Цели:
Сформировать у учащихся знания о видах корней
и типах корневых систем; выработать умения
распознавать на натуральных объектах типы
корневых систем; познакомить с функциями корня;
продолжить формирование умения делать выводы на
основании результатов практической работы.
Оборудование: гербарный материал, таблицы “Типы и строение корневых систем”, “Строение семян однодольных и двудольных растений”. (Можно использовать мультимедиа и составить несложную презентацию к уроку)
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин.).
II. Актуализация полученных знаний (10 мин.).
Проверка знаний учащихся о строении семян однодольных и двудольных растений.
1. Индивидуальная работа с разноуровневыми дидактическими карточками (5 учеников) письменно. (Приложение №1)
2. Индивидуальная работа у доски (2 ученика) устно (заполнение сравнительной таблицы “Строение семян однодольных и двудольных растений”).
3. Фронтальный опрос учащихся по вопросам: Какие признаки имеют высшие растения? Какое значение имеют семена в жизни растений? Из какой части семени вырастает проросток?
Может ли вырасти новое растение из семени пшеницы, если у него удалить весь эндосперм?
На какие группы делятся растения, отличающиеся строением семян?
Работа с понятиями:
- часть растения, участвующая в размножении - семя;
- защитный слой семени - кожура;
- где находится запас питательных веществ в семенах двудольных и однодольных растений - в двух семядолях, в эндосперме;
- чем различаются зародыши однодольных и двудольных растений - способом питания;
- как называется однодольное семя злаковых растений - зерновка.
Проверка работы учащихся у доски, сдаются работы по дидактическим карточкам.
Оценивание учащихся.
Проблемный вопрос
- Будут ли отличаться строением корневые системы у однодольных и двудольных растений?
III. Изучение нового материала (15 мин.).
Способ подачи материала - рассказ с элементами беседы, практическая работа.
Функции корневой системы: удерживает растение в почвенном покрове, участвует в питании растения (беседа на основе имеющихся знаний)
Типы корневых систем - стержневая, мочковатая (объяснение учителя с демонстрацией таблицы и растений, имеющих различные корневые системы).
Виды корней: главный, боковые, придаточные (объяснение учителя с демонстрацией таблицы и растений, имеющих различные корневые системы).
Видоизменения корневой системы: (демонстрация корневой системы моркови, свеклы, редьки).
Проблемный вопрос.
- Воздействие экологической среды на развитие растений?
- Как влияет загрязнение почвы, воздуха и воды на рост и развитие корневой системы и растения в целом?
Выполнение практической работы (10 мин.) (работа выполняется по инструктивной карточке). Цель работы: закрепить полученные знания по теме, выработать умение распознавать на натуральных объектах типы корневых систем и продолжить формирование умения делать выводы в результате проделанной работы. (Приложение №2)
IV. Закрепление знаний (З мин.) по ходу выполнения практической работы.
Научное сообщение учащихся.
V. Домашнее задание.