Могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями, которыми он обладает. В процессе изучения информатики надо не только научиться работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего нас мира.
В настоящее время информационные технологии играют огромную роль в образовании подрастающего поколения. Выпускник должен иметь представление о системах отображения информации, применять программные средства.
Новая техника требует новых знаний и умений. В первую очередь это касается учащихся средних образовательных школ и профессионально-технических училищ – ведь от уровня компьютерной грамотности молодого поколения существенно зависит научный и производственный потенциал страны.
Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами, человек приобретает не только новые знания, но и новое видение мира.
Стремительное совершенствование технической базы поднимает проблему взаимоотношения информационных технологий и различных направлений дополнительного образования. Решение этой проблемы состоит в следующем:
- создание программных продуктов и методического обеспечения, предусматривающего применение персонального компьютера в различных сферах дополнительного образования;
- обеспечение множественности новых информационных образовательных технологий, свободы их выбора;
- непрерывность использования различных форм информационных технологий в учебном процессе системы дополнительного образования.
Решение этих задач должно привести к широкому внедрению новых информационных технологий в систему дополнительного образования.
Главное в новых информационных технологиях – это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением. Основные методы работы, её содержание и формы раскрытия содержания – это все составные части информационной технологии с непосредственным использованием педагогических идей.
Разработка программы по курсу «AutoCAD черчение и моделирование» вызвана социальным заказом современного информационного общества, заключающегося в формировании информационной культуры у молодого поколения, вступающего в жизнь, и обусловлена широким внедрением вычислительной техники в образовательные процессы, то есть информатизацией процесса обучения и воспитания, созданием современной информационной образовательной среды.
В мире существует большое количество технических средств, которые позволяют успешно выполнять задачи систем автоматизированного проектирования. Графическая программа AutoCAD позволяет воспроизвести графические изображения, повысить точность и качество выполнения чертежа, недоступные при ручном черчении, экономит время на выполнение чертежно-графических работ. Но использование данной системы невозможно без владения знаниями по информатике и черчению, без умения работать на персональном компьютере.
Программа обучения на курсе «AutoCAD черчение и моделирование» предназначена для освоения возможностей автоматизации процесса разработки проектной и конструкторской документации. Основное назначение системы AutoCAD – создание чертежей для проектов различных предметов. Это могут быть предметы интерьера – столы, стулья, кресла и т.д., или проекты различных механизмов (чертежи самолетов полной сборки, начиная с простейших болтов и гаек), а также разработка электрических схем-макетов.
Группы обучающихся формируются из ребят 8-9, 10-11 классов, проявляющих повышенный интерес к вопросам черчения и моделирования, для повышения своего общеобразовательного уровня.
Методы обучения по программе курса «AutoCAD черчение и моделирование» основаны на активном вовлечении обучающих в учебный процесс с использованием качественных методических материалов.
Программа курса является образовательной, профессионально-ориентированной, адаптированной. Построена программа на основе учебных пособий Боголюбов С.К. Инженерная графика. М., 2000, Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика и черчение. Рабочая тетрадь. М., 2000, Романычева Э.Т., Трошина Т.Ю. AutoCAD 2000. М., 2000, AutoCAD 2008. Основы проектирования 2D и 3D/ Альф Ярвуд; пер. с англ. Виноградовой Ю.А. – М.: НТ Пресс, 2008, Практическое руководство. AutoCAD 2009: быстрый старт/ В.С.Пташинский. – М.: Изд-во Триумф, 2009.
Обучающиеся по программе курса AutoCAD знакомятся с приемами практического вычерчивания и видами чертежей, такими как строительные, машиностроительные и многими другими, узнают о возможностях трехмерной графики в системе AutoCAD на примере твердотельного моделирования объектов.
В дальнейшем программа курса AutoCAD позволит самостоятельно разрабатывать различного вида чертежи и проекты дизайн-макетов.
Каждая из тем программы курса «AutoCAD черчение и моделирование» рассчитана на работу с группой обучающихся из 5 человек (по количеству компьютеров в классе) и предполагает повышенное внимание к творчески одарённым ребятам с последующим вовлечением в научно– исследовательскую деятельность.
Программа курса составлена на 1 год обучения для обучающихся 8-9,10-11 классов и рассчитана на 72 учебных часа в год (2 учебных часа 1 раз в неделю). Программа курса составлена с учётом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей обучающихся и порядка проведения занятий
Используемые программные средства зависят от технической оснащённости класса, изменение программного обеспечения происходит с учётом имеющихся возможностей, учитывая последние достижения развития компьютерной техники и программных средств.
Основная форма занятий – работа с группой обучающихся, проявляющих повышенный интерес к вопросам черчению и моделированию.
В процессе обучения и при оценке знаний обучающихся используются различные формы и методы работы – практические работы, лабораторные работы, конкурсы, выставки, творческие проекты, контрольные работы, тестирование, конференции и пр. Теоретические знания обучающихся оцениваются после изучения каждой темы и в конце учебного года.
Контроль над знаниями, умениями и навыками отслеживается по уровням:
- Высокий уровень – работа выполнена на отлично;
- Средний уровень – работа выполнена на хорошо;
- Низкий уровень – работа выполнена не полностью, удовлетворительно.
В рамках программы курса поводится профориентационная работа, предполагаемым результатом которой станет увеличение численности детей, поступающих в ВУЗы и средние учебные заведения по профилю.
По окончании программы курса выпускники получают сертификат о прослушанной программе и могут успешно пользоваться полученными знаниями.
После изучения предложенного образовательного курса обучающиеся могут овладеть образовательными компетенциями:
знать:
- основные правила и инструкции по охране труда и пожарной безопасности
- при работе с компьютером;
- основные принципы моделирования на плоскости;
- основы трехмерного моделирования и проектирования;
- основные средства для работы с графической информацией;
- порядок использования ГОСТов ЕСКД и правила оформления графической
- (чертежи) и текстовой (спецификации) документации.
уметь:
- выполнять построение геометрических примитивов;
- выполнять установку Локальные и Глобальные привязок;
- производить построение геометрических объектов по сетке;
- выполнять построение трехмерных моделей многогранников;
- выполнять трехмерное моделирование тел вращения.
Цель: формирование у обучающихся как предметной компетентности в области технического проектирования и моделирования с использованием информационных компьютерных технологий, так и ключевых (базовых) компетентностей (информационной, коммуникативной) для личностного развития и профессионального самоопределения.
Основные задачи данного курса.
- Формирование представлений о графических средствах отображения, создания, хранения, передачи и обработки информации.
- Изучение и овладение методами, способами, средствами графического изображения и чтения информации, используемые в различных сферах деятельности человека.
- Развитие пространственного воображения, пространственных представлений, образного, логического, абстрактного мышления учащихся.
- Овладение компьютерными технологиями на основе программы AutoCAD для получения графических изображений.
- Создание интегративных связей в системе «школа-вуз».
Обеспечение необходимое для успешного учебного процесса:
- IBM PC-совместимый компьютер.
- Процессор не ниже Pentium-900.
- Оперативная память не меньше 128 Мб (рекомендуется 256 Мб или больше).
- Места на жёстком диске не менее 200 Мб.
- Операционная система: Windows 2000/XP/Vista/7.
- Программа AutoCAD 2008, AutoCAD2009.
Словарь терминов, учебно-тематический план программы курса, содержание программы курса см. в Приложении 1.
Литературу для педагога см. в Приложении 2.