Ведущий 1. Ребята, сегодня в нашей школе праздник “День птиц”. И мы с вами перенесёмся в сказочную страну птиц “Орнитопланию”.
Ведущий 2. Цель нашего путешествия: Формирование экологического мышления учащихся; Привлечение учащихся и взрослых к зимней орнитофауне; Повышение уровня экологической культуры. <Приложение 1. Приложения>
Ведущий 1. И так мы в стране птиц. Ребята к нам летят птицы. Их много. Это дятел, синички, воробышки, сорока, сойка и другие.
Птицы наши друзья. Они защитники полей, садов и огородов. Особенно много вредных насекомых в период вскармливания птенцов. Сейчас их что-то тревожит. Ребята, давайте послушаем наших птиц. <Приложение 1>
Птица 1:
Снег валит.
Белым бело,
Все тропинки замело.
Птица 2:
Птицам холодно в лесу,
Видим рыжую лису,
Как она в шубейке тёплой.
Выглядит всегда довольной.
Птица 3:
Ей завидуем мы птицы,
Холода она ведь не боится.
А нам бедняжкам выживать,
Возможно, даже голодать придётся.
Ведущий 1. Желающих помочь птицам много. Так ведь, ребята? Кто-то крадётся к нам на сцену? <Приложение 2>
Водяной:
Я - красавец водяной.
Я - в болото кто со мной?
Буду вас кормить сполна.
И не страшны вам холода.
Вы подумайте друзья,
Без воды ведь жить нельзя.
Ваш ответ я подожду,
А пока я ухожу.
Ведущий 2: Вот хитрюжка водяной! “Я в болото, кто со мной”? Лягушками кормить всех станет, наверняка он птиц обманет.
Ведущий 1. Кто за кормушкой крадётся? Всё смеётся и смеётся. Рада видеть вас она - хвосторыжая лиса.
Лиса:
Я из леса прибежала,
Долго, долго я бежала,
Свой я мех всё гладила,
Кушала оладьи я,
Ко мне вы в нору прилетайте.
Меня лису не забывайте.
Для вас я тесто заведу
Так прилетайте в гости -
Всех вас жду!
Ведущий 2: Лиса тихонько убежала, Что даже птиц не распугала. Но хитрость поняли они. <Приложение 2>
Ведущий 1. А это кто ещё к нам пожаловал?
Баба-Яга:
А я кто?
Я - бабушка Яга.
Я стройна и молода,
Ловко я метлой верчу.
Хотите - так же научу.
Печь свою я истоплю. (В уксусе их замочу)
Ой, я лучше помолчу!
На метле я улечу,
Следы метлою заметая.
Ведущий 2:
Тут вмешался серый ёж.
Ёж:
Ах ты, бабушка Яга, старая ты кочерга. Зачем же ты народ пугаешь, Что будет от меня, сейчас узнаешь. Я птицам всё скажу, Да всю правду доложу. Ягусю - бабушку не слушайте. Ко мне лесному ёжику прислушайтесь. Новости я вам принёс, не страшен будет вам мороз. Кормушек в школе целый воз. Ребята будут вас кормить, крошки хлеба приносить. Сало, семечек, зерна - будет вам всего сполна. А значит, не страшна зима!
Птица 1: Спасибо вам ребята всем, Что не даёте нам погибнуть!
Птица 2: А мы отчаялись совсем. К хорошим новостям, никак не можем мы привыкнуть!
Птица 3: А весной и летом, деревья, да что там, все растения. Мы птицы вам спасём. Для нас и вас природа отчий дом!
Птица 4: Природа чувствует и понимает, и платит за добро добром.
Птица 5: Обращаюсь птицы к вам, нам бураны не страшны. Не страшны и холода,
на кормушки прилетайте, все пожалуйте сюда! <Приложение 3>
Птица 6:
Корм для нас всегда найдётся!
Хором:
Голодать нам не придётся!
Ведущий 1. Внимание эрудиты, ваша задача правильно ответить на вопросы викторины. “Викторина для зрителей”. [1] <Приложение 4>
- Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи.)
- Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (В дуплах.)
- Из чего делают гнезда наши ласточки? (Из грязи и слюны.)
- Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка.)
- У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов.)
- Какая самая большая птица в мире? (Африканский страус.)
- Назовите самых маленьких птичек в мире. (Колибри.)
- Какая птица выдалбливает клювом дупло в дереве для своего гнезда? (Дятел.)
- Вьют ли наши перелетные птицы гнезда на юге? (Нет.)
- У какой птицы всего два пальца на ногах? (У африканского страуса.)
- Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)
- У каких птиц поют самки и самцы? (У снегирей.)
Ведущий 2. А я предлагаю, вам отгадать несколько загадок: [3]
- Кто два раза родится? (Птица.)
- Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо птицы.)
- По лесу летало, в воду упало - не булькнуло. (Перо птицы.)
- Стоит дом на палке, хозяин на крылечке сидит. (Скворец и скворечник.)
- Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел.)
- Мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки подбирает, по полям ночует, коноплю ворует. (Воробей.)
- Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач.)
- Белеe снега, чернее сажи, выше дома, ниже травы. (Сорока.)
- Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин.)
- В воде купался, а сух остался. (Гусь.)
- В пестром наряде ходит, как на параде, часов не имеет, а время разумеет. (Петух.)
Ведущий 1: Ребята, каково будущее птичьего населения планеты в связи с антропогенным воздействием? Слово предоставляется нашим ребятам из рубрики “Полезные советы”. [2] <Приложение 5>
- В садах, парках, на отдельных деревьях, в селениях гвозди в деревья вбивать нельзя.
- Гнездовье, кормушку нужно прикреплять на крючке, на петле или в развилке ветвей. Подвешивая гнездовье на крючке, лучше вешать его у самого ствола. При таком способе подвешивания можно и не взбираться на деревья, а развешивать гнездовья и кормушки прямо с земли при помощи длинного шеста с гвоздем на конце (вдвоем, одному тяжело); при помощи шеста их можно снимать для чистки.
Развешивая гнездовья и кормушки в населенных местах, нужно следить за тем, чтобы, они не оказались доступными для кошек.
Ведущий 2: Ребята, а сейчас подведем итоги конкурсов: <Приложение 5>
Победителем конкурса “ Лучшая кормушка для птиц!” стал ученик 7 “В” класса Жидкоблинов Анатолий; В конкурсе лучшая стен газета “О птицах!” победила Лысенко Ирина ученица 6 “Б”; Лучший кроссворд “ Наши птицы” ученицы 7 “А” Чекмазовой Сабины.
Ведущий 1: Знаете ли вы малыши о том, что пернатые друзья нуждаются в помощи?
Для многих зимующих птиц зима – голодное время. Многие мелкие птицы сильно страдают от зимней бескормицы и не редко гибнут от голода. Сберечь защитников наших лесов и садов - важная задача. И мы, школьники, должны позаботиться о подкармливании мелких зимующих птиц, в первую очередь таких полезных, как синицы.
Ведущий 2: Послушайте полезную информацию о
кормах, для зимней подкормки птиц:
Ведущий 1: Ребята, наш праздник “День птиц!” подходит к концу. Сказочное путешествие по стране “Орнитоплания” закончилось. <Приложение 6>
Ведущий 2: Мы надеемся, что вы узнали много нового и интересного о пернатых друзьях. Благодарим всех за участие. До новых встреч друзья!
Вместе: До свидания. Спасибо за внимание!
Список литературы:
1. Занимательные материалы и факты по биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/ авт. – сост. М. М. Боднарук, Н. В. Ковылина. – Волгоград: учитель, 2007.
2. Очерки живой природы. Л.Л. Семаго. - Издательство Воронежского университета. - Воронеж, 1972.
3. Загадки. Пословицы. Поговорки. Составители К. и Д. Солертовские – М.: ООО “Гамма – С. А.”, ООО “Гамма Пресс-2000”, 2000.
4. Охрана и привлечение птиц в леса, сады и парки: Методическое пособие / О. Г. Киселёв. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004.