Слагаемые. Сумма. 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Я учитель начальных классов, Рыбалка Алла Валерьевна,  с 19-летним стажем. Работаю по традиционной программе обучения «Школа России» и уверена, что эта программа соответствует требованиям современного общества по формированию многосторонне развитой личности.

В рамках компетентностного подхода способствую становлению у учащихся следующих компетенций: ценностно-смысловых (формирую у учащихся внутреннюю мотивацию приобретения знаний для дальнейшего образования), общекультурных (формирую представления о необходимости соблюдать в мире людей общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы), учебно-познавательных (учу самостоятельно планировать свою деятельность; развиваем способность к самореализации, к самообразованию), информационных (учу при помощи телевизора, компьютера, принтера, модема и информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию), коммуникативных (формируем умение жить и работать в коллективе).

Применяя на уроках позиции партнера, эксперта, организатора самостоятельной деятельности учу  детей работать в группе, вести исследовательскую работу, организовывать учебные дискуссии точно формулировать мысли по теме; исследовать различные варианты решения задач, выбирать наилучшие, принимая во внимание различные критерии; выбору основного содержания прочитанного или услышанного; работать в сотрудничестве при выполнении общего задания.

Цели:

  • Разъяснить смысл действий сложения и познакомить младших школьников с той терминологией, которая употребляется в математике при сложении: выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, использование этих терминов при чтении записей.
  • Продолжать работу по формированию умения решать задачи.
  • Развивать логическое мышление учащихся.
  • Упражняться в решении примеров.
  • Развиватьумение рассуждать, анализировать, делать выводы.

Оборудование:

  • учебник «Математика», 1 кл. М.И.Моро;
  • проектор, экран;
  • рабочие тетради

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Сегодня на уроке у нас гости. Это воспитатели детских садов, в которые вы ходили. Повернитесь к ним. Поздоровайтесь. А теперь тихонечко садитесь на свои места.
Сегодня у нас урок математики.

– Ребята, все вы, наверное, знаете замечательное произведение Корнея Ивановича Чуковского «Доктор Айболит». Это сказочный доктор, который лечит зверей.
Сегодня мы побываем у него в гостях. Но так как это сказка, в ней могут быть самые удивительные и непредвидимые ситуации. Чтобы выйти победителями из таких ситуаций, нам потребуются ваши знания и умения, которые вы приобрели в школе. Вы должны показать, как вы можете решать задачи, примеры, знаете состав числа. Для этого нужны ваша дружба и внимательность.

Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И вы, ребята, тоже.
Всех излечит,  исцелит
Добрый доктор Айболит.

Слайд 1.

II. Устный счёт

– Доктор Айболит очень любит считать и зверей, и лекарства. А вы, любите?

Задание 1.

Посчитайте от 0 до 10, обратный счёт.

– Молодцы! А теперь, помогите доктору найти закономерность.

Задание 2.

9, 7, …, …, … .
2, 4, …, …, … .

Слайд 2.

Задание 3.

– Скажите, где здесь натуральный ряд чисел? Как  расположены?  Какое число не входит в натуральный ряд чисел?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.

Слайд 3.

Задание 4.

– Больных у доктора всегда много. А как вы думаете, попадут ли они на приём, если будут стоять в таком порядке?

1, 2, 4, 3, 5, 6, 8, 7, 9, 10.

Поставьте в правильном порядке.

Слайд 4.

Задание 5.

– Назовите соседей числа 4? 7?
– Какое число при счёте называют после числа 7? Перед числом 10?
– Какое число стоит между числами  7 и 9? 5 и 7?
– Какое число больше на 1, чем 6?
– Увеличь число 9 на 1.
– Увеличь число 5 на 1, и ещё на 1.
– Уменьшите 9 на 2.

Задание 6.

Доктору поможем
Окошко закрыть,
Чтоб дождик косой
Его не смог намочить.

+ 3 = 9                         2 + = 5                    + 3 = 7

Слайд 5.

Задание 7.

– Доктору Айболиту позвонил крокодил. У него заболели детки.
«Приезжайте в Африку скорей и вылечите наших деток».
– Ладно, ладно, побегу
Вашим деткам помогу.
– Ребята отправитесь со мной в путь? А не боитесь опасностей? Тогда вас  ждёт новое задание.

Сравните.

4 * 6                      9 * 5                              6 * 6

Слайд 6.

– Доктор Айболит вами доволен.

Тема урока.
Чистописание.

Слайды 7 и 8.

Во сколько же часов должен прибыть Доктор Айболит  к крокодильчикам?
– Сегодня на уроке мы будем выписывать цифру 2.

III. Работа по теме

– Прилетели  в Африку, а теперь перед нами новое задание.    Слайд 9.
– Айболит приготовил 3 красных коробки и 2 синих. Сколько всего коробок приготовил Айболит?
– Как получили? Составьте запись.   (3 + 2 = 5)
– Какое действие выполняли?
В результате сложения получили сумму. Сумма сложения равна 5.
– Какие два числа прибавляли? Они тоже имеют свои имена. Числа, которые складывали, называются СЛАГАЕМЫЕ.
– Назовите I слагаемое? II слагаемое? Сумму? Этот пример можно читать по-разному. Прочитайте.

IV. Работа по учебнику стр. 78.

– Рассмотрите рисунок вверху. Сколько красных квадратов? Синих? Сколько всего? Как получили? Прочитайте, как называются числа при сложении.
№ 1, стр.78 – устно

V.Физминутка

VI. Повторение и закрепление изученного материала

– Дорога была не долгой, а на пути ещё одно задание.

1. Решение задачи № 4, стр. 79.

– О чём прочитали?
– Что обозначают зелёные квадратики? А жёлтые? Что нужно узнать?

Запись в тетради  Слайд 10.

2. Самостоятельная работа Слайд 11.

– Приехали к крокодильчикам. Да у них ангина! Мы поможем больным, если решим примеры.

Решение примеров.

2 + 2 =
0 + 2 =
10 –  = 8
–  2 = 6
4 + 2 =
6 – 2 =
9 – 2 =
7 – 2 =

3. Задание на смекалку

– Кто у нас самый смекалистый. Слайд 12.

VII. Итог урока

Вот и вылечили их.
Вот и вылечили больных.

– Звери благодарят вас и посылают вам вот эти фрукты. (Вырезанные фрукты)

– Что интересного узнали на уроке?
– Назовите компоненты сложения.

Список использованной литературы:

1. Книга для учителя «Я иду на урок в начальную школу», 2000 г.
2. Учебник «Математика», М.И.Моро., 2010 г.