Конспект урока по теме "Когда жили динозавры?". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

Образовательные: 

  • познакомить детей с далеким прошлым нашей планеты;
  • дать привычные представления о древних пресмыкающихся – динозаврах, их разнообразии;
  • показать как люди узнают о динозаврах и как это могут узнать дети.

Развивающие:        

  • развивать логическое мышление;
  • развивать воображение, память и речь.

Воспитательные:    

  • воспитание гуманного, социально активного человека, бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человека.

Оборудование:

  • Учебник «Мир вокруг нас». 1 класс А.А. Плешаков.
  • Рабочая тетрадь Мир вокруг нас». 1 класс А.А. Плешаков.
  • Сигнальные карточки, демонстрационный комплекс: медиапроектор, компьютер.
  • Видеозапись с фрагментом фильма «Прогулки с динозаврами».
  • Рисунки птиц, змеи, черепахи, ящериц, динозавров.
  • Выставка книг о динозаврах.

Ход урока

1. Минута вхождения в урок.

На фоне лирической музыки.

Учитель: Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнетесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Дети друг другу: Я желаю тебе добра. Ты желаешь мне добра. Мы желаем друг другу добра. И если будет трудно, я тебе помогу.

2. Учитель: Ребята! Сегодня у нас на уроке необычный гость Динозаврик (ученик в костюме динозаврика).

Динозаврик:  Я ещё маленький читать не умею. Помогите мне больше узнать о родственниках. Я хочу знать, когда жили динозавры.

Учитель: Ребята поможем Динозаврику? О чем мы расскажем маленькому другу, чтобы он больше узнал о динозаврах? (Выслушиваются рассуждения учащихся)

2. Сообщение темы и плана урока.

Таким образом, чтобы больше узнать о динозаврах, мы должны ответить на следующие вопросы:

  • Планета Земля в далеком прошлом.
  • Почему их так назвали?
  • Как они выглядели?
  • Чем питались динозавры и как отличить хищника от травоядного?
  • Как люди узнали о динозаврах?
  • Почему динозавры исчезли?
  • Зачем надо знать то, что было на Земле до нас?

4. Сегодня мы поговорим о далеком прошлом планеты Земля. Давайте ответим на первый вопрос.

В далеком-далеком прошлом (примерно 220 миллионов лет назад) нашу планету покрывали леса из гигантских деревьев, высоких папоротников. На земле стояло вечное лето. Было много рек, озер, болот. Но не было ни  зверей, ни птиц, ни людей. В этом царстве растений жили черепахи, ящерицы, пауки, громадные стрекозы. Но хозяевами Земли  были древние ящеры или динозавры.

5. Просмотр отрывка из фильма «Прогулки с динозаврами».

6. Почему их так назвали?

Название «динозавры» впервые применил в 1840 году английский ученый  Ричард Оуэн. Слово это произошло от греческого  «дейнос», что означало «ужасный, наводящий страх, пугающий» и «саура» – ящерица. Называя так этих животных Р. Оуэн прежде всего имел в виду их огромные размеры. В дальнейшем ученые давали названия динозаврам на латинском языке. Эти названия можно перевести. Как вы думаете почему у них такие названия?

  • Тираннозавр – «ящер – тиран»;
  • Овираптор  –  «похититель яиц»;
  • Брахиозавр – «плечистый ящер»;
  • Трицераптос – «трехрогая морда»;
  • Стегозавр – «крышеящер»;
  • Компсогнат – «изящная челюсть».

Физминутка

7. Как же выглядели динозавры?

Первые динозавры были небольшими, примерно с индюка, могли передвигаться на своих задних ногах. Некоторые виды так и оставались  маленькими, но другие становились тяжелее и длиннее. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 78, опишите их внешность, сравните по размеру. (Выслушиваются ответы детей)

Динозавры рождались из яйца. Самое крупное яйцо динозавра было найдено во Франции. Оно  было величиной с мяча для регби. Заботились ли все динозавры о своих детенышах, точно неизвестно. Однако название травоядного ящера майазавра означает «хорошая мать». Ученые считают, что эти динозавры строили гнезда из песка и грязи, выращивали и кормили детёнышей до тех пор, пока те не становились достаточно большими. (Слайд) (см. Приложение 1)

Тела некоторых динозавров были покрыты  сухой чешуей, как у змеи. По мнению некоторых ученых существовали динозавры, чьи тела были покрыты перьями. Выделяют пять самых «странных» динозавров по их внешнему виду: теринозавр – был похож на птицу переростка, стигомолох – «рогатый демон из рек ада», кернотавр имел причудливые рога, зухомим «подражающий крокодилу», с чрезвычайно длинной , узкой и низкой мордой, питался рыбой, уранозавр – вдоль хребта тянулся парусообразный вырост.  Динозавры населяли моря, сушу, воздух. (Рисунки)

8. Чем питались динозавры? Чем могут питаться животные?

Некоторые динозавры питались травой (травоядные), некоторые мясом (хищники). Хищники охотились на травоядных. На стр.78 учебника слева брахиозавр, был травоядным, имел 25 метров  в длину, 12 метров в высоту и весил около 80 тонн, т.е. больше чем 20 слонов. Почему у травоядных такая длинная шея? (Выслушиваются рассуждения детей) Благодаря ей  они могли дотягиваться до листьев на верхушках деревьев. Например, диплодок смог бы заглянуть  в окно третьего этажа. На стр. 78 справа, тираннозавр, самый свирепый хищник. А внизу на этой странице компсогнат.  Это самые маленькие динозавры. Длина их тела  60–75 см, вес около 3 кг. А   как отличить хищника от травоядного? Работа по рисункам  учебника (стр. 79) Если мелкие, плоские зубы – травоядный, острые – хищник.

9. Работа в группах.

Задание: Собрать из частей рисунок динозавра в целое, попытаться назвать полученного динозавра. 1 группа – стегозавр,  2 – группа трицераптос, 3 группа – компсогнат.

10. Работа по рисунку учебника на стр. 79.

Муравьишка – Вопросик хочет узнать: «Могло ли быть такое на самом деле?»

– Нет, во время динозавров на Земле людей еще не было.

11. Как же тогда люди узнали о динозаврах? (Выслушиваются мнения учащихся)

Об этом рассказали ученые – палеонтологи, которые занимаются изучением мира животных и растений далеких прошлых времен. В земле сохранились останки динозавров: кости, зубы, скелеты. Первооткрывателями были английские ученые Уильям Бакленд и Генри Ментень. Удивительное открытие вдохновило ученых на дальнейшие раскопки. Окаменелые останки динозавров были найдены во многих странах, в том числе Кузбассе, Туркмении, в Амурской области. Останки динозавров выставлены  в зале №5 «Мезозой» Палеонтологического музея в Москве. (Интернет-экскурсия в музей)

12. Почему исчезли динозавры?

Послушайте стихи А. Сметанина и скажите прав ли он?  Ученые до сих пор не знают, почему 65 миллионов лет назад исчезли динозавры: есть не менее 80 предположений (гипотез), но единого мнения так и нет. Непривычные условия жизни, холод, отсутствия питания привели динозавров к болезни и вымиранию.

Физминутка.

13. Рефлексия.

Давайте проверим кто из вас самый внимательный. Если утверждение правильное, сигналите зеленой карточкой, если неправильное – красной.

  • В далеком прошлом на Земле жили динозавры.
  • Все динозавры были огромных размеров.
  • Они рождались из яйца.
  • Хищники охотились на травоядных.
  • Динозавры жили только на суше.
  • Люди охотились на динозавров.
  • Динозавров сейчас нет, они исчезли с лица земли.

14. Творческая работа в тетради.  

Стр. 33. Задание: по точкам нарисовать динозавров.

15. Читаем вывод (стр.79)

16. Подведение итогов.

Динозаврик: Ребята, спасибо вам! Вместе с вами  я очень многое узнал о своих родственниках. 

Учитель: Хотите узнать больше о динозаврах? Очень много нового вы узнаете из интернет-сайтов. Обратите также внимание  на выставку книг. В книгах вы найдете ответы на многие  вопросы.

А зачем нам надо знать то, что было на Земле до нас? (Выслушиваются рассуждения детей) Эти знания для ученых очень важны. Они позволяют понять как развивались растения и животные нашей планеты. Динозавры исчезли не по вине человека. Но жизнь на Земле по-прежнему очень хрупка. Что может сделать каждый из вас, чтобы сохранить все живое на планете? Не ломать, а сажать деревья, не разорять гнезда, а беречь птиц. Экономно и по-хозяйски бережно относиться к окружающему нас миру.