Цели:
- развивать представления учащихся о разнообразии жизненных явлений и богатстве языка;
- расширять представление о словах с переносным значением;
- развивать речевое чутье, эстетическое отношение к слову при работе со словами – терминами;
- развивать представление о профессиональных словах-терминах;
- воспитывать любовь к природе и родному языку.
Виды работы:
- чтение;
- беседа по вопросам;
- работа с заглавием;
- речевая работа: выделение в тексте слов – терминов (“охотничьи слова”).
Оборудование: магнитофон, карточки, маски, рисунки, папка красного цвета, веер.
План:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Пересказ отрывка о том, как лиса плясала.
- Как Николаю Сладкову удалось разгадать тайну лисьей пляски?
III. Работа по теме урока.
- Сегодня будем продолжать узнавать новое о природе.
Николай Сладков писал:
Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить – надо узнать. Н.Сладков. (Слова записаны на доске)
Читаем хором. Запоминаем наизусть.
- Посмотрите на небольшую иллюстрацию, которая находится на странице 118 около названия рассказа Ю.И.Коваля “Веер”. Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?
- Сегодня мы с вами совершим заочную экскурсию в осенний лес, узнаем о жизни животных в осеннем лесу и об охотничьих словах.
Представьте себе, что мы идем по лесной тропинке, молчим, смотрим по сторонам и слушаем. На фоне музыки В.Зинчука “Одинокий в ночи” читаю строки из стихов С.Есенина.
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг её подков.Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
- Прочитайте текст, проведите “диалог с автором” и проверьте правильность своих первоначальных предположений о том, что этот рассказ о хвосте белочки.
- Почему рассказ Ю.И.Коваля называется “Веер”?
Найдите в тексте. Слово веер используется в переносном значении. (Показываю веер)
- Найдите в тексте, о каких животных ещё говорится. На что у них похожи хвосты? (Выборочное чтение)
У белки – веер.
У лисы – труба.
У волка – полено.
У медведя – куцик.
У зайца – пых или цветок.
(На доске)
- Почему так назвали хвосты этих животных?
“Куцик” - словарь В.Даля стр. 228.
“Пых” - рисунок одуванчика.
Какое из названий тебе больше всего понравилось?
IV. Самостоятельная работа. Стр.120. 2-й вопрос.
Проверка работы.
V. Работа с индивидуальными карточками (6 человек).
- Ребята, угадайте животных. (Чтение текстов у доски)
1. Этот зверь выкопал под корнями старой ели берлогу, устлал ветками, натаскал мху. (Медведь)
2. На земле в углублениях между корнями, в дуплах, в старых гнездах птиц обычно лежат несколько еловых шишек, орехов и желудей. А грибы сушатся на коротких боковых веточках деревьев. (Белка)
3. Зверь неслышно крадется по осеннему лесу. Листья в лесу красные, и шерсть красная. Легко незаметно подкрадываются к добыче. (Лиса)
4. Какой зверь ловит зайцев, не дает пощады лисице, ест кроликов, домашний скот и птицу, и даже мышей. (Волк)
5. Притаились зверьки в траве под кустом. Как покроет землю белым снегом, станут они белыми. И не увидят их на белом снегу ни лисица, ни волк. (Зайцы)
6. Эти лесные животные живут в глухом лесу по тихим речкам, на озерах, прудах, где строят плотины. Осенью они ремонтируют свой домик, заготавливают ивовые ветки. (Бобры)
- В книге “Под шапкой невидимкой” Н.Сладков рассказывает о своей охоте, но только с фотоаппаратом. Вот какой разговор Лисы и Зайца он услышал в лесу. (Стр.56) У детей маски на голове.
Инсценировка
Лиса и Заяц
- Был бы у тебя, Заяц, длинный хвост! Такой, как у меня!
- А на что такой мне, Лисица? Чтоб все надо мной потешались?
- Стал бы, как я, на прыжках подруливать, стал бы, как я, следы заметать, стал бы, как я, врагов обманывать!
- Тогда бы ты, Лисица, с голоду околела! Пожалей хоть себя, если меня не жалко!
Страница 120. 3-й вопрос.
Составление диафильма по памятке.
Памятка.
- Перечитай рассказ.
- Определи, сколько можно нарисовать кадров.
- Что будет изображено на каждом кадре?
- Какие слова в тексте ты выберешь, чтобы подписать каждый кадр?
- Расскажи, что получилось.
Проверка работы.
Физ. минутка. Игра “Хвосты”.
- О каком животном в тексте не говорится?
Послушаем, что расскажут о хвосте бобра ученики.
1. Хвост у бобра и, правда, необыкновенный. По форме он напоминает лопату. Голый, покрыт чешуйками. Впрочем, это не настоящие чешуйки, как у рыбы, а просто утолщения кожи. Без хвоста зверек не мог бы подгрызать деревья. Дело в том, что при работе он упирается в землю именно хвостом. Без хвоста он не смог бы хорошо плавать, потому, что хвост служит ему и веслом и рулем. (А.А.Плешаков. Зеленые страницы.)
2. Хвост бобра незаменим и при нырянии, особенно в момент опасности. Испуганный зверь, уходя в глубину, с силой бьёт хвостом по воде. Звук удара хвоста слышен за 200-300 метров, а вдоль берега ещё дальше. Сигнал имеет несколько значений. Шумные всплески раз за разом – сигнал тревоги или угроза. Обнаружив возле убежища человека, бобр то и дело ударяет хвостом по воде. При появлении у хатки собаки, бобры ведут себя особенно возбужденно: подплывают к ней, хлопают хвостом перед самым её носом. Наглотавшись воды, собака спешит выбраться на берег. (Н.Сладков. Охота за голосами.)
VI. Викторина. Работа в парах. (В.Бианки. Лесная газета)
1. Какому животному удобнее бежать в гору, чем под гору?
2. След какого зверя похож на след человека?
3. У какого зверя осенью в листопад ещё родятся детеныши?
4. Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят ищет.
5. Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы?
6. Какого цвета одежду лучше всего надевать охотнику осенью?
Проверка работы.
- Из-за охоты на этих животных, их становится все меньше и меньше. Некоторые из них занесены в Красную книгу. Давайте составим свою Красную книгу. Называем животных и их рисунки кладем в папку красного цвета.
VII. Вывод.
- Кто запомнил слова Н.Сладкова?
Один ученик у доски читает эти слова наизусть.