Комментарии: занятия в формате темы «Мальчики + девочки» проводятся в школе со всеми статусными группами учащихся. Начинаются занятия еще в начальной школе и уже в старших классах аудитория достаточно подготовлена к различным формам подобных занятий. Вашему вниманию предлагается два занятия для старшеклассников.
Статус учащихся: 10 – 11 классы
Продолжительность: 2 – 3 урока
Занятие 1. Влюбленность и любовь.
«Есть три источника влечений человека: душа, разум и тело. Влечение душ – порождает дружбу; ума – уважение; тела – желание.
Соединение всех трех – порождает любовь».
Древнеиндийский эпос «Ветка персика».
Цели:
- познакомить учащихся с терминами «влюбленность» и «любовь»;
- расширить знания участников занятия о процессах, происходящих в эмоциональной сфере: какие чувства и состояния испытывает человек, когда любит, и как эти сильные чувства формируют у человека отношение ко всему миру.
Материал: ручки, мел, маркеры,шарфы для упражнения «Сиамские близнецы», картонные коробки, упаковочная бумага и ленточки, для оформления наглядности сделать подборку картинок с изображением мужчин, женщин, юношей, девушек.
Ход занятия
Приветствие. Ведущий предлагает участникам поздороваться необычным образом. Приветствует учащихся, и те из них, кому подходит данное приветствие, поднимают руки и машут ими.Примерные приветствия:
- «Я приветствую всех тех, кто сегодня встал утром с хорошим настроением!»;
- «Я приветствую всех тех, кто сегодня пришел к первому уроку!;
- « Я приветствую всех девушек!»;
- «Я приветствую всех юношей!»;
- «Я приветствую всех, кто находится на нашем занятии».
Обсуждение. Ведущий предлагает участникам принять участие в дискуссии «Что такое любовь?» и записывает на доске словарь определений: чувство, симпатия, страсть, хорошее настроение, секс, свадьба, мечта, неправда…
Теоретическая часть. В этом блоке ведущий рассказывает, что такое «влюбленность» и «любовь» [1]. Во время выступления можно использовать доску, и представить материал в виде схемы, это способствует лучшему усвоению материала, кроме того, мы помним, что наша задача задействовать на уроке все каналы восприятия. (Приложение № 1)
Упражнение «Сиамские близнецы» [3].
Ведущий просит участников обратить внимание на доску, где написаны определения «Что такое любовь?» и акцентирует внимание ребят на том, что любящие друг друга люди, так или иначе связаны между собой. Класс случайным образом разбивается на пары (например, с использованием приема «Этот?»: один из подростков, стоя спиной к классу, должен остановить выбор на одном из одноклассников, на которых по очереди показывает ведущий; желательно составление пар по принципу «мальчик – девочка»). Получившиеся пары связываются по левой/правой ноге и левой/правой руке.Теперь каждой паре необходимо сделать несложное дело (например, упаковать подарок), можно на время (тогда организуется соревнование между парами).
Обсуждение. Во время обсуждения упражнения нужно обдумать вопрос, какие отношения с любимым человеком являются наиболее комфортными?
Завершение занятия. Ведущий раздает участникам занятия по три кружка разного цвета (красный – занятие очень понравилась; фиолетовый – занятие вызвало интерес; желтый – мне это неинтересно). Квадраты вкладываются в специальную коробку. Ведущий делает объявление о времени и месте проведения следующего занятия.
Занятие 2. Семья и супружество
Цель: представить учащимся общую модель семьи, кратко раскрывая каждый подраздел темы: ответственность в семье, права и обязанности, возрастные кризисы, что способствует взаимопониманию в семье и сохранению отношений.
Материал: ручки, листы бумаги формата А4, бланки для проведения теста «Хороший ли Вы психолог?», мультимедийные средства (компьютер, проектор, экран ), видеопрезентация, раздаточный материал для учащихся в виде схемы.
Ход заняия
Разминка. Ведущий кратко напоминает участникам о том, что говорилось на предыдущем занятии «Влюбленность и любовь» и предлагает ребятам попробовать самим побывать в роли психолога, распознавая поведенческие реакции мужчины и женщины в одних и тех же ситуациях [2]. Проводится тест «Хороший ли я психолог?» и небольшое обсуждение. (Приложение № 2)
Теоретическая часть (текст, презентация). Вступительное слово ведущего:
«С чего начинается семья? В основном – это вступление в брачные отношения.
Брак – это социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, когда общество санкционирует эти отношения (выдается документ - свидетельство о браке).
Семья – это система взаимоотношений:
- между супругами;
- между родителями и детьми.
Комментарии: продолжая путешествие по слайдам презентации в формате темы ведущий знакомит участников с отдельными аспектами семейных отношений ( Приложение № 3).
Параллельно используется доска, на ней ведущий составляет краткую схему. В конце занятия ведущий раздает такую же схему, распечатанную на бумажном носителе, всем участникам занятия. (Приложение № 4)
Заключительная часть. Ведущий отвечает на вопросы участников занятия и зачитывает стихотворение Камела Джебрана (Приложение № 5)
Вопросы к участникам, с просьбой объяснить смысл отдельных строк стихотворения:
- «Любите друг друга, но не превращайте любовь в оковы».
- «Давайте друг другу свой хлеб, но не ешьте от одного каравая»
- «И дуб, и кипарис растут не в тени друг друга».
Завершение занятия. Все участники встают в круг, можно взяться за руки, просто посмотреть друг на друга и сказать: « Спасибо». Если кто – то желает, может высказаться.
Литература
- Грановская Р.М.. «Элементы практической психологии», СПб, «Свет»,1997.
- Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. М.Просвещение, 1991.
- Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб, «Речь», 2006.
- Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи, СПб, Питер, 1999.