Цели и задачи урока: формировать представление о видах природных ресурсов; изучать влияние человеческой деятельности на природные комплексы.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, атлас, физическая карта России, видеофильм.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
1. Беседа с учителем.
– Природа – это среда существования людей.
Человек удовлетворяет свои потребности за счет
природы. Какие потребности человек
удовлетворяет? [1]
<Слайд № 2>
– Как человек приспособляется к окружающей
среде?
– Человек изменяет природу. У всех на столах есть
раздаточный материал. Составьте по ним цепочки к
чему могут привести воздействия человека на
природу. (Ученики работают в парах. Затем
несколько учеников называют свои цепочки.
Например, создание водохранилищ – затопление
земель – подъем уровня грунтовых вод –
заболачивание или строительство домов – вырубка
леса – уничтожение плодородных земель –
уменьшение пахотных и пастбищных земель) [1]
– Как вы думаете, от чего зависит степень
воздействия человека на природу?
– Приведите примеры воздействия человека на
природу. (Ученики называют примеры: добыча
полезных ископаемых, вырубка леса, распашка
земель, создание водохранилищ и другие). Где
наиболее сильное воздействие человека на
природные компоненты? Почему в городах?
Антропогенные природные комплексы – это города,
села, дороги, просеки и т.д.
<Слайды № 3, 4>
– Используя природные компоненты, человек
загрязняет природу. Антропогенные ландшафты –
это природные комплексы, измененные в результате
хозяйственной деятельности человека.
<Слайд № 5>
– Человек получает от природы природные ресурсы.
Компоненты природы, которые в данное время
используются в производстве, называются
природными. Назовите природные ресурсы. (Ученики
отвечают на вопрос)
<Слайды № 6,7, 8>
– Природные ресурсы делятся на: исчерпаемые и
неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы могут быть
возобновимые, те которые восстанавливаются со
временем и невозобновимые, которые не
восстанавливаются никогда. Приведите примеры
возобновимых ресурсов. Приведите примеры
невозобновимых. Также есть неисчерпаемые
ресурсы – это энергия солнца, энергия приливов и
отливов, энергия ветра и другие.
2. Работа с атласами.
– С помощью атласов приведите примеры регионов России, которые богаты лесными ресурсами, почвенными (плодородными), водными. Приведите примеры, которые бедные лесными, почвенными. (Учащиеся работают самостоятельно с атласами и затем называют регионы России).
3. Работа в парах, с использованием учебника и дополнительного материала.
(Каждой колонке дается задание, где ученики могут друг с другом обсуждать задание. На данное задание отводится 5-7 минут)
1 колонка: написать какие меры может
предпринять человек по сокращению количества
использования воды?
2 колонка: как можно уменьшить использование
нефти?
3 колонка: как можно восстановить качество
воздуха?
(По окончании обсуждения, выслушиваются ответы и дополнения по каждому вопросу).
4. Заполнение таблицы. Индивидуальная работа с учебником.
Всем предлагается таблица, которая полностью не заполнена. Необходимо подумать, изучить материал учебника и заполнить таблицу:
Компонент природы |
Негативные последствия |
Мероприятия по борьбе с негативными последствиями |
Почва | Засоление, истощение, заболачивание, усиление эрозии | |
Растительность | Посадка леса, лесополос, озеленение населенных пунктов, улучшение пастбищ, внедрение специальной агротехники | |
Животный мир | Истребление отдельных видов животных, ухудшение условий обитания | |
Рельеф | Рекультивация земель | |
Поверхностные воды суши | Загрязнение вод, обмеление рек, озер. |
<Слайд № 9>
Затем проверяется работа устно.
III. Закрепление изученного материала на уроке
Отгадайте кроссворд.
<Слайды № 10, 11>
Вопросы:
- Природные комплексы, сильно измененные человеком?
- Это природные ресурсы, которые могут восстановиться после их потребления человеком
- Мероприятие, направленное на борьбу с негативными последствиями на почву.
- Эти природные ресурсы могут быть возобновимыми и невозобновимыми.
- К какой категории относятся природные ресурсы – полезные ископаемые?
- Компоненты природы, которые в данное время используются в производстве
IV. Домашнее задание
<Слайд № 11>
Подготовить доклад (можно сопровождать презентацией) по теме: «Охрана природных ресурсов» (на выбор: лесных ресурсов, водных, почвенных и т.д.).
V. Итог урока
– О какой важной проблеме мы сегодня говорили? Назовите на какие компоненты природы оказывается сильное антропогенное воздействие? Какие виды ресурсов вы запомнили? (Выставление оценок за урок).
Литература и интернет-ресурсы:
- Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс. М: Вако, 2004
- http://www.ecosystema.ru/08nature/world/hr/62.htm – почвы
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Lacanja_burn.JPG – облесение
- http://vasi.net/community/kartinki/2009/10/12/almaznye_karery_ajjkhala.html – карьер
- http://2photo.ru/main/foto_city/page/4/ – город