Элективный курс для учащихся 8–11-х классов

Разделы: Информатика


Могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями, которыми он обладает. В процессе изучения информатики надо не только научиться работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего нас мира.

В настоящее время информационные технологии играют огромную роль в образовании подрастающего поколения. Выпускник должен иметь представление о системах отображения информации, применять программные средства.

Новая техника требует новых знаний и умений. В первую очередь это касается учащихся средних образовательных школ и профессионально-технических училищ – ведь от уровня компьютерной грамотности молодого поколения существенно зависит научный и производственный потенциал страны.

Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами, человек приобретает не только новые знания, но и новое видение мира.

Стремительное совершенствование технической базы поднимает проблему  взаимоотношения информационных технологий и различных направлений дополнительного образования. Решение этой проблемы состоит в следующем:

  • создание программных продуктов и методического обеспечения, предусматривающего применение персонального компьютера в различных сферах дополнительного образования;
  • обеспечение множественности новых информационных образовательных технологий, свободы их выбора;
  • непрерывность использования различных форм информационных технологий в учебном процессе системы дополнительного образования.

Решение этих задач должно привести к широкому внедрению новых информационных технологий в систему дополнительного образования.

Главное в новых информационных технологиях – это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением. Основные методы работы, её содержание и формы раскрытия содержания – это все составные части информационной технологии с непосредственным использованием педагогических идей.

Разработка программы по курсу «AutoCAD черчение и моделирование» вызвана социальным заказом современного информационного общества, заключающегося в формировании информационной культуры у молодого поколения, вступающего в жизнь, и обусловлена широким внедрением вычислительной техники в образовательные процессы, то есть информатизацией процесса обучения и воспитания, созданием современной информационной образовательной среды.

В мире существует большое количество технических средств, которые позволяют успешно выполнять задачи систем автоматизированного проектирования. Графическая программа AutoCAD позволяет воспроизвести графические изображения, повысить точность и качество выполнения чертежа, недоступные при ручном черчении, экономит время на выполнение чертежно-графических работ. Но использование данной системы невозможно без владения знаниями по информатике и черчению, без умения работать на персональном компьютере.

Программа обучения на курсе «AutoCAD черчение и моделирование»  предназначена для освоения возможностей автоматизации процесса разработки проектной и конструкторской документации. Основное назначение системы AutoCAD – создание чертежей для проектов различных предметов. Это могут быть предметы интерьера – столы, стулья, кресла и т.д., или проекты различных механизмов (чертежи самолетов полной сборки, начиная с простейших болтов и гаек), а также разработка электрических схем-макетов.

Группы обучающихся формируются из ребят 8-9, 10-11 классов, проявляющих повышенный интерес к вопросам черчения и моделирования, для повышения своего общеобразовательного уровня.

Методы обучения по программе курса «AutoCAD черчение и моделирование» основаны на активном вовлечении обучающих в учебный процесс с использованием качественных методических материалов.

Программа курса является образовательной, профессионально-ориентированной, адаптированной. Построена программа на основе учебных пособий Боголюбов С.К. Инженерная графика. М., 2000, Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика и черчение. Рабочая тетрадь. М., 2000, Романычева Э.Т., Трошина Т.Ю. AutoCAD 2000. М., 2000, AutoCAD 2008. Основы проектирования 2D и 3D/ Альф Ярвуд; пер. с англ. Виноградовой Ю.А. – М.: НТ Пресс, 2008, Практическое руководство. AutoCAD 2009: быстрый старт/ В.С.Пташинский. – М.: Изд-во Триумф, 2009.

Обучающиеся по программе курса AutoCAD знакомятся с приемами практического вычерчивания и видами чертежей, такими как строительные, машиностроительные и многими другими, узнают  о возможностях трехмерной графики в системе AutoCAD на примере твердотельного моделирования объектов.

В дальнейшем программа курса AutoCAD позволит самостоятельно разрабатывать различного вида чертежи и проекты дизайн-макетов.

Каждая из тем программы курса «AutoCAD черчение и моделирование» рассчитана на работу с группой обучающихся из 5 человек (по количеству компьютеров в классе) и предполагает повышенное внимание к творчески одарённым ребятам с последующим вовлечением в научно– исследовательскую деятельность.

Программа курса составлена  на 1 год обучения  для обучающихся 8-9,10-11 классов и рассчитана на 72 учебных часа в год (2 учебных часа 1 раз в неделю).  Программа курса составлена с учётом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей обучающихся  и порядка проведения занятий

Используемые программные средства зависят от технической оснащённости класса, изменение программного обеспечения  происходит с учётом имеющихся возможностей, учитывая последние достижения развития компьютерной техники и программных средств.

Основная форма занятий – работа с группой обучающихся, проявляющих повышенный интерес к вопросам черчению и моделированию.

В процессе обучения и при оценке знаний обучающихся используются различные формы и методы работы – практические работы, лабораторные работы, конкурсы, выставки, творческие проекты, контрольные работы, тестирование, конференции и пр. Теоретические знания обучающихся оцениваются после изучения каждой темы и в конце учебного года.

Контроль над знаниями, умениями и навыками отслеживается по уровням:

  • Высокий уровень – работа выполнена на отлично;
  • Средний уровень – работа выполнена на хорошо;
  • Низкий уровень – работа выполнена не полностью, удовлетворительно.

В рамках программы курса поводится профориентационная работа, предполагаемым результатом которой станет увеличение численности детей, поступающих в ВУЗы и средние учебные заведения по профилю.

По окончании программы курса  выпускники получают сертификат о прослушанной программе  и могут успешно  пользоваться полученными знаниями.

После изучения предложенного образовательного курса обучающиеся могут овладеть образовательными компетенциями:

знать:

  •      основные правила и инструкции по охране труда и пожарной безопасности
  •      при работе с компьютером;
  •      основные принципы моделирования на плоскости;
  •      основы трехмерного моделирования и проектирования;
  •      основные средства для работы с графической информацией;
  •      порядок использования ГОСТов ЕСКД и правила оформления графической
  •      (чертежи) и текстовой (спецификации) документации.

уметь:

  •      выполнять построение геометрических примитивов;
  •      выполнять установку Локальные и Глобальные привязок;
  •      производить построение геометрических объектов по сетке;
  •      выполнять построение трехмерных моделей многогранников;
  •      выполнять трехмерное моделирование тел вращения.

Цель: формирование у обучающихся как предметной компетентности в области технического проектирования и моделирования с использованием информационных компьютерных технологий, так и ключевых (базовых) компетентностей (информационной, коммуникативной) для личностного развития и профессионального самоопределения.

Основные задачи данного курса.

  • Формирование представлений о графических средствах отображения, создания, хранения, передачи и обработки информации.
  • Изучение и овладение методами, способами, средствами графического изображения и чтения информации, используемые в различных сферах деятельности человека.
  • Развитие пространственного воображения, пространственных представлений, образного, логического, абстрактного мышления учащихся.
  • Овладение компьютерными технологиями на основе программы AutoCAD для получения графических изображений.
  • Создание интегративных связей в системе «школа-вуз».

Обеспечение необходимое для успешного учебного процесса:

  • IBM PC-совместимый компьютер.
  • Процессор не ниже Pentium-900.
  • Оперативная память не меньше 128 Мб (рекомендуется 256 Мб или больше).
  • Места на жёстком диске не менее 200 Мб.
  • Операционная система: Windows 2000/XP/Vista/7.
  • Программа AutoCAD 2008, AutoCAD2009.

Словарь терминов, учебно-тематический план программы курса, содержание программы курса см. в Приложении 1.

Литературу для педагога см. в Приложении 2.