Цель:
- формировать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу;
- воспитывать чувство доброты, сопереживания;
Оборудование: песня “Если с другом вышел в путь”, цветики-семицветики для групп, цветок с цитатой о дружбе, индивидуальные цветочки.
Ход урока
I. Организационный момент
С детства мы любим играть и смеяться.
С детства мы учимся добрыми быть.
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить!
II. Сообщение темы.
Звучит песня “Если с другом вышел в путь” (дети подпевают.)
- Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое дружба, умеете ли вы дружить и почему надо беречь дружбу.
III. Речевая разминка
На доске написано предложение:
Друг – это тот, кто …
Ребята по цепочке говорят о том, кто называется друзьями.
IV. Чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой “Синие листья”.
- Как звали девочек?
- У кого было 2 зеленых карандаша?
- Можно ли назвать поступок Кати дружеским? Почему?
- Почему Лена не взяла карандаш?
- Что сказал учитель?
- Хотите ли вы дополнить наше предложение?
V. Беседа.
На доске слова:
Друг Приятель Товарищ
- Ребята, как вы понимаете эти слова? Чем они отличаются?
Учащиеся высказывают свое мнение.
В словаре С.Ожегова это слово объясняется так:
Друг – человек, связанный с кем-то дружбой.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Приятель – близкий и дружески расположенный знакомый.
Товарищ – человек, близкий по взглядам, деятельности, по условиям жизни, дружески расположенный.
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- А у кого из вас есть такие друзья? Расскажите нам о них (по желанию).
VI. Игра “Цветик-семицветик”.
Цель: учить делать правильный нравственный выбор, прислушиваться к мнению товарищей.
Дети делятся на группы по семь человек.
- Вы все, наверное, знакомы с книгой В.Катаева “Цветик-семицветик”.
- О чем эта книга? (Учитель показывает книгу.)
(О том, что Жене достался удивительный цветок, стоило только оторвать лепесток и произнести волшебные слова, как желание исполнялось.)
- Женя быстро распорядилась своим цветиком-семицветиком. Шесть лепестков она потратила, не долго думая и не сомневаясь. А когда последний – голубенький – остался, она, наконец, задумалась.
- Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило “мишек”. Нет, лучше два кило “прозрачных”. Или нет…Лучше сделаю так: велю полкило “мишек”, полкило “прозрачных”, сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика.
А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем, и ничего не останется. Нет, велю я себе трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а что потом? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят!
Нет. Лучше я велю себе билет в кино или, в цирк. Там все-таки весело.
А может быть велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах?
Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучшего. Главное, не торопиться.
У каждой группы есть такой цветок. Представьте, что каждому из вас сейчас придется сорвать последний лепесток. Обсудите и запишите каждый на своем лепестке только одно желание.
Ребята выполняют работу в группах, кому трудно “сильные” помогают.
- Какое желание загадала Женя?
- В конце концов, Женя встретила больного мальчика Витю, который не мог бегать, у него были больные ноги. И она выбрала друга – возможность ему помочь.
- А теперь узнаем, что выбрали вы.
Оторвите каждый свой лепесток, давайте все вместе произнесем волшебные слова, и покружимся вместе с лепестками.
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы … Дети по очереди читают свои желания. Учитель проходит и собирает лепестки в две коробочки - красную (желания для себя) и желтую (для других).
Учитель для себя определяет уровень нравственности детей.
Выясняется, какие желания понравились всем детям и почему. Поощряются желания связанные со стремлением позаботиться о товарищах, родителях, старых людях, больных, тех, кто слабее.
Учитель заверяет детей, что искреннее желание обязательно сбудется.
VII. Работа с половицами в учебнике на с.50.
Каждая группа выбирает одну пословицу и объясняет ее смысл.
- А какие вы знаете половицы о дружбе? Назовите.
VIII. Итог.
- Что такое дружба?
Давайте сделаем “Поляну Дружбы”. У вас на партах лежат цветочки, напишите на них то, что, по-вашему мнению, связано со словом – дружба.
Затем на стене класса оформляется “Поляна Дружбы”, учитель заранее подготовил свой цветок с цитатой:
“В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света” Цицерон.
“Друг – это человек, с которым я мог быть искренним. В его присутствии я могу думать вслух” Р.Эмерсон.
- Хотели бы вы жить в мире, где все люди дружат друг с другом?
- Как вы думаете, наступит такое время?
Нарисуйте этот мир. (Дети дома выполняют)