Совершенствование навыков письменного деления. Решение задач. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: комбинированный урок.

Вид контроля: самостоятельная работа.

Цели урока:

  • совершенствовать навыки письменного деления;
  • умение решать задачи.

Задачи урока:

  • развивать логическое мышление, память, внимание, самостоятельность;
  • совершенствовать навыки письменного деления и решения задач;
  • воспитывать интерес к математике.

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке будем совершенствовать свои навыки в решении геометрических задач и письменного деления.

2. Актуализация знаний (слайды).

- Какие из фигур можно назвать линиями?

- Какие линии являются ломаными, а какие кривые?

- Какие кривые замкнутые и незамкнутые?

- Найдите замкнутую фигуру, которая является 4-угольником с прямыми углами.

- Какие свойства прямоугольника вы знаете?

- Вам Маша прислала задание. Если стоит!, что это значит? (Восклицательный знак показывает, что в записи есть ошибки)

- Найдите и исправьте ошибки. (Слайд). Презентация

S=18см

P=24см2

P=a+bx2

S=a+b

- И еще 2 задания: найдите S прямоугольника, у которого P=6 см; длина прямоугольника 5 см, ширина 4 см. Как изменится S, если длину увеличить в 2 раза, а ширину - в 3 раза?

S=18см

P=24см2

P=a+bx2

S=a+b

 

Правильно должно быть так (S=18 см2, P=24 см, P=(a+b)x2, S=aхb)

- Давайте, применим наши знания на практике.

- Посмотрите в окно.

- Какое там время года?

- А что дети любят делать зимой?

- Вот и представьте, что решили устроить им каток, а для этого вам придется решить задачу.

3. Решение задач.

Учебник, стр.7, №246

“Каток имеет форму прямоугольника с периметром 240 м, причём длина катка в 2 раза больше ширины. Найти площадь катка”.

Коллективный разбор:

- Что надо найти?

- Какие величины надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Что известно о длине и ширине?

- Какие данные помогут найти длины сторон прямоугольного катка?

- Формула нахождения периметра прямоугольника.

Решение:

  1. 240:2=120 (м) – длина + ширина.
  2. 120:3=40 (м) – ширина.
  3. 40х2=80 (м) – длина.
  4. 40х80=3200 (м2) – площадь.

Ответ. 3200 м2.

- Вы разбогатели и решили построить еще одну площадку.

- Но теперь, как опытные предприниматели, вы решаете эту задачу самостоятельно, без поддержки партнеров.

- Единственная подсказка: краткую запись сделайте в виде таблицы. (Слабомотивированным детям раздаю краткую запись в виде таблицы с неполными данными, они должны ее доделать прежде, чем приступить к решению)

 

Ширина

Длина

Площадь

I

     
   

одинаковая

 

II

   

36 м2

Учебник, стр. 14, №280

- “Ширина первого участка 4 м, второго – 3 м. Чему равна площадь первого участка, если длина участков одинакова, а площадь второго 36 м2?

Самостоятельное решение.

- Так как вы все-таки пока неопытные дельцы, еще один раз приду вам на помощь (Коллективная проверка на доске решения разными способами записи, ответа).

I способ:

  1. 36:3=12 (м) – длина участков.
  2. 12х4=48 (м2) – площадь первого участка.

II способ:

36:3х4=48 (м2) – площадь первого участка.

Ответ. 48м2

4. Физкультминутка.

- Все деловые люди следят за своим здоровьем, и мы с вами не будем отставать от них, разомнемся.

5. Работа в задачнике на печатной основе.

- Современные бизнесмены и бизнесвумены должны уметь считать.

- Давайте докажем, что мы современные люди.

- Для того, чтобы правильно и быстро считать, надо знать? (Табличное умножение, внетабличное умножение, умение находить первое неполное делимое, количество цифр в частном, остаток)

Слайд:

a x b = . 2 a x b = . 4

64 : 16 = ? 75 : 15 = ? 76 : 19 = ?

2088 : 6 46692 : 3 38220 : 60

53 : 17 = 3(2) 7 : 13 = 0(7) 85 : 16 = 5(5)

- Воспользуемся этими умениями на практике.

Задачник, стр. 72, №130 (комментированное решение).

6. Решение неравенств.

- Не вычисляя значений выражений, поставь знак > или <, чтобы получились верные равенства.

На доске:

5409:9 5409:3

4923:3 1834:7

7840:8 7830:9

Объяснения детей, постановка знака.

- Как бывает у деловых людей: “Дружба – дружбой, а табачок – врозь”.

- Так и мы поработали в коллективе, а теперь каждый за себя.

- Проверьте, правильно ли поставили знаки, выполнив на листочках деление “уголком”.

7. Самостоятельная работа (на листочках).

8. Итог урока:

- Что было трудного на уроке?

- Интересного?

9. Домашнее задание (ТПО №1, № 119).