Интегрированный урок (русский язык + ПДД) по теме "Упражнения в определении склонений имен существительных. Тормозной путь"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  • учить определять склонение существительного, если оно стоит не в именительном падеже;
  • обобщать знания детей о склонении имён существительных;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • ввести понятия «тормозной путь», «тормозное расстояние»;
  • продолжать формировать у учащихся представления о безопасном поведении на улице и дорогах;
  • популяризация правил дорожного движения.

Оборудование: компьютер; проектор; компьютерная презентация, игрушечный грузовой автомобиль, вырезанные отметки, карточка с заданием, координатный угол.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент и сообщение целей урока

– Мои дорогие девочки и мальчики наш урок начинается. Я желаю вам быть внимательными, старательными, и если вы такими будете, у вас всё получится.

– А сейчас, мне потребуется ваша помощь. Я ни как не могу вспомнить звук, который издаёт движущая машина. Помогите мне, пожалуйста. (слайд 2)
(Под звук издаваемый детьми выезжает игрушечный автомобиль.) А вот и наш автомобиль. Ребята что делает автомобиль?

На слайде 3 записаны предложения, в двух словах выделены окончания.

– С какими словами связаны существительные? С каким предлогом они употреблены?
Как вы думаете, почему в данных словах разные окончания, хотя они стоят в одном и том же падеже, употреблены с одним и тем же предлогом? Вот на этот вопрос нам предстоит с вами ответить сегодня на уроке.

2. Словарно-орфографическая работа (Слайд 4)

«Переставь буквы»

Омблтиавоь

– Слово «автомобиль» пришло к нам из французского языка. Составлено же это слово из двух слов: (Слайд 5) греческого слова «АУТОС», что значит «САМ», и латинского «МОБИЛИС», означающего «ДВИЖУЩИЙСЯ, ПОДВИЖНЫЙ». Вот и получается: АВТОМОБИЛЬ – САМ СОБОЙ ДВИЖУЩИЙСЯ. В нашем языке уже много слов, в которых есть часть АВТО, (автобус, автовокзал, автодиспетчер, автозавод)
Запишите слово АВТОМОБИЛЬ.
Значение слова из толкового словаря.
(Слайд 6) Автомобиль – машина для перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям. Легковой, грузовой автомобиль. Управлять автомобилем. Ехать на автомобиле. Определим склонение у слова автомобиль.

3. Повторение изученного материала

– Вспомним, как мы определяем склонение имени существительного. Узнать род, выделить окончание. По роду и окончанию. Работа с таблицей. (Слайд 7)

4. Физкультминутка

Комплекс общеразвивающих упражнений «Автомобиль»

«Проснулись, потянулись»

Исходное положение (и.п.) – основная стойка, наклон головы вниз, руки за головой, локти вниз. Руки вверх – в стороны, голову поднять, прогнуться – глубокий вдох, вернуться в и.п. – выдох.

«Заводим мотор»

И.п. – стоя ноги врозь, руки в стороны.
Поворот туловища влево и вправо с вращательными движениями кистей рук перед грудью.

«Проверяем ремни безопасности»

И.п. – стоя, ноги врозь, руки вдоль туловища.
Наклоны влево – вправо, руки скользят вдоль туловища.

«Проверяем тормоза»

И.п. – стоя, руки за спиной, выполняем вращательные движения стопой левой – правой ноги поочерёдно.

«Поехали!»

И.п. – о.с. выполняем ходьбу на месте, переходящую в бег.

5. Работа над новым материалом

Спасибо ребята. Остановили автомобиль. Смогли вы его сразу остановить. (Слайд 8)

Работа на доске. Определи границы предложений. Выделите главные члены предложения. Исправь ошибки. Расставь знаки препинания. Определи склонение у имён существительных. Сможем сразу определить склонение. Нужно поставить в именительный падеж.

Дети играют на тротуаре мяч выскочил на проезжую часть машина остановилась.

Проверка задания (Слайд 9)

– Ребята подумайте, пожалуйста, сможет ли машина мгновенно остановиться. Почему? Обоснуйте свой ответ?

– Автомобиль и другие транспортные средства мгновенно остановить нельзя. При торможении автомобиль, автобус, троллейбус, мотоцикл проходят по инерции какое-то расстояние. Иногда его достаточно, чтобы наехать на пешехода.

– Составляем словосочетания. Определим склонение у существительных. (Слайд 10)

Тормоз, путь Прилагательное + существительное
Тормозной путь (Запишем. Опасные места. Слово по составу.)

– А теперь ребята я объясню вам это понятие. (Слайд 11)

Тормозным путём называется расстояние, которое пройдёт автомобиль от начала торможения до момента, когда автомашина полностью остановится. Вы попытались в момент бега мгновенно остановиться. Вы этого сделать не смогли. То же самое происходит с автомобилем или мотоциклом. Водитель нажимает педаль тормоза, а транспорт некоторое время продолжает ещё ехать. Величина тормозного пути зависит от скорости движении, от состояния покрытия дороги, от исправности тормозов и других факторов. Тормозной путь намного увеличивается, если торможение происходит на скользкой дороге (в дождь или снег). Когда вы станете старше, будете изучать физику, то узнаете научное объяснение этому явлению. А пока твёрдо запомните: никакой транспорт остановиться сразу во время движения не может.

6. Физкультминутка

– Я задаю вам вопрос, а вы показываете движение ответ. Будьте внимательны.

– Как живёте?
– Через дорогу как идёте?
– Как на красный свет бежите?
– А на зелёный – как стоите?
– На дорогах как шалите?
– На жёлтый свет опять бежите?
– Как по «зебре» вы идёте?
– Как в транспорте шум создаёте?

– Большое, вам, спасибо. Вы очень внимательны на дорогах. А внимательны ли вы в тетрадях, при письме?

7. Закрепление изученного материала

Самостоятельная работа по карточкам

Вставь буквы на месте пропущенных орфограмм. Определи склонение существительных.

Нелегко в г_л_лёд в_дителям м_шин. К_лёса скользят по д_р_ге. Маш_ну может занести на тр_туар или _бочину. Её сразу остановить нельзя. Проверка (слайд 12), выставление себе отметки.

Напиши цифровой ряд. Сколько слогов в слоге? Лишнее слово? Почему?

Метро, светофор, шофёр, объезд, жезл. (Слайд 13)

Проверяем, выставляем себе отметку.

Упражнение-график

Учащимся предлагается координатный угол. На оси проставляются числа в зависимости от количества слов. На оси название склонений имён существительных на пересечение числа и рода ставится точка. Затем две ближайшие точки соединяются отрезками. Учимся строить график.

Движение, развилка, пешеход, трамвай, опасность.

Проверка, выставление отметки. (Слайд 14)

8. Физкультминутка. Автомобили

Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
Скоро до лесу доедем,
Там мы сможем отдохнуть.

(Ходьба на месте, с продвижением вперёд на полусогнутых ногах, согнутыми руками делаются движения вперёд – назад.)

9. Развитие речи

О ней великий русский поэт написал так.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами.
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

– Вы догадались, чьи это слова. Это слова Александра Сергеевича Пушкина. К какому времени года они относятся?
– Посмотрите, пожалуйста сюда на это фото. (Слайд 15) Что вы можете сказать.
– На фотографии изображён зимний лес. Земля покрылась белым одеялом. Снег блестит, переливается, искриться.
– Я бы очень хотел побывать в этом сказочном лесу, подышать свежим воздухом, насладиться красотой.
– Мне кажется, что этот лес ожил из стихотворения великого русского поэта. В этом лесу царит тишина и спокойствие.
– Ребята, а погода зимой всегда такая, как на этой фотографии. Расскажите мне, пожалуйста, об особенностях дорожной безопасности в зимний период. Какие бывают трудности на дорогах.
– Зимой на дорогах нужно быть особенно внимательными и осторожными потому, что дорога скользкая. А тормозной путь на скользкой дороге увеличивается.
– Зима бывает хмурая, ветреная. Метель мешает видимости.
– Зимой бывает туман, который влияет на создание аварийной ситуации.
– Зимой на дорогах бывают снежные заносы.
– В зимний период опасность на дороге возрастает в связи с плохими погодными условиями. Гололёд приводит к увеличению тормозного пути.

10. Итог урока

– Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах разные окончания. (Слайд 16)
– Существительное «улица» – 1 склонения, существительное площадь – 3 склонение.
– Как мы определяем склонение имён существительных? Нужно имя существительное поставить в именительный падеж. Затем определить окончание, род. (Слайд 17)
– С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (Чтобы правильно писать окончание существительного.)
– Могут ли существительные одного и того же рода, относится к разным склонениям? (Да могут, существительное мужского рода с окончаниями -а, -я относятся к первому склонению. Существительные тоже мужского рода, но с нулевым окончанием относятся ко второму склонению.)
– Могут ли существительные разных родов относится к одному и тому же роду? (Да могут. Существительные мужского и среднего рода относятся ко второму склонению.)
– Что такое тормозной путь? От чего он зависит? Почему нельзя переходить улицу перед близко идущим транспортом?

11. Выставление оценок

В начале урока к нам приехал автомобиль. Это легковой автомобиль или грузовой. Раз грузовой, значит, он везёт груз. Что же он нам привёз. Хотите узнать. Он нам привёз отметки за урок. Сейчас каждый из вас возьмёт ту, которую считает он заслужил на уроке. Оценку затем приклеите себе в дневник.
Он нам привёз ещё и домашнее задание. (слайд 18 )

1 уровень. Из орфографического словаря 10 имён существительных на дорожную тематику. Определить склонение.
2 уровень. Составить рассказ «Случай на дороге». Используя слова: дорога, автомобиль, тормозной путь. Определить склонение.

Библиография:

  1. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008.
  2. Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах / авт.-сост. Е. Ю. Лавлинскова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Ковалько В. И. Школа физкультминуток (1-4 класс): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007.
  4. Правила дорожного движения. – М, 2004.
  5. Репин Я.С. Дорожная азбука, – М.: ДОСАФ, 1980.
  6. Толковый словарь.