Урок "Закрепление случаев сложения и вычитания в пределах десяти. Нумерация в пределах 20". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний, упражнять в навыках счета.

Задачи образовательные:

  1. Закрепить и обобщить изученные приёмы сложения и вычитания в пределах 10, нумерацию и сравнение чисел в пределах 20.
  2. Закрепить изученные приёмы зависимости между компонентами и результатами сложения и вычитания.
  3. Закрепить умение ориентироваться в геометрических фигурах, в пространстве, различать цвет.
  4. Составлять и решать задачи изученных типов.

Задачи развивающие:

  1. Развивать навык беглого, правильного счёта.
  2. Развитие воображения, мышления, памяти.
  3. Развитие интеллектуальных качеств детей: математическую речь, внимание.

Задачи воспитательные:

  1. Воспитание любознательности, активности, усидчивости, прилежания.
  2. Активизация интереса к предмету, аккуратность, точность, самостоятельность, взаимоподдержку, самоконтроль.
  3. Создать эмоциональный и психологический климат в классе ,для восприятия учебного материала.

Форма урока: Урок-сказка (нетрадиционная форма урока, с использованием персонажей РНС “Теремок”).

Формы работы:

  • коллективная;
  • фронтальная;
  • индивидуальная.

Методы:

  • словесная (беседа);
  • практические (задания сказочных героев);
  • наглядные: атрибуты персонажей, вывешенных на доске, музыкальное сопровождение.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Урок не просто повседневный,
А даже необыкновенный.

- Вы любите сказки?

- А кто вам их читает?

- А кто сам читает сказки?

В сказку за наукой сегодня пойдем
Смекалку, фантазию с собою возьмем,
Дорогой с пути никуда не свернем.

2. Настроим себя на математический лад, проведем небольшую разминку.

- Сколько хвостов у 4 щенков?

Д: 4.

- Назовите 3 день недели?

Д: среда

- Назовите лишнее : ручка, карандаш, отрезок?

Д: Отрезок, так как остальное- учебные принадлежности

- Какой идет месяц? А по счету в году?

Д: Май, по счету пятый

- Посчитайте от 7 до 12

- От 15 до 8.

II. Сообщение темы урока.

Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вдруг по полю, полю, мышка бежит,
У дверей остановилась и глядит,
А на тереме задание висит:
“Выраженья вычисляй, не робей и не зевай”.
Вы, ребята, не ленитесь,
Мышке помогать беритесь.
Если верно вычисляем –
Урока тему мы узнаем.

4 + 2 =

 

4 + 3 =

 

3 – 1 =

 

9 – 8 =

 

10 – 2 =

 

5 + 5 =

 

5 + 4 =

 

7 – 2 =

 

2 – 0 =

 

2 – 1 =

 

 

10 2 4 6 3 8 11 9 7 1 5
н о к п а в у т р е и

Д: У нас получилось – повторение.

Что такое повторение?

Что ж, вы мышке помогли.
Мышка в терем убежала,
Гостей позвать к нам обещала.

III. Минутка каллиграфии.

Вот по полю лягушка идёт,
И с собою вам задание она несёт.
Ой, ребята, помогите –
В теремочек мне дорогу покажите.

- Что, ребята, покажем дорогу лягушке? Нарисуем ей кочки в тетрадях.

Откройте тетради, сядьте красиво, возьмите правильно ручку, красиво запишите дату и пропишите упражнение “Кочки”.

Лягушка работой осталась довольна
И в тереме с мышкой живётся привольно.

IV. Сравнение чисел.

Как вдруг к теремочку
Прискакал заинька,
Заинька – попрыгаинька.
“Ребята, в теремочке жить хочу,
Математику исправно я учу,
Записать никак я числа не могу.

- Ну, что, поможем зайке.

- Я буду диктовать числа. Вы записываете через 2 клетки только однозначные.

1, 12, 10, 3, 18, 5, 20, 7, 16, 14, 9.

- Прочитайте числа, 1, 3, 5, 7, 9?

- В какой закономерности они стоят?

Д: Они идут через 2 единицы.

Как их назвать?

Д: Однозначные, нечетные.

- Чем различаются однозначные и двузначные?

Д: Однозначные состоят из одного знака, а в записи двузначных два знака.

- А что можно сделать, чтобы превратить их в двузначные?

Д: Добавить десяток.

Помогите зайке, превратите однозначные числа в двузначные. (Проверка)

Д: 11, 13, 15, 17, 19.

- Спасибо, ребята, да вот задача:
Но никак сравнить их не могу.
Я прошу вас, помогите,
И уж числа мне сравните.

Самостоятельная работа.

Сравнение чисел в учебнике.

Стр. 52 № 13.

Стучится зайка: “Тук, тук, тук”
Услыхали звери стук,
Ворота открыли
В гости пригласили.

V. Физкультминутка.

На болоте 2 лягушки, 2 зеленые подружки
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали 1, 2, 3.
Ручками хлопали 1, 2, 3.
Влево, вправо наклонялись,
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям физкультпривет.

VI. Работа с геометрическим материалом.

А это кто еще идет? Отгадайте ребус.

Д: Волк.

Посмотрите, волк идёт,
Фигуры разные несёт.

Учитель: Назовите фигуру в левом верхнем углу, укажите ее цвет.

Ученики: Красный круг.

Учитель: В нижнем правом углу.

Ученики: Желтый овал.

Учитель: А где находится квадрат?

Ученики: У середине.

Какого он цвета?

Ученики: Квадрат зеленый.

Учитель: Что вы знаете о квадрате?

Ученики: У квадрата все стороны равны.

Учитель: А это что за фигура?

Ученики: Оранжевый прямоугольник.

Учитель: Что вы можете сказать об этой фигуре?

Ученики: У прямоугольника противоположные стороны равны.

Учитель: Какая фигура находится в левом нижнем углу?

Ученики: Синий треугольник.

Учитель: Молодцы!

Учитель: Приготовил, волк, ребята вам листочки.

А теперь внимание, слушаем задание:

- Фигуры вы, все назвали верно.

- Нарисуйте теперь эти фигуры по памяти у себя на листочках. (Проверка)

- Запишите в треугольник число, которое стоит перед числом 9.

- В квадрат - число, которое стоит за числом 5.

- В овал - число, которое на 1 больше, чем 3.

- В круг - на 1 меньше чем 10.

- В прямоугольник - число, которое стоит между числами 4 и 6. (Проверка)

- Можно ли назвать квадрат прямоугольником?

Ученики: да, у него углы прямые.

- А прямоугольник квадратом?

Ученики: Нет.

- Почему?

Ученики: У квадрата все стороны равны.

VII. Решение задачи.

Что такое? Что за чудо?
Лисица к нам идёт. Откуда?
“Ой, беда, беда, беда
Затрудненья как всегда.
Я задачу не решила
И, чуть два не получила.
Помогите, вас прошу я,
Может 5 и получу я”.

- Посмотрите, ребята, задачу нужно ещё и составить. (На доске бабочки)

- Можно ли составить задачи? Попробуйте составить разные задачи.

- 6 бабочек

- 2 бабочки

Стало – ?

- Что известно?

- Что нужно найти?

- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?

Д: Нет.

- Какое действие выберем для решения?

Д: Сложение.

Почему?

Д: потому что стоит вопрос - стало?

- Назовите решение.

Д: 6 + 2 = 8

- Самостоятельно запишите решение.

VIII. Физкультминутка.

Стоит в поле теремок – теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Дружно звери все живут,
Дружно песенки поют.
Отдохнули мы немного
И, вновь отправимся в дорогу.

X. Повторение названия компонентов при вычитании и сложении.

Появился мишка – медведь
И, как начал, как начал реветь:
“Что такое? Почему?
Ничего я не пойму?
Вы, ребята, помогите,
Выражения прочтите”

5 + 2 =                    7 – 3 =

Дальше так же вы решайте,
Сегодня приз же получайте.

Самостоятельно вставить знаки + -

4 …2 = 6      8 … 1 = 7

5 …4 = 1     10 … 2 = 8

1 …8 = 9     3 …2 = 5

XI. Итог урока.

- С героями какой сказки мы путешествовали на уроке?

- Какие задания они приготовили нам для повторения?

Мы сегодня вычитали,
Мы сегодня прибавляли,
И задачки мы решили,
И все числа мы сравнили.
Все сумели! Все смогли!
Мы сего дня молодцы!

Рефлексия урока:

  1. Я научился…
  2. Я смогу, если….
  3. Сегодня мне удалось…
  4. Теперь я умею…
  5. Я буду стараться, чтобы…