Конспект урока по теме "Путешествие в Африку". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • учиться использовать географические карты для получения информации;
  • сформировать представление о материке Африка на основе получения информации из географических карт (физической, политической, карты природных зон);
  • воспитывать любознательность, стремление находить информацию в справочной литературе;
  • учиться оформлять свою мысль в устной и письменной речи на уровне небольшого текста.

Оборудование: кроссворд; компас; карта полушарий; учебник «Окружающий мир» А.А. Вахрушев ч. 2 (учебник-атлас); карточки для индивидуальных заданий; тест; презентация и видео с использованием материалов с диска «География 6-10 классы»; библиотека электронных наглядных пособий.

Т.к. презентация превышала допустимый объем, то она представлена в формате .pdf. (Номера слайдов соответствуют номерам страниц.)

I. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Кроссворд (слайды 1–8) (см. Приложение 1)

рис.1

По вертикали:

  1. Жители этой страны сверяют время по главным часам страны, которые называются Биг-Бен (Англия).
  2. Страна, где жил чудесный сказочник Шарль Перро (Франция).
  3. Страна, столицей которой является город Берлин (Германия).
  4. Страна, которая называется «страной восходящего солнца» (Япония).
  5. Столица Японии (Токио).
  6. Страна, где изобрели бумагу, шелк, порох, зеркало (Китай).

II. Формулирование темы и целей урока.

– продолжим работу …                     (по карте)

– узнаем, где … и какими …            (находится Африка, морями и океанами омывается)

– познакомимся с …                          (животным и растительным миром; населением и занятием населения Африки)

III. Совместное открытие знаний. Работа в парах.

1. Что такое компас? (слайд 9) (прибор для определения сторон горизонта)

Вспомните, как располагаются стороны горизонта на карте?

2. Работа в парах:

а) В каком полушарии находится Африка? (слайд 10)

Карта полушарий (учебник-атлас ч.2, стр. 96-97)

б) На физической карте Африки (слайд 11) найдите океаны и моря, омывающие Африку  (учебник-атлас ч. 2, стр.100)

в) Найдите крупные реки Африки. Приготовьтесь показать на карте.

г) Обобщение.

Африка находится в восточном полушарии. Это второй по величине материк после Евразии.

Африка – самый жаркий материк, расположенный к югу от Средиземного и Красного морей, к востоку от Атлантического океана и к западу от Индийского океана.

Крупные реки Африки – Нил, Конго,  многоводны реки только в ее экваториальной части, т.к.  здесь выпадает много осадков. 

д) Определите ландшафт (поверхность) Африки.

Большая часть Африки занята высокими равнинами и плоскогорьями, т.е. невысокими горами с плоскими вершинами высотой от 1500 до 2000 метров. Вдоль Атлантического и

Индийского океанов по прибрежной полосе расположены низменности с крутыми уступами.

На севере Африки расположена величайшая в мире пустыня Сахара – это голые скалы и пески (слайд 12).

Африка – это огромный материк со множеством стран, где живут разные народы. Население  распределено неравномерно.

Поселение в пустыне (слайды 13, 14).

е) Предположите, чем занимается население Африки?

Африка богата полезными ископаемыми: алмазы добывают в Южной и Западной части Африки, на юге еще добывают золото, а на западе – железо и алюминий. И, конечно, население Африки занимаются животноводством и растениеводством:

– африканские пастбища  (слайд 15)

– крупный рогатый скот (слайд 16)

– сбор урожая (слайд 17)

– сбор чая  (слайд 18)

– сбор хлопка (слайд 19)

– орошаемые земли (слайд 20)

На орошаемых землях выращивают рис, кукурузу, пшеницу, сахарный тростник, хлопок, разводят крупный рогатый скот, коз, овец и птиц.

уборка урожая (слайд 21)

ж) Назовите животных Африки (Карта природных зон. Животный мир. Учебник-атлас ч.2, стр.108)                                                   

животный мир Африки (слайд 22)

Чтобы сохранить природу и обитающих там животных и птиц, в Африке созданы заповедники. Во влажных тропических лесах обитают семейства горилл – необычайно сильных, но миролюбивых человекообразных обезьян. В саваннах водятся крупно-копытные животные – жирафы, буйволы, антилопы, зебры, носороги, слоны, хищники – львы, гиены, гепарды, шакалы, из птиц – страусы, венценосные журавли. В Африке  множество ящериц и змей, а в африканских реках водятся хищные крокодилы.

з) на карте природных зон определите, какие природные зоны  расположены в Африке (учебник-атлас ч.2, стр.104-105)          

природные зоны Африки (слайд 23)

Африку пересекают Северный и Южный тропики. Летом в экваториальном поясе выпадают обильные осадки, а зимой – сухая жаркая погода, здесь постоянно влажный и жаркий климат.

– растительный мир Африки

влажные экваториальные леса (слайд 24)

Центральная часть покрыта экваториальными лесами. В джунглях растут бамбук и пальмы. Удаляясь на север и на юг, влажные лесные зоны сменяются саванной – обширными степями с высокой травой в несколько метров. И даже в пустыне можно встретить пальмы.

пальмы в пустыне (слайд25)

IV.Физминутка. (слайд 26)

(Движения выполняются на мотив песенки «Если долго-долго-долго… можно в Африку прийти…»)

и) страны Африки

политическая карта Африки (слайд 27)

Найдите  крупные страны Африки, приготовьтесь показать на карте.

V. Самостоятельная работа с учебником по индивидуальным карточкам.

Карточка №1

1) Найти страну на политической карте Африки и по предложенному контуру. (Египет)

2) Закончите предложения, используя карты и учебник.

На севере Африки расположено очень древнее государство______________.Там живут__________. Столица Египта ____________.

На западе граничит с _____________, на юге с _____________.

Берега Египта омывает с севера _________________________ море, с востока _____________________ море.

С юга на север течет река _________________.

VI. Проверка самостоятельной работы.

На севере Африки расположено очень древнее государство Египет. Там живут арабы. Столица Египта – Каир. (слайд 28)

(Каир – самый крупный город Африки)

О древности государства Египет напоминают гигантские сооружения из камня – пирамиды. (слайд 29)

В них египтяне хоронили своих правителей – фараонов.

На западе граничит с Ливией, на юге с Суданом. Берега Египта омывает с севера Средиземное  море, с востока Красное море. С юга на север течет река Нил. (слайд 29)

Река Нил – самая длинная река в мире. Вдоль берегов тянется узкая полоска пахотной земли, появившаяся при помощи орошения земель человеком.

VII. Домашнее задание.

Стр. 64–69, дополнительные сведения об Африке из справочной литературы или энциклопедий.     

VIII. Итог.

1. Тест.

Верные (+) и неверные (-)  высказывания отметить:

□  Африку омывают Индийский и Тихий океаны.

□  Пустыня Сахара расположена в Америке.

□  Столица Египта – Каир.

□  Нил – самая длинная река в мире.

□  Берега Египта омывают Красное и Средиземное моря.

Наверное, вы поняли, что Африка не такая ужасная, как ее описывал К.Чуковский. Даже наоборот, она прекрасна!

2. Посылка из Африки (бананы).