Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Здоровый сон"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Обоснование выбора темы

Человеческому обществу во все времена был необходим, прежде всего, здоровый человек. Культура отношения к своему здоровью формируется у каждого ребёнка, конечно же, в семье. Но не меньшую роль в её формировании играет и школа, учитель. От того, является ли отношение к здоровью ценностным, прививаются ли навыки его сохранения и укрепления, многое зависит в перспективе жизни ребёнка.

Поэтому одной из задач своей работы я ставлю воспитание у учащихся бережного отношения к своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни, стремления к физическому совершенствованию, профилактике вредных привычек. У младших школьников необходимо сформировать понимание значимости здоровья как важнейшей ценности жизни.

Большое значение я придаю урокам окружающего мира. На этих уроках дети учатся «искусству слышать» свой организм, внимательно относится к своему здоровью. Преподавание окружающего мира ведется по учебнику  А.А. Плешакова «Мир вокруг нас».  Учебник разбит на четыре блока:

  1. Что и кто?
  2. Как, откуда и куда?
  3. Где и когда?
  4. Почему и зачем?

Главная цель курса – научить детей задавать вопросы об окружающем мире и найти на них ответы Данный урок входит в систему уроков по теме «Почему и зачем?». С помощью разных заданий дети должны понять и уяснить: зачем мы спим ночью, ответить на проблемный вопрос: что нужно делать, чтобы наш сон был здоровым?

На материале этого урока я стремилась пробудить у детей любознательность, догадливость, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, рассказывать о своих эмоциях, чувствах. Думаю, что способность сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к своему здоровью поможет детям в дальнейшем полюбить и себя, и окружающий мир.

Я надеюсь, что знания, полученные детьми на уроке, запомнятся надолго. И мои ученики будут заботиться о своем здоровье и здоровье близких людей.

Цели:

  • Создать благоприятные условия для формирования у учащихся представления о сне, как составляющей части здоровья человека; выяснить значение сна в жизни людей.
  • Способствовать развитию умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
  • Воспитывать любознательность, интерес к чтению дополнительной литературы о здоровье человека.

Задачи урока:

  • Помочь детям понять  значение сна в жизни человека.
  • Совместно с детьми выработать правила подготовки ко сну.
  • Показать, что спят не только люди, но и животные.
  • Систематизировать представления детей о труде людей, работающих ночью.

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь на печатной основе, цветные карандаши, проектор, мультимедийная презентация в программе Power Point, фонограммы песен «Баю-бай», «Спят усталые игрушки», «Головами покиваем».

Предполагаемые результаты:

1. Усвоить, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил, научиться правильно вести себя перед сном.
2. Использование полученных знаний в повседневной жизни.
3. Положительный эмоциональный настрой.
4. Организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья.

ХОД УРОКА

I. Создание положительного эмоционального настроя на уроке

– Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому. Что здоровье для человека – самая главная ценность.
– Сегодня у нас необычный урок.  Что вы от него ожидаете? (Дети высказывают свои предположения)
– Спасибо. Мне очень приятно слышать от вас такие слова. Я желаю, чтобы ваши желания оправдались, и вы, действительно, узнали что-то новое для себя, нашли ответы на волнующие вас вопросы.

II. Сообщение темы урока

– А сегодня мы с вами выведем частичку формулы здоровья, а какую именно, вы определите сами.
– Сядьте удобнее, расслабьтесь. И, погрузившись в своё эмоциональное состояние, постарайтесь представить тему урока.

Звучит музыка детской релаксации – колыбельная песня. Идёт показ слайдов презентации с фотографиями наступающей ночи. Дети просматривают мультимедийную презентацию (слайды 2-12)

– Ребята, какие чувства вы испытывали, слушая музыку и просматривая слайды? (Высказывания детей)
– Как вы считаете, какая тема сегодняшнего урока? О чём мы будем говорить? (Ответы детей)
– Внимательно послушайте загадку и назовите отгадку.

Не стукнет, не брякнет, а ко всякому подойдёт. (Это «сон»)

– Правильно.  Тема урока «Здоровый сон». (слайд 13)

Ш. Актуализация знаний, планирование

– Что бы вы хотели узнать по этой теме? (Высказывания детей учитель систематизирует и записывает на доске план изучения темы, состоящий из детских вопросов) (слайд 14)

1. Что такое сон?
2. Зачем мы сипим ночью?
3. Какие существуют правила сна?
4. Как люди узнают про сон?
5. Как спят животные?
6. Кто не спит по ночам?

IV. Изучение нового материала

Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усатый сом,
Спит и лес, и степь, и сад,
Стадо спит, пастух и пёс…
Сон в страну свою унёс.

– Ребята, ваш первый вопрос: что такое сон? Может, кто-то уже знает? Сейчас существует много разной литературы, большое количество передач транслируется – поделитесь имеющимися знаниями с друзьями.  (Дети высказывают свои предположения, учитель обобщает)
– Сон относится к важнейшему виду ежедневного отдыха. Без достаточного нормального сна немыслимо здоровье. Народ давно подметил очень важную роль сна для здоровья человека, для восстановления его физических и психических сил. Сон – это наступающее через определённые промежутки времени состояние покоя и отдыха.
– Ребята, а кто попытается ответить на вопрос: зачем мы спим ночью? (Ответы детей)
– Так давайте сейчас вместе попробуем разобраться в этом вопросе. Внимательно послушайте одну историю. (Дети слушают, анализируют)
– Один мальчик, решил понаблюдать: что произойдёт, если он один вечер ляжет спать вовремя, а в другой вечер ляжет поздно. Свои наблюдения он записывал в личный дневник. Вот его записи.

1 день. Вечером лёг спать в 9 часов. Утром проснулся в 7 часов, сделал зарядку и с хорошим настроением пошёл в школу. На уроках активно работал.
2 день. Смотрел фильм по телевизору, который закончился в 11 часов вечера. Сразу заснуть не удалось. Утром не хотел просыпаться и идти в школу, болела голова, было плохое настроение. На уроках хотелось спать. Слипались глаза.
3 день. Сегодня решил спать лечь вовремя, то есть в 9 часов вечера. Утром проснулся бодрым, весёлым и отправился в школу. На уроках было очень интересно.

– Ребята, как вы считаете, почему такое могло произойти? Зачем нужно спать по ночам и ложиться вовремя?  (Дети высказывают своё мнение, доказывают)
В результате обсуждения появляется итог работы. (слайд 15)

Мы спим, чтобы:
– отдыхать;
– утром быть добрым бодрым и весёлым;
– быть героем;
– полетать во сне;
– видеть интересные сны;
– играть с «мультяшками».

– Правильно. Недосыпание, особенно систематическое, ведёт к переутомлению, к заболеванию организма. Нам нравится смотреть интересные сны: мы в них и летаем, и играем со своими любимыми героями.
– Посмотрите внимательно на иллюстрацию в учебнике. Что случилось с мальчиком на уроке? (Ответы детей)
– Прочитайте самостоятельно вывод.  (Дети читают в учебнике)
– Наш сон будет крепким, а пробуждение лёгким тогда, когда мы будем соблюдать особые правила подготовки ко сну. И как раз ваш третий вопрос, какие существуют правила здорового сна?  Как вы готовитесь ко сну?  (Высказывания детей)
– Давайте сейчас вместе выработаем эти правила. Нужно выполнить задание в нижней части учебника. Самостоятельно проанализируйте рисунки и закрасьте фишки разным цветом: что нужно делать перед сном – зелёным цветом, что можно делать – жёлтым цветом, что делать нельзя – красным цветом.  (Самостоятельная работа детей)
– Пожалуйста, теперь поработайте в парах.  Расскажите о своих выводах друг другу, спорные ситуации обсудите. (Работа в парах)
– Ребята, проверьте результат работы на слайде. Всё ли здесь, по-вашему,  мнению выполнено правильно? (Слайд 16)

(Дети анализируют представленный вариант ответа, исправляют ошибки, доказывая свой выбор)

– Учёные, изучающие влияние сна на человека, также разработали правила, которых следует придерживаться. Посмотрите внимательно и скажите, что мы ещё не отметили в своих правилах?
(слайд 17) – учитель читает и комментирует правила.

Ответы детей:

– Я отметил для себя ещё одно правило: ложиться и вставать в одно время.
– Спать желательно в полной темноте.
– Спать на ровной постели.
– А я не понял: почему нужно спать на  спине или на правом боку?
– Ребята, кто может ответить на этот вопрос?
– Наверное, так спать удобнее.
– Я думаю, что так легче работать нашему сердцу, когда мы спим, оно тоже должно отдохнуть. Мне мама говорила, что сердце находится ближе к левой стороне. И, если мы будем спать на левом боку, то на него будут давить другие органы.
– Молодцы! Но давайте этот вопрос оставим на сегодняшний день открытым. Вы, придя домой, по желанию, поинтересуйтесь у родителей или посмотрите в книгах, и постарайтесь найти другие варианты ответов.
– А сейчас давайте закрепим правила здорового сна с помощью подвижной игры «Верно или неверно?» Если  высказывание  верно, вы складываете руки как во сне, если нет, то хлопаете в ладоши и стучите ногами. (Выполняется работа)

Перед сном нужно:

– почистить зубы и умыться;
– попрыгать и побегать;
– проветрить комнату;
– посмотреть страшный фильм;
– почитать книгу;
– хорошо покушать.

– Ребята, вспомните, а какие слова вы обычно говорите родителям и другим членам семьи, когда идёте спать? Что слышите в ответ? И что означают эти слова? (Спокойной  ночи! Доброго сна!  Приятных снов!)
– Сейчас под колыбельную песенку в рабочей тетради нарисуйте свой сон. (слайд 18)

(Дети под музыкальное сопровождение рисуют свой сон)

– Посмотрите, какие чудесные сны вы смотрите! Кто желает прокомментировать своё творчество?

(По желанию учащиеся рассказывают, что изобразили на рисунках)

– Ребята, вернёмся к нашему плану. Следующий вопрос, как люди узнают про сон?
– Некоторые люди спят так крепко, что на утро, проснувшись, всё забывают. А другие, наоборот, запоминают и стараются разгадать свои сны. Сейчас в этом помогают специальные книги для объяснения сновидений – сонники. И если вам интересно, вспомните свой сон, а дома в книге найдёте ему объяснение.
А знаете, откуда стало известно, что мы, когда спим, постоянно видим сны? Врачам удалось это выяснить с помощью прибора, который называется электроцефалограф. Это прибор, который принимает и записывает сигналы мозга. Было обнаружено, что во сне мозг постоянно работает.
– Видят сны не только люди. Вы можете привести примеры, доказывающие, что и животные тоже видят сны?

(Дети делятся своими наблюдениями за домашними животными: если понаблюдать за спящей собакой или кошкой, то можно увидеть, что животное иногда дёргает во сне лапой, издаёт какие-то звуки)

– Давайте немного отдохнём.

(Физкультминутка проводится под музыкальное сопровождение – слайд 19)

– Ваш следующий вопрос, как спят животные? Давайте дальше продолжим обсуждение ваших наблюдений.
(Слайды 20-24) – учитель демонстрирует слайды, дети смотрят мультимедийную презентацию.
– А теперь отгадайте загадки, и вы узнаете, какие животные ночью не спят.

Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло,
Спать летит в дупло. (Сова)

Целый день он спать не прочь,
Но едва настанет ночь,
Запоёт его смычок
Музыканта звать… (Сверчок)

Днём спит,
Вниз головой висит,
Ночью летает,
Пищу добывает. (Летучая мышь)

То погаснет,
То зажжётся
Ночью в роще огонёк.
Угадай, как он зовётся?
Ну, конечно… (Светлячок)

– Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Что вы знаете об этих животных?

Дети рассказывают.

Итог:  не все животные ночью спят, так как ночь у многих животных – основное время добычи пищи.

– Ребята, последний вопрос нашего плана: кто, кроме животных, не спит по ночам? Как вы предполагаете?
– Я думаю, что не спят люди, которые болеют.
– Я считаю, что это люди, которые путешествуют и находятся в дороге.
– А я думаю, это те люди, которые по ночам работают.
– Молодцы! Вы правильно рассуждаете. Посмотрите слайды презентации, изображающие профессии людей, работающих по ночам, и объясните значимость данных профессий.
(слайды 25-27)

(Дети приводят факты, случаи из жизни, рассказывающие о деятельности пожарных, работников скорой помощи, милиции в ночное время)

V.  Рефлексия.  Оценивание работы

– Ну вот, ребята, обратите внимание на вопросы, которые мы поставили в начале урока. Пусть коротко, но мы старались найти на них ответы. Давайте подведём итог урока. Каждый для себя продолжит фразу… (слайд 28)

VI. Итоговая беседа

– Итак, подошёл к концу наш урок, на котором мы с вами рассмотрели только частичку, какая может влиять на наше здоровье. Здоровье – это неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и крепким, никогда не болеть. И, если мы будем соблюдать правила здорового сна, то наступающий день будет проходить веселей и жить будет легче.

VII. Рекомендации для самостоятельной работы (выбор по желанию)

– Ребята, если вы желаете, то можно дома зарисовать увиденный ночью сон. Можно рассказать маме или друзьям, как правильно подготовиться вечером ко сну.
– Ребята, сегодня мне хочется похвалить вас всех. Вы хорошо работали!  Спасибо!
(Слайд 29)

Используемая литература:

1. Мир детства: Младший школьник / под ред. А. Г. Хрипковой, – М.: Педагогика, 1981.
2. Расти здоровым: Детская энциклопедия / Р. Ротенберг, – М.: Физкультура и спорт, 1991.
3. Сказочный справочник здоровья. Т. 2 / А. Лопатина, М.: Амрита – Русь, 2005.    
4. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / пер. К. Мишиной, А. Зыковой, – М.: Эксмо, 2005.
5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина / сост. Н. Ю. Буянова, – М.: АСТ, 1998.
6. Интернет-ресурсы.