Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов. 8-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Цели и задачи урока: формировать представление о видах природных ресурсов; изучать влияние человеческой деятельности на природные комплексы.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, атлас, физическая карта России, видеофильм.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

1. Беседа с учителем.

– Природа – это среда существования людей. Человек удовлетворяет свои потребности за счет природы. Какие потребности человек удовлетворяет? [1]
<Слайд № 2>
– Как человек приспособляется к окружающей среде?
– Человек изменяет природу. У всех на столах есть раздаточный материал. Составьте по ним цепочки к чему могут привести воздействия человека на природу. (Ученики работают в парах. Затем несколько учеников называют свои цепочки. Например, создание водохранилищ – затопление земель – подъем уровня грунтовых вод – заболачивание или строительство домов – вырубка леса – уничтожение плодородных земель – уменьшение пахотных и пастбищных земель)  [1]
– Как вы думаете, от чего зависит степень воздействия человека на природу?
– Приведите примеры воздействия человека на природу. (Ученики называют примеры: добыча полезных ископаемых, вырубка леса, распашка земель, создание водохранилищ и другие). Где наиболее сильное воздействие человека на природные компоненты? Почему в городах? Антропогенные природные комплексы – это города, села, дороги, просеки и т.д.
<Слайды № 3, 4>
– Используя природные компоненты, человек загрязняет природу. Антропогенные ландшафты – это природные комплексы, измененные в результате хозяйственной деятельности человека.
<Слайд № 5>
– Человек получает от природы природные ресурсы. Компоненты природы, которые в данное время используются в производстве, называются природными. Назовите природные ресурсы. (Ученики отвечают на вопрос)
<Слайды № 6,7, 8>
– Природные ресурсы делятся на: исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы могут быть возобновимые, те которые восстанавливаются со временем и невозобновимые, которые не восстанавливаются никогда. Приведите примеры возобновимых ресурсов. Приведите примеры невозобновимых. Также есть неисчерпаемые ресурсы – это энергия солнца, энергия приливов и отливов, энергия ветра и другие.

2. Работа с атласами.

– С помощью атласов приведите примеры регионов России, которые богаты лесными ресурсами, почвенными (плодородными), водными. Приведите примеры, которые бедные лесными, почвенными. (Учащиеся работают самостоятельно с атласами и затем называют регионы России).

3. Работа в парах, с использованием учебника и дополнительного материала.

 (Каждой колонке дается задание, где ученики могут друг с другом обсуждать задание. На данное задание отводится 5-7 минут)

1 колонка: написать какие меры может предпринять человек по сокращению количества использования воды?
2 колонка: как можно уменьшить использование нефти?
3 колонка: как можно восстановить качество воздуха?

(По окончании обсуждения, выслушиваются ответы и дополнения по каждому вопросу).

4. Заполнение таблицы. Индивидуальная работа с учебником.

Всем предлагается таблица, которая полностью не заполнена. Необходимо подумать, изучить материал учебника и заполнить таблицу:

Компонент природы

Негативные последствия

Мероприятия по борьбе с негативными последствиями

Почва Засоление, истощение, заболачивание, усиление эрозии  
Растительность   Посадка леса, лесополос, озеленение населенных пунктов, улучшение пастбищ, внедрение специальной агротехники
Животный мир Истребление отдельных видов животных, ухудшение условий обитания  
Рельеф   Рекультивация земель
Поверхностные воды суши Загрязнение вод, обмеление рек, озер.  

<Слайд № 9>

Затем проверяется работа устно.

III. Закрепление изученного материала на уроке

Отгадайте кроссворд.

<Слайды №  10, 11>

Вопросы:

  1. Природные комплексы, сильно измененные человеком?
  2. Это природные ресурсы, которые могут восстановиться после их потребления человеком
  3. Мероприятие, направленное на борьбу с негативными последствиями на почву.
  4. Эти природные ресурсы могут быть возобновимыми и невозобновимыми.
  5. К какой категории относятся природные ресурсы – полезные ископаемые?
  6. Компоненты природы, которые в данное время используются в производстве

IV. Домашнее задание

 <Слайд № 11>

Подготовить доклад (можно сопровождать презентацией) по теме: «Охрана природных ресурсов» (на выбор: лесных ресурсов, водных, почвенных и т.д.).

V. Итог урока

– О какой важной проблеме мы сегодня говорили? Назовите на какие компоненты природы оказывается сильное антропогенное воздействие? Какие виды ресурсов вы запомнили? (Выставление оценок за урок).

Литература и интернет-ресурсы:

  1. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс. М: Вако, 2004
  2. http://www.ecosystema.ru/08nature/world/hr/62.htm – почвы
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Lacanja_burn.JPG  – облесение
  4. http://vasi.net/community/kartinki/2009/10/12/almaznye_karery_ajjkhala.html – карьер
  5.  http://2photo.ru/main/foto_city/page/4/  – город