Цели урока:
- Формировать умения вести счёт в прямом и обратном направлении.
- Формировать устные вычислительные навыки.
- Закрепить знание соответствующих случаев состава чисел.
- Формировать умение решать и составлять задачи по рисунку и схеме.
- Учить применять приём перестановки слагаемых при сложении.
- Учить использовать математические термины.
- Развивать мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения.
- Развивать познавательный интерес к математике.
- Развивать память, внимание, воображение, устную речь.
- Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение доводить до конца начатую работу.
- Воспитывать аккуратность при письме, оказывать помощь друг другу.
План урока
- Организационный момент
- Объявление темы урока и постановка учебной задачи
- Подготовка к решению задач на основе устного
счёта
- Счёт «цепочкой»
- Фронтальная работа. Игра «считай – и отвечай»
- Решение задач в стихах
- Индивидуальная работа. Решение цепочки примеров «гусеница» по трём уровням
- Составление и решение задач
- Решение задачи на нахождение отрезка и прямых линий
- Составление задач по рисунку с опорой на схему
- Задача на определение количества геометрических фигур
- Решение задачи по учебнику
- Закрепление. Работа в парах.
- Решение примеров с умение применять приём перестановки слагаемых
- Самостоятельная работа
- Умение решать равенства и неравенства
- Подведение итогов урока
- Рефлексия
Способы реализации поставленных целей.
- Диалог с использованием ИКТ.
- Групповая и индивидуальная работа ребят.
- Работа со схемами.
- Работа с дидактическими материалами.
- Самостоятельная работа.
Оборудование урока:
- учебник, тетрадь;
- сигнальные карточки;
- веер цифр;
- схемы задач;
- карточки с заданиями трёх уровней;
- мультимедийный проект.
ХОД УРОКА
Слайд 1
1. Организация класса
1.1. Объявление темы урока. Постановка учебной задачи
– Сегодня на уроке мы совершим путешествие по станциям, где живут сказочные герои. –Хотите вы узнать их имена? Чтобы узнать их имена, вы будете выполнять их задания: составлять и решать задачи, равенства и неравенства, закреплять знание о составе чисел. И за каждое правильно выполненное задание я буду открывать карточки, где зашифрованы имена сказочных героев. Итак, наш паровозик готов! (ЩМ). Садимся поудобнее, и отправляемся в путь. (ЩМ)
1.2. Слайд 2 Станция «Числовая» (открываю 3 карточки)
– Впереди станция «Числовая» (2 ЩМ) На этой станции живут числа. Числа любят порядок. И ваше первое задание – это …
2. Устный счёт
2.1 – И пока мы будем считать, 2 человека
у доски будут проверять свои знания, заполняя
таблицу, на состав числа.
– И так, считаем «цепочкой» от 10 до 20.
– Какой это был счёт? (Прямой)
– Как получали следующее число? (Увеличивали
на 1)
– От 20 до 10 – Какой это был счёт? (Обратный)
– Как получали предыдущее число? (Уменьшали
число на 1)
– Считаем хором до ста. Я начинаю, а вы
продолжайте. 10, 20, 30, ….
– Как считали? (Десятками)
– Считать от 80, до 10 Я начинаю, а вы
продолжаете. 80, 70, 60, ….
– Кто может, продолжает мой счёт 5, 10, 15…50
– Как считали?
– Проверяем, кто работал у доски. Приготовили
сигнальные карточки.
– Проверьте, вы согласны, как заполнил(а)
таблицу?
– И так, вы хорошо справились с первым заданием –
(ЩМ). (Открываю карточку. «Бу-ра-ти-но»)
2.2. Подготовьте математические вееры.
Игра «Считаю и отвечаю»
– Увеличить 6 на 2? Как получили ответ?
– На сколько 5 больше, чем 3?
– Уменьшить 8 на 3?
– Найти сумму чисел 5 и 4?
– Сколько будет 8 без 2?
– 10 – это 7 и ?
– 1-е слагаемое 5, 2-е слагаемое 3, найти сумму?
– Хорошо работали с математическим веером,
открываю вторую карточку. («Бу-ра-ти-но») (ЩМ)
2.3. Решаем задачи в стихах. Напоминаю, что задачу читаю один раз.
а) Как-то четверо ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят.
Сколько в снег свалились? (2)
– Как получили ответ? (4 – 2 = 2)
Ответ учитель записывает на доске.
б) Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает.
Сколько их теперь играет? (4)
– Каким действием получили ответ? (Вычитанием)
в) Два кубика у Миши,
Четыре у Наташи.
Вы кубики все эти
Скорей считайте, дети. (6)
– Как получили ответ? (2 + 4 = 6)
– Как прибавляли?
г) Три яблока было у Коли,
Пять дали товарищи в школе.
Яблок сколько всего
Стало друзья у него? (8)
– Как получили ответ? Как прибавляли? (3 + 5 = 8) Меняли слагаемые местами? Почему?
д) Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами? (5)
3.
– Молодцы! Открываю следующую карточку
(«Бу-ра-ти-но»). (ЩМ)
– Выполняем следующее задание. Достаньте из
конверта карточку №1 . Прочитаем хором
задание. (ЩМ)
– Выберите любую «гусеницу» и придите к её
хвосту без ошибок.
– Проверяем. Слайд 3
– Кто выполнял «гусеницу» в треугольнике?
Поднимите руки. – Какой получили ответ? Согласны?
(поднимают сигнальную карточку)
В четырёхугольнике? В круге?
Слайд 4 (Со станции «Числовая» и
открывается последняя карточка)
(ЩМ) («Бу-ра-ти-но») – Расшифруйте имя героя.
(ЩМ) Слайд 5 (картинка с
Буратино)
Физминутка (провести после решения задач)
(ЩМ) Слайд 6 Ну, что – едем дальше? (3
ЩМ)
– Прибыли мы на станцию «Задачка». Слайд 7
(три карточки закрыты)
– На этой станции живёт серьёзный человек,
который решает серьёзные задачи. И если вы быстро
поможете Буратино решить задачи, то сможете
расшифровать его имя.
– Буратино просит вас открыть тетрадь.
4. Работа в тетрадях
– Откройте рабочую тетрадь. Найдите точку и
запишите сегодняшнее число
(ЩМ) Слайд 8 (Какие линии ты видишь?)
– Ребята, помогите Буратино разобраться с
этими линиями.
– Назовите, какие линии вы видите? Выполним это
задание по вариантам.
– На следующей точке, слева,
В-1 – выпишет номера отрезков. Пишите номера в
каждой клеточке.
В-2 – выпишет номера прямых линий.
– Проверяем.
– Прочитайте, какие номера выписали? (В-1: 1, 3, 5;
В-2: 2, 4, 6)
– Как называются те линии, номера которых вы не
выписали?
(ЩМ) Слайд 9
– Кто может прочитать это число 135, (ЩМ) 246 –
отсчитайте три клеточки вправо и представьте эти
числа по-разному, т.е. меняя их местами.
(2 ЩМ) Сдайд 10 (Открываю карточку
(«Маль-ви-на»)
– Дальше, отсчитайте 2 клеточки вниз и 10 клеточек
вправо и запишите слово ЗАДАЧА.
5. Работа по теме урока. Составление и решение задач
– Посмотрите на рисунок, который нарисовал
Буратино.
(ЩМ) Слайд 11 (красные и желтые, большие и
маленькие круги)
– Что вы видите на рисунке? (Круги)
– Какие они?
– Сосчитайте сколько всего кругов? Сколько
больших? Значит 10 – это 2 и 8, 3 и 7. Кто продолжит
дальше?...
– Вам нужно составить по рисунку разные задачи.
Представьте. Что вам нужно сделать аппликацию из
кругов. Какие действия вы можете выполнять? (Вырезать,
наклеивать, рисовать, раскрашивать) Значит, в
условии задачи вы употребите эти слова.
– Ваша задача будет о чём? (О кругах)
– А чтобы у нас получились действительно разные
задачи, нам помогут схемы к задачам.
Схемы перед вами на большом листе. Посмотрите на
схемы.
1-я колонка составляет задачу по схеме № 1 или 2
2-я колонка составляет задачу по схеме № 4
3-я колонка составляет задачу по схеме № 3
– У нас осталась ещё одна схема № 5. И к этой
схеме составлять задачу будут …вызываю 4 ребят,
которые будут работать в группе у доски.
–. Схему в тетрадь не пишите т.к. она перед
вами. Записывайте решение и ответ. Работаем. –
Кто готов поднимаем карточку.
(ЩМ) – Проверяем по колонкам. Слайд 12
(схемы задач)
Слушаем все. Кто согласен (не согласен), поднимает
сигнальную карточку.
1-я – рисовала № 1
2-я – вырезала 7 + 3 = всего10 № 4
3-я – раскрасила Группа – наклеила. № 3
– Чем отличались ваши задачи? Проверяем работу
ребят у доски.
– Давайте, сравним, чем отличается их задача,
от ваших задач? (В их задаче два вопроса и
решается она в два действия)
– С задачами справились. (2 ЩМ) (открываю
следующую карточку («Маль-ви-на»)
Слайд 13 Станция «Задачка» (открываю карточку 1)
– Подумайте, какую аппликацию-предмет можно
сделать из кругов? На что похоже эти круги? (Солнце,
Колобок, медведь, снеговик, апельсин и т д.)
(ЩМ) Слайд 14
(ЩМ) Слайд 15 (котёнок и поросёнок)
– Посмотрите, и назовите, из каких
геометрических фигур состоит поросёнок и
котёнок?
– Посчитайте, сколько геометрических фигур в
поросёнке? В Котёнке?
– Что можно сказать? Где больше?
– Чем отличаются? Слайд 16 Станция «Задачка»
открываю карточку 3. («Маль-ви-на»)
Провести физминутку
(ЩМ) – Расшифруйте имя серьёзного человека.
(ЩМ) Слайд 17. Рисунок Мальвины.
– Мальвина любит решать задачи и хочет, чтобы вы решили задачу из учебника.
6. Работа по учебнику
– Откройте учебник на странице 22 читаем задачу
под № 10 2 раза.
– Отсчитайте от слова «ответ» две клеточки вниз
и 10 клеточек вправо, запишите слово
Задача
– Читает задачу учитель или ученик.
Анализ задачи
– О чём эта задача? Что делали с велосипедами?
– Сколько дней продавали велосипеды?
– Сколько велосипедов продали в 1-й день? Во 2-й
день?
– Что это значит на 2 больше? (3 да ещё 2)
– Что надо узнать?
(ЩМ) – Посмотрите, какая схема подходит к задаче? Слайд
18
Можете смотреть на экран или же на листочки. –
Как догадались?
– Можем узнать, сколько велосипедов продали
во второй день?
– Каким действием? Почему сложением?
– Зная, сколько велосипедов продали в 1день и 2
день. – Мы можем узнать, сколько всего продали
велосипедов?
– Во сколько действий задача?
– Поставьте учебник на подставку и запишите
решение и ответ задачи самостоятельно. (Один
человек у доски) Проверяем. Согласны с тем,
как решена задача на доске?
– Молодцы! Вы успешно справились с задачей.
Давайте поспешим на следующую станцию.
(3 ЩМ) Слайд 19
Слайд 20 Станция «ЯАНЬЛЕТЯОТСОМАС»
– Кто догадался, как называется станция?
(2 ЩМ) Слайд 21
– А кто хозяин этой станции вы узнаете, когда
выполните работу в парах по карточке № 2.
7. Закрепление
– Возьмитесь за руки и покажите свою пару. Послушайте задание карточки №2.
1 + 8 = 2 + 6 =
4 + 4 = 1 + 9 =
2 + 4 = 4 + 2 =
3 + 5 = 3 + 4 =
5 + 5 = 2 + 2 =
– Рассмотрите выражение, найдите и покажите друг другу, где слагаемые можно поменять местами. Возьмите карандаш и подчеркните их. Договоритесь, кто будет подчеркивать. Решите, объясняя друг другу решение спокойно и вежливо. (В тетрадь не выписывать, ответы записать в карточке.)
(ЩМ) Проверяем. Слайд 22
– Посмотрите, те ли выражения вы подчеркнули?
Прочитайте их ответы.
– Карточки положите в тетрадь и закройте их. Как
вы нашли значения этих выражений я проверю, когда
буду проверять ваши тетради.
(ЩМ) Слайд 23 станции «Самостоятельная»
– Расшифруйте имя героя, который живёт на
станции «Самостоятельная» (Чиполлино)
(ЩМ) Слайд 24 – рисунок Чиполлино.
Физминутка «Мальвина»
Любопытная Мальвина, смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперёд, здесь немножко отдохнёт
Возвращается обратно, расслабление приятно.
А мальвина смотрит вверх, выше всех и дальше всех.
Возвращается обратно, расслабление приятно.
А Мальвина смотрит вниз, мышцы шеи напряглись
Возвращается обратно, расслабление приятно.
Выполним задание, которое приготовил для нас
Чиполлино.
– Положите перед собой учебник и откройте
страницу 21, Посмотрите № 7.
– Найдите выражения с ответом 9 и прочитайте их
по-разному.
– Возьмите карточку №3 выберите любое задание и
выполните его.
(ЩМ) Слайд 25
– Положите карточки в тетрадь, и закройте
тетради.
– Кто знает, из какой сказки вы встречали героев?
«Золотой ключик или Приключения Буратино»
которую написал Алексей Толстой и
«Приключение Чиполлино» – автор Джанни
Родари.
8. Итог урока
– Продолжите мои предложения.
– У меня хорошо получается…
– Мне нравиться …
– Мне понравилось на уроке …
– Мне надо поработать над …
– Кто считает, что работал на уроке быстро. Ни
разу не ошибся, писал аккуратно – встаньте,
пожалуйста, вы на полях в тетради нарисуйте
«золотую медаль».
(ЩМ) Слайд 26
– Кто может похвалить себя за мудрость,
ответственность и решительность тот может себе
нарисовать «сердечко». (ЩМ)
– Кто на уроке был старательным, вежливым, но
нуждался в помощи, тот нарисует
«звёздочку» умниц. (ЩМ)
Слайд 27
– Спасибо. Я вас всех хвалю, за работу на
уроке. Передайте своим родителям, что сегодня вы
все – МОЛОДЦЫ!