Тип урока: комбинированный урок.
Вид контроля: самостоятельная работа.
Цели урока:
- совершенствовать навыки письменного деления;
- умение решать задачи.
Задачи урока:
- развивать логическое мышление, память, внимание, самостоятельность;
- совершенствовать навыки письменного деления и решения задач;
- воспитывать интерес к математике.
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня на уроке будем совершенствовать свои навыки в решении геометрических задач и письменного деления.
2. Актуализация знаний (слайды).
- Какие из фигур можно назвать линиями?
- Какие линии являются ломаными, а какие кривые?
- Какие кривые замкнутые и незамкнутые?
- Найдите замкнутую фигуру, которая является 4-угольником с прямыми углами.
- Какие свойства прямоугольника вы знаете?
- Вам Маша прислала задание. Если стоит!, что это значит? (Восклицательный знак показывает, что в записи есть ошибки)
- Найдите и исправьте ошибки. (Слайд). Презентация
S=18см
P=24см2
P=a+bx2
S=a+b
- И еще 2 задания: найдите S прямоугольника, у которого P=6 см; длина прямоугольника 5 см, ширина 4 см. Как изменится S, если длину увеличить в 2 раза, а ширину - в 3 раза?
S=18см
P=24см2
P=a+bx2
S=a+b
Правильно должно быть так (S=18 см2, P=24 см, P=(a+b)x2, S=aхb)
- Давайте, применим наши знания на практике.
- Посмотрите в окно.
- Какое там время года?
- А что дети любят делать зимой?
- Вот и представьте, что решили устроить им каток, а для этого вам придется решить задачу.
3. Решение задач.
Учебник, стр.7, №246
“Каток имеет форму прямоугольника с периметром 240 м, причём длина катка в 2 раза больше ширины. Найти площадь катка”.
Коллективный разбор:
- Что надо найти?
- Какие величины надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
- Что известно о длине и ширине?
- Какие данные помогут найти длины сторон прямоугольного катка?
- Формула нахождения периметра прямоугольника.
Решение:
- 240:2=120 (м) – длина + ширина.
- 120:3=40 (м) – ширина.
- 40х2=80 (м) – длина.
- 40х80=3200 (м2) – площадь.
Ответ. 3200 м2.
- Вы разбогатели и решили построить еще одну площадку.
- Но теперь, как опытные предприниматели, вы решаете эту задачу самостоятельно, без поддержки партнеров.
- Единственная подсказка: краткую запись сделайте в виде таблицы. (Слабомотивированным детям раздаю краткую запись в виде таблицы с неполными данными, они должны ее доделать прежде, чем приступить к решению)
Ширина |
Длина |
Площадь |
|
I |
|||
одинаковая |
|||
II |
36 м2 |
Учебник, стр. 14, №280
- “Ширина первого участка 4 м, второго – 3 м. Чему равна площадь первого участка, если длина участков одинакова, а площадь второго 36 м2?
Самостоятельное решение.
- Так как вы все-таки пока неопытные дельцы, еще один раз приду вам на помощь (Коллективная проверка на доске решения разными способами записи, ответа).
I способ:
- 36:3=12 (м) – длина участков.
- 12х4=48 (м2) – площадь первого участка.
II способ:
36:3х4=48 (м2) – площадь первого участка.
Ответ. 48м2
4. Физкультминутка.
- Все деловые люди следят за своим здоровьем, и мы с вами не будем отставать от них, разомнемся.
5. Работа в задачнике на печатной основе.
- Современные бизнесмены и бизнесвумены должны уметь считать.
- Давайте докажем, что мы современные люди.
- Для того, чтобы правильно и быстро считать, надо знать? (Табличное умножение, внетабличное умножение, умение находить первое неполное делимое, количество цифр в частном, остаток)
Слайд:
a x b = . 2 a x b = . 4
64 : 16 = ? 75 : 15 = ? 76 : 19 = ?
2088 : 6 46692 : 3 38220 : 60
53 : 17 = 3(2) 7 : 13 = 0(7) 85 : 16 = 5(5)
- Воспользуемся этими умениями на практике.
Задачник, стр. 72, №130 (комментированное решение).
6. Решение неравенств.
- Не вычисляя значений выражений, поставь знак > или <, чтобы получились верные равенства.
На доске:
5409:9 5409:3
4923:3 1834:7
7840:8 7830:9
Объяснения детей, постановка знака.
- Как бывает у деловых людей: “Дружба – дружбой, а табачок – врозь”.
- Так и мы поработали в коллективе, а теперь каждый за себя.
- Проверьте, правильно ли поставили знаки, выполнив на листочках деление “уголком”.
7. Самостоятельная работа (на листочках).
8. Итог урока:
- Что было трудного на уроке?
- Интересного?
9. Домашнее задание (ТПО №1, № 119).