Цель: способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний, упражнять в навыках счета.
Задачи образовательные:
- Закрепить и обобщить изученные приёмы сложения и вычитания в пределах 10, нумерацию и сравнение чисел в пределах 20.
- Закрепить изученные приёмы зависимости между компонентами и результатами сложения и вычитания.
- Закрепить умение ориентироваться в геометрических фигурах, в пространстве, различать цвет.
- Составлять и решать задачи изученных типов.
Задачи развивающие:
- Развивать навык беглого, правильного счёта.
- Развитие воображения, мышления, памяти.
- Развитие интеллектуальных качеств детей: математическую речь, внимание.
Задачи воспитательные:
- Воспитание любознательности, активности, усидчивости, прилежания.
- Активизация интереса к предмету, аккуратность, точность, самостоятельность, взаимоподдержку, самоконтроль.
- Создать эмоциональный и психологический климат в классе ,для восприятия учебного материала.
Форма урока: Урок-сказка (нетрадиционная форма урока, с использованием персонажей РНС “Теремок”).
Формы работы:
- коллективная;
- фронтальная;
- индивидуальная.
Методы:
- словесная (беседа);
- практические (задания сказочных героев);
- наглядные: атрибуты персонажей, вывешенных на доске, музыкальное сопровождение.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Урок не просто повседневный,
А даже необыкновенный.
- Вы любите сказки?
- А кто вам их читает?
- А кто сам читает сказки?
В сказку за наукой сегодня пойдем
Смекалку, фантазию с собою возьмем,
Дорогой с пути никуда не свернем.
2. Настроим себя на математический лад, проведем небольшую разминку.
- Сколько хвостов у 4 щенков?
Д: 4.
- Назовите 3 день недели?
Д: среда
- Назовите лишнее : ручка, карандаш, отрезок?
Д: Отрезок, так как остальное- учебные принадлежности
- Какой идет месяц? А по счету в году?
Д: Май, по счету пятый
- Посчитайте от 7 до 12
- От 15 до 8.
II. Сообщение темы урока.
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вдруг по полю, полю, мышка бежит,
У дверей остановилась и глядит,
А на тереме задание висит:
“Выраженья вычисляй, не робей и не зевай”.
Вы, ребята, не ленитесь,
Мышке помогать беритесь.
Если верно вычисляем –
Урока тему мы узнаем.
4 + 2 = |
4 + 3 = |
||
3 – 1 = |
9 – 8 = |
||
10 – 2 = |
5 + 5 = |
||
5 + 4 = |
7 – 2 = |
||
2 – 0 = |
2 – 1 = |
10 | 2 | 4 | 6 | 3 | 8 | 11 | 9 | 7 | 1 | 5 |
н | о | к | п | а | в | у | т | р | е | и |
Д: У нас получилось – повторение.
Что такое повторение?
Что ж, вы мышке помогли.
Мышка в терем убежала,
Гостей позвать к нам обещала.
III. Минутка каллиграфии.
Вот по полю лягушка идёт,
И с собою вам задание она несёт.
Ой, ребята, помогите –
В теремочек мне дорогу покажите.
- Что, ребята, покажем дорогу лягушке? Нарисуем ей кочки в тетрадях.
Откройте тетради, сядьте красиво, возьмите правильно ручку, красиво запишите дату и пропишите упражнение “Кочки”.
Лягушка работой осталась довольна
И в тереме с мышкой живётся привольно.
IV. Сравнение чисел.
Как вдруг к теремочку
Прискакал заинька,
Заинька – попрыгаинька.
“Ребята, в теремочке жить хочу,
Математику исправно я учу,
Записать никак я числа не могу.
- Ну, что, поможем зайке.
- Я буду диктовать числа. Вы записываете через 2 клетки только однозначные.
1, 12, 10, 3, 18, 5, 20, 7, 16, 14, 9.
- Прочитайте числа, 1, 3, 5, 7, 9?
- В какой закономерности они стоят?
Д: Они идут через 2 единицы.
Как их назвать?
Д: Однозначные, нечетные.
- Чем различаются однозначные и двузначные?
Д: Однозначные состоят из одного знака, а в записи двузначных два знака.
- А что можно сделать, чтобы превратить их в двузначные?
Д: Добавить десяток.
Помогите зайке, превратите однозначные числа в двузначные. (Проверка)
Д: 11, 13, 15, 17, 19.
- Спасибо, ребята, да вот задача:
Но никак сравнить их не могу.
Я прошу вас, помогите,
И уж числа мне сравните.
Самостоятельная работа.
Сравнение чисел в учебнике.
Стр. 52 № 13.
Стучится зайка: “Тук, тук, тук”
Услыхали звери стук,
Ворота открыли
В гости пригласили.
V. Физкультминутка.
На болоте 2 лягушки, 2 зеленые подружки
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали 1, 2, 3.
Ручками хлопали 1, 2, 3.
Влево, вправо наклонялись,
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям физкультпривет.
VI. Работа с геометрическим материалом.
А это кто еще идет? Отгадайте ребус.
Д: Волк.
Посмотрите, волк идёт,
Фигуры разные несёт.
Учитель: Назовите фигуру в левом верхнем углу, укажите ее цвет.
Ученики: Красный круг.
Учитель: В нижнем правом углу.
Ученики: Желтый овал.
Учитель: А где находится квадрат?
Ученики: У середине.
Какого он цвета?
Ученики: Квадрат зеленый.
Учитель: Что вы знаете о квадрате?
Ученики: У квадрата все стороны равны.
Учитель: А это что за фигура?
Ученики: Оранжевый прямоугольник.
Учитель: Что вы можете сказать об этой фигуре?
Ученики: У прямоугольника противоположные стороны равны.
Учитель: Какая фигура находится в левом нижнем углу?
Ученики: Синий треугольник.
Учитель: Молодцы!
Учитель: Приготовил, волк, ребята вам листочки.
А теперь внимание, слушаем задание:
- Фигуры вы, все назвали верно.
- Нарисуйте теперь эти фигуры по памяти у себя на листочках. (Проверка)
- Запишите в треугольник число, которое стоит перед числом 9.
- В квадрат - число, которое стоит за числом 5.
- В овал - число, которое на 1 больше, чем 3.
- В круг - на 1 меньше чем 10.
- В прямоугольник - число, которое стоит между числами 4 и 6. (Проверка)
- Можно ли назвать квадрат прямоугольником?
Ученики: да, у него углы прямые.
- А прямоугольник квадратом?
Ученики: Нет.
- Почему?
Ученики: У квадрата все стороны равны.
VII. Решение задачи.
Что такое? Что за чудо?
Лисица к нам идёт. Откуда?
“Ой, беда, беда, беда
Затрудненья как всегда.
Я задачу не решила
И, чуть два не получила.
Помогите, вас прошу я,
Может 5 и получу я”.
- Посмотрите, ребята, задачу нужно ещё и составить. (На доске бабочки)
- Можно ли составить задачи? Попробуйте составить разные задачи.
- 6 бабочек
- 2 бабочки
Стало – ?
- Что известно?
- Что нужно найти?
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
Д: Нет.
- Какое действие выберем для решения?
Д: Сложение.
Почему?
Д: потому что стоит вопрос - стало?
- Назовите решение.
Д: 6 + 2 = 8
- Самостоятельно запишите решение.
VIII. Физкультминутка.
Стоит в поле теремок – теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Дружно звери все живут,
Дружно песенки поют.
Отдохнули мы немного
И, вновь отправимся в дорогу.
X. Повторение названия компонентов при вычитании и сложении.
Появился мишка – медведь
И, как начал, как начал реветь:
“Что такое? Почему?
Ничего я не пойму?
Вы, ребята, помогите,
Выражения прочтите”
5 + 2 = 7 – 3 =
Дальше так же вы решайте,
Сегодня приз же получайте.
Самостоятельно вставить знаки + -
4 …2 = 6 8 … 1 = 7
5 …4 = 1 10 … 2 = 8
1 …8 = 9 3 …2 = 5
XI. Итог урока.
- С героями какой сказки мы путешествовали на уроке?
- Какие задания они приготовили нам для повторения?
Мы сегодня вычитали,
Мы сегодня прибавляли,
И задачки мы решили,
И все числа мы сравнили.
Все сумели! Все смогли!
Мы сего дня молодцы!
Рефлексия урока:
- Я научился…
- Я смогу, если….
- Сегодня мне удалось…
- Теперь я умею…
- Я буду стараться, чтобы…