширить знания участников занятия о процессах, происходящих в эмоциональной сфере: какие чувства и состояния испытывает человек, когда любит, и как эти сильные чувства  формируют у человека отношение ко всему миру.

 

 

Материал: ручки, мел, маркеры,шарфы для упражнения «Сиамские близнецы», картонные коробки, упаковочная бумага и ленточки, для оформления наглядности сделать подборку картинок с изображением мужчин, женщин, юношей, девушек.

Ход занятия

Приветствие. Ведущий предлагает участникам поздороваться необычным образом. Приветствует учащихся, и те из них, кому подходит данное приветствие, поднимают руки и машут ими.
Примерные приветствия:
- «Я приветствую всех тех, кто сегодня встал утром с хорошим настроением!»;
- «Я приветствую всех тех, кто сегодня пришел к первому уроку!;
- « Я приветствую всех девушек!»;
- «Я приветствую всех юношей!»;
- «Я приветствую всех, кто находится на нашем занятии».

Обсуждение.  Ведущий предлагает участникам  принять участие в дискуссии «Что такое любовь?» и записывает на доске словарь определений: чувство, симпатия, страсть, хорошее настроение, секс, свадьба, мечта, неправда…

Теоретическая часть. В этом блоке ведущий рассказывает, что такое «влюбленность» и «любовь» [1]. Во время выступления можно использовать доску, и представить материал в виде схемы, это способствует лучшему усвоению материала, кроме того, мы помним, что наша задача задействовать на уроке все каналы восприятия. (Приложение № 1)

Упражнение «Сиамские близнецы» [3].
Ведущий просит участников обратить внимание на  доску, где написаны определения «Что такое любовь?» и акцентирует внимание ребят на том, что любящие друг друга люди, так или иначе связаны между собой. Класс случайным образом разбивается на пары (например,  с использованием приема «Этот?»: один из подростков, стоя спиной к классу, должен остановить выбор на одном из одноклассников, на которых по очереди показывает ведущий; желательно составление пар по принципу «мальчик – девочка»). Получившиеся пары связываются по левой/правой ноге и левой/правой руке.Теперь каждой паре необходимо сделать несложное дело (например, упаковать подарок), можно на время (тогда организуется соревнование между парами).
Обсуждение. Во время  обсуждения упражнения нужно обдумать вопрос, какие отношения с любимым человеком являются наиболее комфортными?

 

Завершение занятия. Ведущий раздает участникам занятия по три кружка разного цвета  (красный –  занятие очень понравилась; фиолетовый – занятие вызвало интерес; желтый –  мне это неинтересно). Квадраты вкладываются в специальную коробку. Ведущий делает объявление о времени и месте проведения следующего занятия.

 Занятие 2. Семья и супружество
Цель: представить учащимся общую модель семьи, кратко раскрывая каждый подраздел темы: ответственность в семье, права и обязанности, возрастные кризисы, что способствует взаимопониманию в семье и сохранению отношений.

Материал: ручки, листы бумаги формата А4,  бланки для проведения теста «Хороший ли Вы психолог?», мультимедийные средства (компьютер, проектор, экран ), видеопрезентация,  раздаточный материал для учащихся в виде схемы.

Ход    заняия

Разминка. Ведущий кратко напоминает участникам о том, что говорилось на предыдущем занятии «Влюбленность и любовь» и предлагает ребятам попробовать самим побывать в роли психолога,  распознавая поведенческие реакции мужчины и женщины в одних и тех же ситуациях [2]. Проводится тест «Хороший ли я психолог?» и небольшое обсуждение. (Приложение № 2)

Теоретическая часть (текст, презентация). Вступительное слово  ведущего:
«С чего начинается семья? В основном – это вступление в брачные отношения.
Брак – это  социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, когда общество санкционирует эти отношения (выдается документ - свидетельство о браке).
Семья – это система взаимоотношений:
- между супругами;
- между родителями и детьми.
Комментарии: продолжая путешествие по слайдам презентации в формате темы ведущий знакомит участников с отдельными аспектами семейных отношений ( Приложение № 3).
Параллельно используется доска, на ней ведущий составляет краткую схему. В конце занятия ведущий раздает такую же схему, распечатанную на бумажном носителе, всем участникам занятия. (Приложение № 4)

Заключительная часть. Ведущий отвечает на вопросы участников занятия и зачитывает стихотворение Камела Джебрана (Приложение № 5)
Вопросы к участникам, с просьбой объяснить смысл  отдельных строк стихотворения:

  1. «Любите друг друга, но не превращайте любовь в оковы».
  2. «Давайте друг другу свой хлеб, но не ешьте от одного каравая»
  3. «И дуб, и кипарис растут не в тени друг друга».

 

 

 

 

 

Завершение занятия. Все участники встают в круг, можно взяться за руки, просто посмотреть друг на друга и сказать: « Спасибо». Если кто – то желает, может высказаться.
Литература

  1. Грановская Р.М.. «Элементы практической психологии», СПб,  «Свет»,1997.
  2. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. М.Просвещение, 1991.
  3. Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб, «Речь», 2006.
  4. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи, СПб, Питер, 1999.

Презентация